Дело № 2–365/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.,
представителя истца Бириной А.П.,
при секретаре Жулановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района в интересах Накаряковой Валентины Александровны к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского района о признании права на получение меры социальной поддержки на обеспечение жильем и возложению обязанности по обеспечению жильем в связи с наличием статуса вдовы умершего участника Великой Отечественной войны;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района обратился с иском в интересах Накаряковой В.А. к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского района о признании права на получение меры социальной поддержки.
Исковые требования мотивированы следующим: прокуратурой Чернушинского района рассмотрено обращение Накаряковой Валентины Александровны, в котором истец просит защитить её права и признать отказ Министерства социального развития Пермского края в предоставлении меры социальной поддержки как вдове ветерана Великой Отечественной войны незаконным. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращением к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст. 21 указанного закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам. Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п. 3.1, 3.2, 3.3 указанного порядка, постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством. Органы местного самоуправления представляют в Министерство социального развития Пермского края ежемесячно, до 5-го числа текущего месяца, на граждан из числа лиц, указанных в п. 1.2.1 Порядка, сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку списки граждан. На основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего порядка, Министерство социального развития Пермского края в течении 30 дней формирует сводные списки граждан отдельно по категориям и готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденных законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовой год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии (единовременной денежной выплаты). Согласно п. 4.1 Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 1.2.1, в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам либо о внесении изменений в указанное распоряжение Правительства Пермского края Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (Министерства ЖКХ) в течении 10 рабочих дней после подписания указанного распоряжения выдает органам местного самоуправления бланки жилищных сертификатов. Согласно п. 4.4 Порядка, органы местного самоуправления на основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий в течении 15 дней, с даты получения бланков жилищных сертификатов от Министерства ЖКХ, выдают жилищные сертификаты гражданам. Согласно свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и Накарякова Валентина Александровны с ДД.ММ.ГГГГ состояли в зарегистрированном браке. ФИО2 являлся ветераном участником Великой Отечественной войны, что подтверждается военным билетом № и удостоверением №. Согласно указанного удостоверения ФИО2 являлся ветераном – участником Великой Отечественной воны и имел прав и льготы, предусмотренные ст. 14, 17 Федерального закона «О ветеранах». 16 ноября 2009 года ФИО2 обращался с заявлением о принятии на учет в администрацию Трушниковского сельского поселения. Актом обследования помещения от 16.11.2009 года было установлено, что жилое помещение, в котором проживают ФИО2 и Накарякова Валентина Александровна имеет общую площадь 27,3 кв.м., 1953 года постройки. Учитывая, что ФИО2 и члены его семьи не обеспечены жилой площадью в пределах учетной нормы, установленной на территории Чернушинского муниципального района, решением жилищной комиссии № 1 от 11.12.2009 года ФИО2 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник Великой Отечественной войны. 02 июня 2010 года ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. В связи со смертью мужа Накарякова В.А. обрела право на получение льгот, предусмотренных ст. 21 закона «О ветеранах», в том числе на предусмотренные п. 4 ч. 1 указанной статьи – обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Данное право подтверждается вкладышем к удостоверению № от 09.06.2010 года. Решением комиссии по признанию граждан, нуждающимися в жилом помещении Трушниковского сельского поселения (протокол № 8 от 16.06.2010 года) было решено принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Накарякову В.А. Администрацией Чернушинского муниципального района материалы учетного дела для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения для Накаряковой В.А. в 2010 году были направлены в Министерство социального развития Пермского края. Рассмотрев материалы учетного дела 05 июля 2010 года Министерство социального развития приняло решение об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения Накаряковой В.А. со ссылкой на ст. 17 Федерального закона «О ветеранах». Прокурор считает, что данный отказ произведен незаконно, учитывая, что Накарякова В.А. является, согласно представленных документов, вдовой участника Великой Отечественной войны, и в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», имеет право на получение такой меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. В отказе Министерства социального развития сделана ссылка на ст. 17 Федерального закона «О ветеранах», согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем подлежат военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, и неправомерно не принята во внимание ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Прокурор Чернушинского района просит признать за Накаряковой Валентиной Александровной право на получение меры социальной поддержки – обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем вдовы ветерана Великой Отечественной войны; обязать Министерство социального развития Пермского края, Правительство Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края принять меры по обеспечению жильем вдову ветерана Великой Отечественной войны Накарякову В.А.
