Дело № 2-616/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 19 мая 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
Помощника прокурора Чернушинского района Мусихиной Н.С.
Представителя Администрации Чернушинского городского поселения Окуневой О.С.
Представителя УМП «ВКХ»
при секретаре Сальниковой Ю.А.
Гражданское дело по заявлению Администрации Чернушинского городского поселения о признании не законным поручения прокурора Чернушинского района Пермского края от 04.05.2011 года о проведении проверки Унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство»
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чернушинского городского поселения обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица. Заявленне мотивировала тем, что 04 мая 2011 года в адрес УМП «ВКХ» Администрации Чернушинского городского поселения поступило поручение прокурора Чернушинского района о проведении проверки законности использования средств на реализацию производственных и инвестиционных программ УМП, в том числе законность распоряжения имуществом и денежными средствами. Считают, что данная проверка назначена с нарушением требований Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в котором прямо указано, что органы прокуратуры не подменяют другие государственные органы. Также нарушены требования приказа Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 года № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», в котором указано, что в целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора на данном направлении необходимо безусловное исполнение требований Закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В этом же приказе отражено, что прокуратура должна исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, а также необоснованного вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Для проведения проверок существуют обязательные условия: прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона; содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором. Данные требования полностью нарушены при принятии проверки УМП «ВКХ». УМП «ВКХ» организовано на основании решения собственника имущества Администрации Чернушинского городского поселения и действует на основании Устава. Учитывая, что собственником является Администрация Чернушинского городского поселения, то о проверке этого предприятия должен быть извещен собственник предприятия. В поручении указано, что проверка проводится на основании задания прокуратуры края «О проведении проверки эффективности использования органами коммунального комплекса финансовых ресурсов». В соответствии с п.4.1 Устава УМП «ВКХ» именно Учредитель осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего имущества. Согласно решения Думы Чернушинского городского поселения № 52 от 24 апреля 2009 года «О контрольно-ревизионной комиссии Чернушинского городского поселения» именно данный орган осуществляет проверку финансового положения предприятия, т.е. данным решением определен муниципальный орган, который проводит данную проверку. В поручении прокурора не указано располагает ли он фактами нарушения закона при осуществлении деятельности предприятия. На основании изложенного просит, признать поручение прокурора Чернушинского района Пермского края от 04.05.2011 года о проведении проверки Унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» незаконным.
Представитель Чернушинского городского поселения Окунева О.С. требования, изложенные в заявлении поддержала, пояснила, что …
Представитель УМП «ВКХ» заявление Администрации ЧГП поддержал, пояснил, что …
В судебном заседании прокурор Мусихина Н.С. с требованиями, изложенными в заявлении не согласилась, пояснила, что прокуратурой Чернушинского района в соответствии с заданием прокуратуры края «О проведении проверки эффективности использованиями организациями коммунальными комплекса финансовых ресурсов» проводится проверка законности использования средств на реализацию производственных и инвестиционных программ УМП «ВКХ», в том числе законности распоряжения имуществом и денежными средствами предприятия за период 2010-2011 годов. Проверка должна была проводится с 05 мая по 20 мая 2011 года совместно со специалистами Контрольно-счетной палаты Чернушинского муниципального района. В предварительном судебном заседании заявителем было заявлено ходатайство о применении обеспечительных мер о запрещении на время судебного разбирательства проверки предприятия УМП «ВКХ». Определением суда от 13 мая 2011 года приостановлено действие поручения прокурора Чернушинского района Пермского края от 04 мая 2011 года о проведении проверки УМП «ВКХ» до вступления решения суда в законную силу. Прокурором Чернушинского района на имя председателя КСП ЧМР Юдиной И.А. направлено письмо о том, что с 16 мая 2011 года приостановить проведение проверки предприятия.
Заслушав стороны исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему выводу :
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. … 4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Согласно ст.13 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации … 2. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Согласно приказа Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 года № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», в целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять дополнительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса.
1.1. Осуществляют постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивают действенный предупредительный надзор и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.
1.2. Обеспечивают надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов.
1.3. Усиливают надзор за исполнением законов государственными контролирующими и иными органами, уполномоченными на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Пресекать их действия, выходящие за пределы установленных полномочий.
Обеспечивают безусловное соблюдение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исключают факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между коммерческими структурами.
1.4. Обеспечивают постоянный надзор за исполнением Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратив особое внимание на своевременное принятие и надлежащее исполнение федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к получению поддержки в установленном законом порядке.
1.5. При организации прокурорского надзора акцентируют усилия на:
пресечении действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности;
соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля;
Согласно ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, настоящий федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) при осуществлении прокурорского надзора
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
Как установлено судом из пояснений участников процесса и представленных доказательств, что согласно задания первого заместителя прокурора Пермского края В.А.Черкасова от 21.04.2011 года прокурору Чернушинского района в порядке подчиненности поручено провести проверку эффективности использования органихзациями коммунального комплекса финансовых ресурсов. (л.д. 11-15). Прокуратурой Чернушинского района от 04.05.2011 года на основании задания прокуратуры края «О проведении проверки эффективности использованиями организациями коммунальными комплекса финансовых ресурсов» вынесено поручение о проведении проверки законности использования средств на реализацию производственных и инвестиционных программ УМП «ВКХ», в том числе законности распоряжения имуществом и денежными средствами предприятия за период 2010-2011 годов. (л.д.6)
В соответствии с приказом Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 года № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» прокуроры городов и районов принимают дополнительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляют постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, исключают факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между коммерческими структурами.
Согласно Устава УМП «ВКХ» собственником имущества и учредителем является Администрация Чернушинского городского поселения. (л.д.7).
УМП «ВКХ» является муниципальным предприятием. Следовательно довод Администрации Чернушниского городского поселения о том, что прокуратура должна исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, является не обоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Чернушинского городского поселения о признании не законным поручения прокурора Чернушинского района Пермского края от 04.05.2011 года о проведении проверки Унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских