возложение обязанности получения лицензии



Дело № 2–679/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года                                                                      г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Азановой Т.И.,

представителя ответчика администрации Тюинского сельского поселения Минияхметова С.Ф.,

при секретаре Бородулиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

     по заявлению прокурора Чернушинского района к Администрации Тюинского сельского поселения Чернушинского муниципального района о возложении обязанности по получении лицензии на пользование недрами;

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Чернушинского района обратился с иском к администрации Тюинского сельского поселения о возложении обязанности по получению лицензии на пользование недрами.

    Исковые требования прокурора мотивированы следующим: Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства о недропользовании предприятиями и учреждениями района, осуществляющими водопользование на территории Чернушинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что Администрация Тюинского сельского поселения осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод для водообеспечения населения Тюинского сельского поселения без лицензии на право пользования недрами. Добыча подземных вод осуществляется из двух из подземных скважин № 2906, № 4379, расположенных в границах Тюинского сельского поселения Чернушинского района Пермского края. Объем забора воды из двух скважин за 2010 год составил 20,9 т. м3. Администрацией Тюинского сельского поселения ежегодно составляется статистический отчет об использовании воды. В соответствии с преамбулой Федерального закона «О недрах» подземные воды относятся к недрам.    Физические и юридические лица согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ приобретают право пользования подземными водными объектами на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При изучении представленных на проверку в прокуратуру документов администрацией Тюинского сельского поселения установлено, что в нарушение ст. 11 Закона РФ «О недрах» юридическое лицо добывает подземную воду из вышеуказанных скважин, не имея лицензии на право пользования недрами, то есть самовольно. В силу ч. 2 ст. 15 Закона Российской Федерации «О недрах» одной из задач государственной системы лицензировании является обеспечение, в том числе, экологических интересов населения. Поэтому отсутствие лицензии на пользование недрами, как документа, устанавливающего порядок и условия осуществления недропользования, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам, нарушает закрепленные ст. 42 Конституции Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе жителей Тюинского сельского поселения, на благоприятную окружающую среду. Поскольку Администрация Тюинского сельского поселения обязанность по получению лицензии на пользование недрами, возложенную на нее законом Российской Федерации «О недрах» добровольно не выполняет, такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке. Присуждение к исполнению обязанности в натуре, согласно ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. Исходя из этого, подведомственность дел судам общей юрисдикции определяется не только по субъекту правоотношений, но главным образом по характеру правоотношений, явившихся предметом спора. В настоящем исковом заявлении не оспаривается экономическая сторона деятельности администрации Тюинского сельского поселения, а ставится вопрос об обязании ответчика прекратить нарушения действующего законодательства путем принятия необходимых для этого мер. Кроме того, прокурор обратился в суд в порядке ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные в ст.42 Конституции Российской Федерации. Предметом спора при этом являются личные не имущественные права граждан.    На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор Чернушинского района просит возложить на администрацию Тюинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность получить в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензию на пользование недрами; установить срок исполнения обязанности по получению лицензии на пользование недрами - один год с момента вступления решения суда в законную силу.

    Помощник прокурора Чернушинского района Азанова Т.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, муниципальное образование является владельцем двух артезианских скважин, осуществляет добычу подземных вод, с учетом изложенных в исковом заявлении положений закона добыча должна осуществляться на основании лицензии на право пользование недрами.

      Представитель Администрации Тюинского сельского поселения Минияхметов С.Ф. исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что муниципальное образование «Тюинское сельское поселение» является собственником сети водовода с двумя артезианскими скважинами, осуществляется добыча подземных вод для водообеспечения населения, право собственности установлено в 2008 году после признания имущества бесхозяйным. В январе 2011 года администрация обращалась за получением лицензии, но лицензирующим органом были истребованы документы на земельный участок. 20 мая 2011 года оформлены документы на земельный участок. Администрацией    создано муниципальное учреждение «Служба заказчика», указанному учреждению будет передано имущество в оперативное управление. Необходимость получения лицензии администрация осознает и принимает меры для получения лицензии, в указанный в заявлении период получит лицензию на право пользования недрами. Администрация согласна с удовлетворением исковых требований прокурора.

    Представитель третьего лица Управления по недропользованию по Пермскому краю (Пермьнедра) в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

    Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     На основании решения Чернушинского районного суда от 19 июня 2008 года Муниципальное образование «Тюинское сельское поселение Чернушинского муниципального района Пермского края» является собственником сети водовода- сооружений коммунальной инфраструктуры    протяженностью 3786 м с двумя артезианскими скважинами, по адресу: Пермский край Чернушинский район с. Ореховая Гора. (л.д. 5)

    Администрацией Тюинского поселения за 2010 год отпущено населению 20 929 м3 воды. (л.д. 7) В населенных пунктах администрации Тюинского сельского поселения: в с. Тюй, д. Анастасьино, д. Темное, д. Казанцево, д. Ольховка, д. Агарзя, п. Агарзинский, казарма № 1331, казарма № 1333, население снабжается водой из частных колодцев, в селе Ореховая Гора осуществляется снабжение водой из двух артезианских скважин по водопроводу, паспорта на скважины в наличии, лицензии на добычу подземных вод у администрации не имеется, в настоящее время МУ «Служба заказчика Тюинского сельского поселения» готовит необходимые документы для оформления лицензии. (л.д. 6, 9-25)

        Тюинское сельское поселение самостоятельное муниципальное образование в составе Чернушинского муниципального района. Администрация Тюинского сельского поселения выступает исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

        К вопросам местного значения Тюинского сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Согласно ст. 1 Водного кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 года N 74-ФЗ, (в ред. от 28.12.2010), В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия: …3) водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; …8) водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; …9) водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения; 10) водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ,    Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; 2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ,    1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

… 3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены n?base=LAW;n=112739;fld=134;dst=100525" законодательством о недрах.

Согласно Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 (в ред. от 05.04.2011) «О недрах»,    Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.    Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно ст. 9 закона «О недрах», Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. ….В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). … Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Согласно ст. 10.1 закона «О недрах»,    Основаниями возникновения права пользования участками недр являются: …3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр: для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Согласно ст. 11 закона «О недрах»,    Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.    Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.    Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.    Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Согласно ст. 15 закона «О недрах»,    Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение: практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации; социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации; равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;    развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Согласно ст. 16 закона «О недрах»,    Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы. Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается законодательством Российской Федерации. Форма бланка лицензии на пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно ст. 22 закона «О недрах», Пользователь недр имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; … Пользователь недр обязан обеспечить: 1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; 2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; 3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;    4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; 5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; 6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; 7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; 11) сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.     К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Согласно ст. 23 закона «О недрах», Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

      Таким образом требования прокурора о возложении обязанности администрацию Тюинского сельского поселения как собственника сети водовода и артезианских скважин, осуществляющую добычу подземных вод, по получению лицензии на право пользования недрами, к которым относятся подземные воды основаны на положениях ст. 9, 3 Водного кодекса РФ, ст. 9, 11, 22, 23 закона «О недрах».

      В связи с тем, что администрация Тюинского сельского поселения фактически осуществляет добычу подземных вод для водоснабжения населения, получение лицензии на пользование недрами в данном случае предусмотрено законом «О недрах».

      Суд учитывает позицию представителя ответчика о признании исковых требований, на основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

     Возложить на Администрацию Тюинского сельского поселения Чернушинского муниципального района обязанность получить в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензию на пользование недрами - подземными водами,    в течении 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.Р. Низаева