Старший помощник прокурора Чернушинского района Пермского края Лыбина О.В. исковые требования в интересах Накаряковой В.А. поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, пояснила, что отказ Министерства социального развития Пермского края в обеспечении жильем истца полагает незаконным по доводам, изложенным в исковом заявлении, право истца на меры социальной поддержки, в том числе на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета подтверждается удостоверениями о праве на льготы в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Истец Накарякова В.А. в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья, о дате судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца Накаряковой В.А. – Бирина А.П. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Отец ФИО2 являлся ветераном – участником Великой Отечественной войны, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Накарякова Валентина Александровна является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана – участника Великой Отечественной войны. Накарякова В.А. проживает в жилом доме в <адрес>, жилой дом принадлежит ФИО11, является ветхим и неблагоустроенным. В собственности Накаряковой В.А. нет жилых домов и квартир. По решению Администрации Трушниковского сельского поселения ФИО2 и Накарякова В.А. признаны нуждающимися в жилом помещении.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В отзыве по иску Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края Старцева Н.А. указала, что Накарякова В.А. является вдовой военнослужащего, проходившего военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев и в иных случаях. В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, установленных ст. 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. В целях реализации закона разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п. Согласно п. 3.6 Порядка, размер субсидии (единовременной денежной выплаты) определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития РФ, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан: инвалидам Великой Отечественной войны; участникам Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период; членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовым и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Согласно пунктам 4.1 - 4.4 Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения. Инвалидам Великой Отечественной войны 1 группы и инвалидам боевых действий 1 группы субсидии (единовременные денежные выплаты) предоставляются вне очереди. Затем предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) гражданам осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах». В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ (главного распорядителя бюджетных средств) от 19.03.2010 года № 10496-СК/07, обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета граждан, указанных в ст. 17 закона, в рамках реализации указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежит. В связи с этим, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вышеуказанных категорий граждан, в том числе вдов военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и в иных случаях не предусмотрено. Категория, к которой относится Накарякова В.А., обеспечивается мерами социальной поддержки согласно действующему Порядку в хронологической последовательности. Исполнение решения по иску прокурора приведет к нарушению прав граждан, которые были поставлены на учет по данной категории раньше Накаряковой В.А. Лица, поставленные на учет раньше истца, обладают одинаковыми с ней правами. Предоставление субсидии Накаряковой В.А. без учета определенности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. Отказ Министерства в предоставлении субсидии ФИО13 является правомерным и связан с реализацией Указа, который на данную категорию граждан не распространяется. Ответчик просит отказать Накаряковой В.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского района в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В предварительном судебном заседании Глава Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского района Андреев А.Г. исковые требования прокурора и Накаряковой В.А. к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поддержал, пояснил, что Накарякова В.А. проживает одна в <адрес>, жилой дом принадлежит ФИО11, собственного жилого помещения не имеет, умерший муж ФИО2 и истец Накарякова В.А. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, истец Накарякова В.А. является тружеником тыла и вдовой участника Великой Отечественной войны. (л.д. 45)
Представитель третьего лица Администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. В письменном отзыве по иску представитель третьего лица Администрации Чернушинского муниципального района ФИО15 указала, что согласно ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливаются следующие категории ветеранов: ветерана Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны относится: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки полномочия по обеспечению жильем. Участники, инвалиды Великой Отечественной войны имеют прав на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Накарякова В.А. решением комиссии при администрации Трушниковского сельского поселения от 16.06.2010 года поставлена на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий. В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем данной категории граждан разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п. Администрация Чернушинского муниципального района направила материалы учетного дела для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения для Накаряковой В.А. в 2010 году в Министерство социального развития Пермского края. Рассмотрев материалы учетного дела, Министерство социального развития Пермского края приняло решение об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения Накаряковой В.А. со ссылкой на ст. 17 закона «О ветеранах».
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец Накарякова Валентина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6), согласно вкладыша к удостоверению, выданного Министерством социального развития Пермского края 09 июня 2010 года, имеет право на льготы, установленный для вдовы умершего участника Великой Отечественной войны по ст. 21 закона «О ветеранах» (л.д. 7), и является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 31).
Накарякова В.А. с 15 июля 1954 года состояла в браке с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (л.д. 20, 29), ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
ФИО2 являлся ветераном – участником Великой Отечественной войны, имел права и льготы, установленные ст. 14, 17 Федерального закона «О ветеранах», проходил военную службу в период с ноября 1942 года по ноябрь 1945 года. (л.д. 20, 28, 31)
Накарякова В.А. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. (л.д. 14, 22)
ФИО2 16 ноября 2009 года обратился с заявлением в администрацию о принятии на учет для получения жилого помещения (л.д. 11). Из представленных документов следовало, что ФИО2 и Накарякова В.А. проживают в неблагоустроенном деревянном доме общей площадью 27,5 кв.м., жилой площадью 15,6 кв.м., 1953 года постройки, принадлежащем ФИО11 (л.д. 15, 17-19, 21, 24)
По решению Комиссии по признанию граждан нуждающимися в жилом помещении по Трушниковскому сельскому поселению от 11 декабря 2009 года ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. (л.д. 25-26)
По решению Комиссии по признанию граждан нуждающимися в жилом помещении по Трушниковскому сельскому поселению от 16 июня 2010 года Накарякова В.А. принята на учет в качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий. (л.д. 27)
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по материалом регистрации Чернушинского филиала Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации» не зарегистрировано наличие прав на жилые дома, квартиры, земельные участки за ФИО2, Накаряковой Валентиной Александровной. (л.д. 12, 13, 56)
Согласно Ответа Министра социального развития Пермского края от 05 июля 2010 года на имя главы Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерством социального развития Пермского края рассмотрена копия учетного дела Накаряковой Валентины Александровны по вопросу о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, указано следующее: согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О ветеранах», обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета подлежат военнослужащие, проходившие службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». В связи с этим обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в том числе вдов указанных военнослужащих, в иных случаях не предусмотрено. (л.д. 9)
Из представленных документов следует, что ФИО2 являлся ветераном – участников Великой Отечественной войны, права на льготы определены ст. 14, 17 Федерального закона «О ветеранах», Накарякова В.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, права на льготы определены ст. 21 закона «О ветеранах».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», 1. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О ветеранах», 1. Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. 2. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. 3. В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», 1. Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: …4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О ветеранах», Военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: …4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», 1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: …4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. 3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:…2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; …членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; …3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. 4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. 5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. 6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. 7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 8. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. …11. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. 11.1. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. 12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Истцом Накаряковой В.А. представлены документы, выданные государственными органами, - Министерством социального развития Пермского края, подтверждающие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на основании ст. 17, 21 закона «О ветеранах».
