о признании бездействия незаконным



Дело № 2-696/2011

                                              О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Чернушка                                                                                                   06 июня 2011 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Паршаковой С.Л.,

с участием помощника    прокурора Лыбиной О.В.,

представителя ответчика Администрации Слудовского сельского поселения Сафиева А.М.,

при секретаре Воробьевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц, в интересах     муниципального образования «Слудовское сельского поселение» к Администрации Слудовского сельского поселения о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах     муниципального образования «Слудовское сельское поселение» к Администрации Слудовского сельского поселения о признании бездействия незаконным.

Заявление мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в ходе, которой было установлено, что ответчиком - администрацией Муниципального образования «Слудовское сельское поселение» не исполняется обязанность, возложенная на нее законодательством по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление представляет собой форму решения населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 указанного Закона к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно п.8.2 ч.1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Отношения, связанные с энергосбережением и повышением энергетической эффективности, урегулированы положениями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов (ст.5 261-ФЗ). Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения определены в ст. 8 указанного Закона и заключаются в следующем: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышениюэнергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальнымиучреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. В соответствии с ч.З ст. 48 Закона об энергосбережении муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Требования к таким программам установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности». В ходе проверки было установлено, что администрацией Слудовского сельского поселения указанная обязанность не исполнена. Программа в области энергосбережения не разработана и не принята. Анализ положение перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что бездействие администрации Слудовского сельского поселения нарушает права и законные интересы жителей данного поселения, а так же интересы самого муниципального образования, которое представлено не только населением, но и соответствующей социальной и промышленной инфраструктурой. Нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования выразились в следующем: Во-первых, программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является социально экономически значимой, что следует из обязательного содержания такой программы. Всоответствии с ч.6 ст. 16 Закона об энергосбережении перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по: энергосбережению и повышению энергетической эффективностижилищного фонда;     энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;     энергосбережению в организациях с участием государства, муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;     выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- иэлектроснабжение), организации постановки в установленном порядке такихобъектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества изатем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйныеобъекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами; стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; энергосбережению в транспортном комплексе и повышению егоэнергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемоготранспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом; Во-вторых: наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является критерием эффективности управления, прежде всего в части решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Отсутствие указанной программы не позволить достигнуть целей Закона об энергосбережении и реализовать принципы нормативного регулирования в данной сфере, то есть не позволит уменьшить объемы используемых энергетических ресурсов, соответственно затрат бюджета, жителей поселения, хозяйствующих субъектов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Социальная значимость программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключается в ее информационном значении. Так, в соответствии с положениями ст. 23 закона об энергосбережении муниципальная программа является обязательной составной частью государственной информационной системы в области энергосбережения, которая в свою очередь создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям,     органам     государственной     власти,     органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, получении объективных данных об энергоемкости экономики РФ, о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В-третьих: наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является в ряде случаев обязательным условием для реализации органами местного самоуправления отдельных полномочий. В соответствии с ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы местного самоуправления в целях обеспечения надежности теплоснабжения наделены полномочиями по принятию решений о развитии систем теплоснабжения, при этом в соответствии с ч.8 ст. 23 Указанного Закона обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения является учет муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Таким образом, отсутствие в Слудовском сельском поселении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности непосредственно затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а так же самого муниципального образования. В соответствии с положениями ст. 51 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов, муниципальных образований. На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие администрации Слудовского сельского поселения по исполнению обязанности по разработке муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обязать администрацию муниципального образования «Слудовское сельское поселение» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, а именно разработать и принять программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности».

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Лыбина О.В. сделала заявление об отказе от иска, пояснила, что отказ от иска сделан добровольно, осознанно, без принуждения, последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны.

Согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

    Суд, заслушав стороны, рассмотрев материалы дела, считает, что отказ от заявленных требований не противоречит закону и не ущемляет законных прав и интересов сторон, и следовательно подлежит принятию.     На момент рассмотрения дела по существу администрацией муниципального образования «Слудовское сельское поселение» программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработана и принята.

Руководствуясь ст. 220,221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц, в интересах     муниципального образования «Слудовское сельского поселение» к Администрации Слудовского сельского поселения о признании бездействия незаконным, прекратить в связи с отказом истца от заявленных требований и принятием этого отказа судом.

Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд с заявлением по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья                                                       С.Л. Паршакова