Дело № 2-531/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2011 года город Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
судьи Синельниковой И.А.
с участием представителя заявителя – Слобожаниной О.А. по доверенности
судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
Доровских Н.А.
при секретаре Кулановой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Чернушинского муниципального района об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ( ОСП по Чернушинскому району УФССП по Пермскому краю ),
у с т а н о в и л :
Администрация Чернушинского муниципального района обратилась в суд с жалобой на действия судебного пристава- исполнителя. Просит отменить постановление о взыскании исполнительного сбора от 07.04.2011 г., которым постановлено взыскать с администрации Чернушинского муниципального района исполнительный сбор 63471,87 рублей, как незаконное.
Жалоба мотивирована тем, что постановлением о возбуждении исполнительного производства от 07.04.2011 г. постановлено возбудить исполнительное производство по взысканию с администрации Чернушинского муниципального района исполнительский сбор в сумме 63471,87 рублей. Считает, что Постановление вынесено не законно и не обоснованно, и подлежит отмене, по следующим основаниям:
Согласно статье 115 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом. Приказом ФССП РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства» определена форма постановления о взыскании исполнительского сбора (приложение № 65 к Приказу), тогда как судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, что является не законным. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В данном случае возбуждение исполнительного производства не законно, т.к. дело, на основании которого возбуждено новое производство - окончено, о чем свидетельствует постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 23.03.2011 г. Ввиду того, что в Постановлении от 07.04.2011 г. не содержится надлежащей информации, со слов судебного пристава-исполнителя было выяснено, что исполнительное производство возбуждено по ранее исполненному делу в отношении ФИО1. В преамбуле постановления, представленным судебным приставом - исполнителем, содержаться сведения не соответствующие материалам дела в отношении ФИО1 Так, в постановлении от 07.04.2011 г. указано, что «поступил исполнительный документ: постановление судебного пристава - исполнителя № б/н от 21.02.2011 г. на основании решения по делу № б/н от 21.02.2011 г., вступившего в законную силу 30.12.1899». В отношении ФИО1 было принято решение Чернушинским районным судом от 06 ноября 2009 года, дело № 2-894-09. Таким образом, даты отраженные в Постановлении не соответствуют материалам дела.
Решением Чернушинского районного суда от 06.11.2009 г. на администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края возложена обязанность по предоставлению ФИО1 по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в Чернушинского района Пермского края, отвечающего санитарным и техническим нормам общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края.
15.03.2010 г. ФИО1 обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Чернушинского районного суда от 06.11.2009 г. и просила взыскать денежную сумму в размере 906 741 рублей. Определением суда от 02.04.2010 г. определено взыскать с администрации Чернушинского муниципального района в пользу ФИО1 на приобретение жилого помещения 906741 рубля. Определением Чернушинского районного суда от 01.06.2010 г. разъяснено: взыскание производить за счет средств краевого и федерального бюджетов.
На основании данного определения администрацией Чернушинского муниципального района 03.06.2010 г. № 1027 направлена заявка в Министерство социального развития Пермского края на перечисление денежных средств.
Судебным приставом-исполнителем, на основании указанного определения было вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства от 03.06.2010 г. о взыскании вышеуказанной денежной суммы. Срок исполнения требований установлен 5 дней. Пунктом 4 Постановления постановлено, что в случае неисполнения будет взыскан исполнительный сбор в размере 7 % от подлежащий взысканию суммы. Также предусмотрено, что при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению требований в срок, установленный для добровольного исполнения необходимо уведомить судебного пристава-исполнителя. Указанное Постановление поступило в администрацию 03.06.2010 г. Ответ на Постановление был предоставлен 07.06.2010 г., где судебный пристав-исполнитель уведомлен о том, что заявка направлена, администрация Чернушинского муниципального района исполнит решение суда после перечисления средств из бюджета Пермского края.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1998 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ и другими нормативными правовыми актами дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В данном случае Администрация Чернушинского муниципального района осуществляет постановку на учет, направляет необходимые сведения в Министерство социального развития Пермского края и использует полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. В настоящее время решение суда в отношении Гладковой Н.А. исполнено, денежные средства в сумме 906741 рубль выделены и предоставлены. В администрацию 23.03.2011 г. поступило постановление об окончании исполнительного производства.
Несмотря на окончание исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора от 07.04.2011 г. Тогда как, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с изложенным Постановление о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено взыскать с администрации Чернушинского муниципального района исполнительный сбор в размере 63471,87 рублей, вынесено не законно и не обосновано.
Кроме того, указанное Постановление не может быть обращено к администрации Чернушинского муниципального района, так как распорядителем денежных средств на приобретения жилья соответствующей категории граждан является бюджет <адрес> и Федеральный бюджет. Кроме того, срок предъявления требований по уплате исполнительского сбора утрачен. Все необходимые действия и по уведомлению судебного пристава-исполнителя, и по исполнению решения суда администрацией Чернушинского муниципального района были выполнены своевременно и в установленные сроки.
В судебном заседании представитель заявителя Слобожанина О.А. поддержала доводы, изложенные в жалобе. Пояснила, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 21 февраля 2011 года администрацией не было получено. Ими получено постановление судебного пристава-исполнителя от 7 апреля 2011 года о возбуждении исполнительного производства, которое они и обжалуют.
Судебный пристав-исполнитель Доровских Н.А. в судебном заседании пояснила, что 21 февраля 2011 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Если исполнительский сбор не взыскан, заводится отдельное исполнительное производство. 7 апреля 2011 года было возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора. С жалобой не согласна. Должник должен был в срок 5 дней ответить или обратиться в суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что определением Чернушинского районного суда Пермского края от 02 апреля 2010 года взыскано с Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края в пользу ФИО1 906 741 рублей на приобретение жилого помещения. 11 мая 2010 года определение вступило в законную силу. Определением Чернушинского районного суда от 01 июня 2010 года разъяснено определение Чернушинского районного суда от 02 апреля 2010 года, которым постановлено взыскать с Администрации Чернушинского муниципального района в пользу ФИО1 на приобретение жилого помещения 906 741 рублей за счет средств краевого и федерального бюджетов.02 июня 2010 года исполнительный лист поступил на принудительное исполнение в отдел судебных приставов по Чернушинскому району УФССП России по Пермскому краю. 3 июня 2010 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. 3 июня 2010 года постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в Администрацию Чернушинского муниципального района. Постановлением о возбуждении исполнительного производства установлен срок добровольного исполнения 5 дней. 3 июня 2010 года админис
трацией Чернушинского муниципального района направлена заявка в Министерство социального развития Пермского края на дополнительную субсидию в сумме 906 741 рублей для выплаты ФИО1 на основании определения суда от 1 июня 2010 года.(л.д.34,35). 7 июня 2010 года данная информация была направлена судебному приставу исполнителю. (л.д.19). На основании распоряжения главы администрации от 24 декабря 2010 года №915-р платежным поручением от 29 декабря 2010 года сумма 906 741 рублей перечислена ФИО1 Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 февраля 2011 года постановлено взыскать с администрации Чернушинского муниципального района исполнительский сбор в сумме 63 471,87 рублей за неисполнение должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок до 11 июня 2010 года.
В соответствии со ст.441 ч.1 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В соответствии со ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об исполнительном производстве»
1. Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
2. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
3. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
В судебном заседании установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства поступило на исполнение к должнику – администрации Чернушинского муниципального района 3 июня 2010 года. Постановлением должнику установлен срок добровольного исполнения требования 5 дней со дня получения постановления.
В соответствии с вышеперечисленными нормами Федерального закона, течение срока начинается со следующего дня, нерабочие дни не включаются в срок. То есть с 4 июня 2010 года начинается течь срок исполнения требования. 5 и 6 июня 2010 года - суббота и воскресенье, то есть не рабочие дни.
Как установлено в судебном заседании, 7 июня 2010 года в понедельник администрацией Чернушинского муниципального района отправлена заявка в Министерство социального развития Пермского края на выделение денежных средств на выплату ФИО1
Администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета субъекта, предусмотренных на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П ( в редакции от 5 февраля 2009 года) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.
То есть, в судебном заседании установлено, что не было основания у судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации Чернушинского муниципального района исполнительного сбора, установленного ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Администрация Чернушинского муниципального района обжалует постановление о взыскании исполнительского сбора от 7 апреля 2011 года в сумме 63 471,87 рублей. Но фактически 7 апреля 2011 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора в сумме 63 471,87 рублей. А постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 21 февраля 2011 года.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 21 февраля 2011 года они не получали. Судебный пристав-исполнитель в судебном заседании данное обстоятельство не опроверг.
Поскольку в судебном заседании установлено, что у судебного пристава-исполнителя не было оснований для взыскания исполнительского сбора, постановление о возбуждении исполнительного производства от 7 апреля 2011 года подлежит отмене.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Жалобу Администрации Чернущинского муниципального района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Чернушинскому муниципальному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 7 апреля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.А.Синельникова