В статье 21 Федерального закона «О ветеранах» прямо предусмотрено право у члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны на меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Нуждаемость истца Накаряковой В.А. в улучшении жилищных условий подтверждается представленными решениями органов местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, информацией государственных регистрирующих органов об отсутствии у истца Накаряковой В.А. жилого помещения на праве собственности.
Согласно Постановления Правительства Пермского края от 02.03.2007 года N 21-п (ред. от 08.12.2010 года) "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", 1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 1.2. Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - граждане):…участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. …3.1. Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством. …3.3. На основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края в течение 30 дней: формирует сводные списки граждан отдельно по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Порядка; готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии (единовременной денежной выплаты). Средства, предусмотренные на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, распределяются пропорционально на граждан, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2. …3.4. Инвалидам Великой Отечественной войны 1-й группы и инвалидам боевых действий 1-й группы субсидии (единовременные денежные выплаты) предоставляются вне очереди. Затем предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) гражданам осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством. В случае если двое или более граждан, относящихся к одной льготной категории граждан, имеют одинаковую дату постановки на учет, очередность предоставления субсидий (единовременных денежных выплат) определяется по следующим критериям: в первую очередь субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется тем гражданам, которые проживают в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; затем - проживающим в жилых помещениях с наименьшей жилой площадью на одного члена семьи; далее - иным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. …3.5. Размер субсидии (единовременной денежной выплаты) рассчитывается Министерством социального развития Пермского края на дату принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, а в случае внесения изменений в указанный акт в связи со смертью гражданина - на дату внесения данных изменений. …3.6. Размер субсидии (единовременной денежной выплаты) определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений следующим категориям граждан: инвалидам Великой Отечественной войны; участникам Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период; …членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. …4.3. На основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам либо о внесении изменений в указанное распоряжение Правительства Пермского края Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в течение 10 рабочих дней после подписания указанного распоряжения выдает органам местного самоуправления бланки жилищных сертификатов.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года N 21-п требования прокурора обоснованно адресованы к ответчикам Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, так как именно указанные государственные органы занимаются реализацией мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Ответчик ссылается на Письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 года N 10496-СК/07 «По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», о разъяснении по вопросам, связанным с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, Министерство регионального развития Российской Федерации в пределах своей компетенции дает разъяснения по следующим вопросам. Указано следующее: 1. В части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем лиц, установленных статьями 17 и 19 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), в иных случаях, не предусмотренных указанными статьями Федерального закона "О ветеранах". В соответствии со статьями 17 и 19 Федерального закона "О ветеранах" обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем подлежат военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, и лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах". В связи с этим, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вышеуказанных категорий граждан в иных случаях не предусмотрено. 2. В части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону "О ветеранах". Разделами I и II приложения к Федеральному закону "О ветеранах" определено, что ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Тем самым законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до 1 марта 2005 г. не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не подлежат.
Суд учитывает, что по решению государственного органа в отношении истца Накаряковой В.А. установлено право на льготы, предусмотренные ст. 21 закона «О ветеранах», как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны.
Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 (ред. от 09.01.2010 года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", 1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". 2. Правительству Российской Федерации: а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; б) предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом; в) обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. 3. Предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Согласно Распоряжения Правительства РФ от 03.03.2011 года N 352-р «О направлении бюджетных ассигнований на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах"», 1. В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" направлены бюджетные ассигнования в размере 10000000 тыс. рублей Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". 2. Утверждено прилагаемое распределение на 2011 год субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Указом Президента РФ от 09.01.2010 года N 30 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", внесены в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2116) изменения, исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.".
Таким образом, имеются основания полагать, что истец Накарякова В.А. согласно ст. 21, 23.2 закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 (ред. от 09.01.2010 года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", как нуждающаяся в улучшении жилищных условий член семьи – вдова умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на соответствующую социальную в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, вне зависимости от наличия других лиц, обладающих аналогичным правом.
На основании изложенного, исковые требования прокурора в интересах Накаряковой В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Чернушинского района в интересах Накаряковой Валентины Александровны удовлетворить.
Признать за Накаряковой Валентиной Александровной вдовой умершего ветерана - участника Великой Отечественной войны право на получение меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Возложить на Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края обязанность по принятию мер по обеспечению жильем Накаряковой Валентины Александровны как вдовы умершего ветерана - участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева