предоставление жилого помещения



Дело № 2-393/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       город Чернушка                                                       25 апреля 2011 года

     Чернушинский районный суд Пермского края в составе

судьи Синельниковой И.А.

с участием помощника прокурора Чернушинского района Мусихиной Н.П.

представителя истца Орловой А.П. по доверенности

при секретаре Кулановой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах Стариковой Александры Егоровны к Администрации Таушинского сельского поселения, Администрации Чернушинского муниципального района, Министерству социального развития Пермского края, Правительству Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением,

                                        у с т а н о в и л :

          Прокуратура Чернушинского района в интересах Стариковой Александры Егоровны обратилась в суд с иском. Требует признать за Стариковой Александрой Егоровной право на получение меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны; обязать Министерство социального развития Пермского края, Правительство Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края принять меры по обеспечению жильем ветерана Великой отечественной войны Старикову А.Е.

        Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района рассмотрено Обращение Стариковой Александры Егоровны, в котором она просит защитить ее права и признать отказ Министерства социального развития Пермского края в предоставлении ей меры социальной поддержки как ветерану Великой Отечественной войны незаконным.

        Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

       В соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

     Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п утвержден      Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам.

Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Согласно п.п.3.1, 3.2, 3.3 указанного Порядка постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством.

Органы местного самоуправления представляют в Министерство социального развития Пермского края ежемесячно, до 5-го числа текущего месяца, на граждан из числа лиц, указанных в пункте 1.2.1 настоящего Порядка сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку списки граждан. На основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края в течение 30 дней формирует сводные списки граждан отдельно по категориям и готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии (единовременной денежной выплаты).

Согласно п. 4.1 Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 1.2,1 в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата.

Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

На основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам либо о внесении изменений в указанное распоряжение Правительства Пермского края Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в течение 10 рабочих дней после подписания указанного распоряжения выдает органам местного самоуправления бланки жилищных сертификатов.

Согласно п.4.4 Порядка органы местного самоуправления на основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий в течение пятнадцати дней, с даты получения бланков жилищных сертификатов от Министерства ЖКХ, выдают жилищные сертификаты гражданам.

     Старикова Александра Егоровна 14.12.1923 года рождения, проживающая в с. Тауш ул. Пионерская, 2-2 является ветераном-участником Великой Отечественной войны.

Согласно удостоверения, выданного военным комиссариатом Чернушинского и Куединского районов от 17 декабря 2008 года она имеет право на льготы, установленные ст. 17 и ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

    09.02.2010 года Александра Егоровна обратилась с заявлением о принятии на учет в администрацию Таушинского сельского поселения. Актом обследования помещения от 08.02.2010 года, проведенном межведомственной комиссией администрации Таушинского сельского поселения, было установлено, что жилое помещение, в котором проживает Старикова 1976 года постройки, жилая площадь 33 кв.м.. С ней совместно постоянно живет 9 человек. Учитывая, что Старикова и члены ее семьи не обеспечены жилой площадью в пределах учетной нормы, установленной на территории Чернушинского муниципального района, решением жилищной комиссии № 4 от 09.02.2010 года Старикова А.Е. была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник Великой Отечественной войны.

     Администрацией Чернушинского муниципального района материалы учетного дела для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения для Стариковой А.Е. в 2010 году были направлены в Министерство социального развития Пермского края.

    Рассмотрев материалы учетного дела 09.09.2010 года Министерство социального развития приняло решение об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения Стариковой со ссылкой на ст. 17 ФЗ «О ветеранах».

     Считает, что данный отказ произведен не законно, учитывая, что Старикова Александра Егоровна является, согласно представленных документов, инвалидом Великой Отечественной войны, и в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение такой меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны.

    В отказе Министерства социального развития сделана ссылка на ст. 17 ФЗ «О ветеранах», согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем подлежат военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений и неправомерно непринята во внимание ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

        В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Мусихина Н.С. полностью поддержала исковые требования, и доводы, изложенные в заявлении.

      Представитель истца Орлова А.П. по доверенности пояснила, что истец Старикова А.Е. ее мать. Проживает она с ее семьей, всего девять человек. Квартира принадлежит ей, приватизирована в 2009 году. Мать Старикова А.Е. является участником Великой Отечественной войны. Документы на оформила в 2008 году и с этого времени стала пользоваться льготами, предусмотренными для инвалидов Великой Отечественной войны. Делали запросы в архив, пришли документы, подтверждающие ее участие в Великой Отечественной войне. У нее есть медаль за победу над Германией, имеются все юбилейные медали, хотя и удостоверение участника Великой Отечественной войны выдали в 2008 году. Мать является инвалидов второй группы, в возрасте 87 лет. Считает, что она нуждается в улучшении жилищных условий.

      Ответчик – Администрация Таушинского сельского поселения надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Представитель в судебное заседание не явился, представлено учетное дело на Старикову А.Е.

     Третье лицо – администрация Чернушинского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что     согласно ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Старикова А.Е. является ветераном-участником Великой Отечественной войны в соответствии со ст. ст. 14, 17 Закона РФ «О ветеранах». В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Старикова А.Е. решением жилищной комиссии при администрации Таушинского сельского поселения от 09.02.2010 г. поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник ВОВ. В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем данной категории граждан разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. № 21-п.

    Администрация Чернушинского муниципального района направила материалы учетного дела для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения для Стариковой А.Е. в 2010 году в Министерство социального развития Пермского края. Рассмотрев материалы учетного дела, Министерство социального развития Пермского края приняло решение об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения Стариковой А.Е со ссылкой на ст. 17 Закона «О ветеранах».

        Правительство Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Иск не признает, представлены письменные возражения, из которых следует, что в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 5-ФЗ к мерам социальной поддержки инвалидов войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч. 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

    Из искового заявления следует, что Старикова Александра Егоровна является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы.

    Из искового заявления следует, что Старикова А.Е. решением жилищной комиссии № 4 от 09.02.2010 г. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как участник Великой Отечественной войны.

В материалах дела, представленных в адрес Правительства, отсутствует документальное подтверждение данного факта (решение жилищной комиссии, постановление, распоряжение).

    Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 5-ФЗ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Старикова А.Е. обратилась с заявлением о постановке на учет, как участника ВОВ после 2005 г. Следовательно, права на внеочередное предоставление жилого помещения она не имеет, поскольку инвалиды ВОВ, вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в общем порядке.

    На основании ст. 23.2 Федерального Закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п (далее - Порядок).

Согласно п. 3.1. Порядка, постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления формируют списки граждан -получателей субсидии.

Согласно п. 3.3. Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края:

формирует сводные списки граждан отдельно по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Порядка;

готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам - получателям субсидий в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии.

В соответствии с п. 3.5. Порядка размер субсидии рассчитывается Министерством социального развития Пермского края на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам - получателям субсидий, а в случае внесения изменений в указанный акт в связи со смертью гражданина - получателя субсидий - на дату внесения данных изменений.

Размер субсидии определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина - получателя субсидии, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений инвалидам Великой Отечественной войны.

Согласно пунктам 4.1 - 4.4. Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата.

Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам либо о внесении изменений в указанное распоряжение Правительства Пермского края Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) изготавливает и выдает органам местного самоуправления бланки жилищных сертификатов.

Органы местного самоуправления на основании распоряжения Правительства Пермского края в течение пятнадцати дней с даты получения бланков жилищных сертификатов от Министерства ЖКХ выдают жилищные сертификаты гражданам.

Денежные средства на приобретение жилых помещений гражданам выделяются на основании распоряжения Правительства Пермского края, и уже на основании распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ Пермского края изготавливает и выдает органам местного самоуправления бланки жилищных сертификатов (п. 4.3 Порядка).

Согласно п. 3.4 Порядка инвалидам Великой Отечественной войны 1-й группы и инвалидам боевых действий 1-й группы субсидии (единовременные денежные выплаты) предоставляются вне очереди.

Затем предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) гражданам осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.

        Ответчик - Министерство социального развития Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Поддерживает доводы изложенные в письменных возражениях Правительства Пермского края.

        Ответчик – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Старикова А.Е. согласно удостоверению, выданному Военным комиссариатом Чернушинского и Куединского районов Пермского является участником Великой Отечественной войны и относится к категории, меры социальной поддержки в которой определены в статье 17 ФЗ «О Ветеранах». Согласно п.4 ст.17 указанного закона Старикова А.Е. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемого ею служебного жилого помещения. Старикова А.Е. же проживает в жилом помещении, находящимся в собственности дочери. Просит в иске отказать.

      Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

      Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что Стариковой Александре Егоровне Военным комиссариатом Чернушинского и Куединского района Пермского края выдано Удостоверение Серия , как ветерану – участнику Великой Отечественной войны и определено право на льготы и преимущества, установленные ст.14, и ст.17 Федерального закона « О ветеранах».(л.д.27). Согласно справки сер.ВТЭ-189 №002200 Стариковой А.Е. 10 февраля 1995 года установлена вторая группы инвалидности бессрочно. 9 февраля 2010 года Старикова А.Е. обратилась в администрацию Таушинского сельского поселения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник Великой отечественной войны по причине обеспеченности общей площадью на 1 человека менее учетной нормы. Предоставила необходимый пакет документов, подтверждающих свой статус и нуждаемость в улучшении жилищных условий. На основании решения жилищной комиссии по признанию граждан нуждающимися в жилом помещении в Таушинском сельском поселении от 9 февраля 2010 года протокол №4 на нее заведено учетное дело №8, как имеющей право на первоочередное предоставление жилого помещения. Письмом Министерства социального развития Пермского края от 09 сентября 2010 года

№СЭД-33-05-29-513 Стариковой А.Е. отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения со ссылкой. В письме Министерство социального развития Пермского края от 09 сентября 2010 года №СЭД-33-05-29-513 ссылается на Разъяснения №10496-СК/07 Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года, из которого следует, что в соответствии со статьей 17 Федерального Закона «О ветеранах» обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета подлежат военнослужащие, проходившие службы в воинских частях, учреждениях, воено-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». В связи с этим, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вышеуказанных категорий граждан в иных случаях не предусмотрено. Поскольку Старикова Александра Егоровна относится к вдовам военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности дочери, предоставить ей субсидию на при обретение жилого помещения не представляется возможным.(л.д.29).

       Согласно материалам учетного дела Стариковой А.А. она проживает в квартире, принадлежащей дочери Орловой А.П. Жилое помещение представляет собой квартиру общей площадью 44,4 кв.метров, жилой площадью 33 кв.метров, 1976 года постройки с печным отоплением. В данной квартире зарегистрировано и проживают 9 человек. На одного члена семьи приходится 3,67 кв.метров. Заключением межведомственной комиссии при администрации Таушинского сельского поселения принято решение о необходимости предоставления Стариковой А.Е. жилого помещения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

     В соответствии со ст. 2 ч. 1. Федерального закона от 12 января 1005 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

       Истице Стариковой А.Е. установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию.

       В соответствии со ст.15 ч.2 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

В соответствии со ст.14 ч.1 п.4 Федерального закона « О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

       Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 – 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

        Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой отечественной войны; участников Великой отечественной войны. Определение порядка предоставления жилых помещений ( по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года и 1 марта 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об беспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 года №30 - в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю:

1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

         В Пермском крае в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 января 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 года №21-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

       Согласно п.1.2.1. Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – инвалидов Великой отечественной войны, участников Великой отечественной войны.

      Согласно п.3.1. Порядка постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 марта предоставляют в Министерство социального развития Пермского края – сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку списки граждан – получателей субсидий из числа лиц, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего порядка ( п.3.2).

       Согласно п.3.3 Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края формирует сводные списки граждан – получателей субсидий по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего порядка; готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам – получателям субсидий в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии.

      Согласно пункта 3.5 Порядка размер субсидии рассчитывается Министерством социального развития Пермского края на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам – получателям субсидий.

    Размер субсидий определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина – получателя субсидии, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан: инвалидам Великой отечественной войны; участника Великой отечественной войны (п.3.6 Порядка).

     Согласно п.4.1, 4.2 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам – получателям субсидий в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане – получатели субсидий состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для организации работы по выдаче жилищных сертификатов органы местного самоуправления обеспечивают подготовку и принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих организацию работы с жилищными сертификатами, решений об утверждении списков граждан – получателей субсидий, проведение работы по разъяснению условий и порядка получения субсидий с помощью жилищных сертификатов.

       Удовлетворяя иск, суд учитывает и Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», которым постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». В Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 внесены изменения 9 января 2010 года - Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

    При постановлении решения суд учитывает, что на момент вынесения решения суда в законодательство о предоставлении жилья ветеранам внесены изменения, согласно которым жилье будет предоставлено ветеранам и инвалидам Великой отечественной войны независимо от даты постановки их на учет.

       На основании изложенных выше положений нормативно-правовых актов, устанавливающих основания и порядок предоставления жилого помещения, в соответствии с установленными обстоятельствами, истец Старикова А.Е. имеет право на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, как ветеран участник - инвалид Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

       На основании анализа приведенных выше норм законодательства, установленных обстоятельств, суд считает позицию Министерства социального развития Пермского края, выраженную в письме-отказе от 9 сентября 2010 года №СЭД-33-05-29-513 в предоставлении Стариковой А.Е. субсидии на приобретение жилого помещения не состоятельной. В письменном отказе приведены доводы, что Старикова А.Е. является вдовой военнослужащего, проходившего службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, что не соответствует установленным в судебном заседании обстоятельствам.

           Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                    р е ш и л :

      Иск прокурора Чернушинского района в интересах Стариковой Александры Егоровны удовлетворить.

     Признать за Стариковой Александрой Егоровной право на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, как участнику инвалиду Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Обязать Министерство социального развития Пермского края включить Старикову Александру Егоровну в сводный список лиц имеющих право на получение субсидии, а также в проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения.

      Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

       Судья                 И.А.Синельникова