Дело № 2-617/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 19 мая 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:
Прокурора Лыбиной О.В.
Представителя Администрации Чернушинского городского поселения Окуневой О.С.
Представителя Думы Чернушинского городского поселения
при секретаре Сальниковой Ю.А.
Гражданское дело по заявлению Администрации Чернушинского городского поселения о признании не законным представления прокурора Чернушинского района Пермского края от 18.02.2011 года № 2-19-47-2011 «Об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле»
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чернушинского городского поселения обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица. Заявленне мотивировала тем, что 18 февраля 2011 года в адрес Думы Чернушинского городского поселения было внесено представление прокурора Чернушинского района Пермского края от 18.02.2011 года № 2-19-47-2011 «Об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле». 17 марта 2011 года председателем Думы Чернушинского городского поселения данное представление было направлено в адрес главы Чернушинского городского поселения с предложением рассмотрения и предоставления проекта решения о внесении изменений в Устав Чернушинского городского поселения на ближайшее заседание Думы Чернушинского городского поселения. 22 марта 2011 года в адрес прокурора Чернушинского района и председателя Думы Чернушинского городского поселения о нецелесообразности внесения дополнений в Устав по вопросам отраженным в представлении. Администрацией Чернушинского городского поселения был подготовлен проект решения «О представлении прокурора Чернушинского района» с предложением об его отклонении для рассмотрения на заседании Думы Чернушинского городского поселения 29 мая 2011 года. Очередное заседание Думы Чернушинского городского поселения состоялось 29 мая 2011 года. Депутаты Думы не поддержали данный проект. В представлении прокурора указано, что при проверке Устава Чернушинского городского поселения, утвержденного решением Думы Чернушинского городского поселения от 18.11.2005 года № 17 (в редакции решений от 21.04.2006 года № 54, от 31.08.2006 года № 80, от 19.06.2008 года № 248, от 0210.2009 года № 93) не отражены вопросы законодательства о муниципальном контроле, по вопросам местного значения, которые определены в п.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающиеся вопроса земельного контроля. По мнению прокурора эти функции на администрацию поселения возложены в соответствии со статьей 6 ФЗ РФ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С учетом того, что в Уставе не отражены вопросы по определению органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, установлению его организационной структуры, полномочий, функции и порядка деятельности, что в свою очередь влияет на законность осуществления органом местного самоуправления муниципального контроля за использованием земель поселений, предложено привести Устав городского поселения в соответствии ст.6 ФЗ РФ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ. В соответствии со ст.6 ФЗ РФ № 294-ФЗ, 1. Определение органов местного самоуправления, осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования. 2. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий. В соответствии со статьей 132 Конституции РФ к органам местного самоуправления относятся: представительный орган, сходы и собрания граждан, глава администрации, местная администрация, глава муниципального образования. Согласно Устава к органам местного самоуправления Чернушинского городского поселения отнесены: представительный орган – Дума Чернушинского городского поселения, администарция Чернушинского городского поселения, глава Чернушинского городского поселения. Из буквального толкования статьи 6 ФЗ РФ № 294-ФЗ следует, что в соответствии с Уставом вопросы организации и осуществления муниципального контроля, организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности возлагаются на орган местного самоуправления. Т.е. орган местного самоуправления определяет в нормативно-правовом акте:порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории Чернушинского городского поселения, каким структурным подразделением администрации муниципальный контроль осуществляется, разрабатывает и принимает административный регламент по земельному муниципальному контролю, организует и проводит мониторинг эффективности муниципального контроля, показатели и методику с учетом Постановления Правительства РФ, осуществляет иные полномочия. В соответствии с пунктом 24 статьи 23 Устава полномочия по муниципальному контролю отражены и закреплены за муниципальным органом Чернушинского городского поселения, т.е.Думой Чернушинского городского поселения. В соответствии с ч.2 ст.23 решения Думы Чернушинского городского поселения от 02.10.2009 года № 93 после истечения полномочий Думы Чернушинского городского поселения, принявшей указанное решение, будет дополнена пунктом 24 следующего содержания: « 24) определяет порядок организации и осуществления муниципального контроля, а также определяет уполномоченный орган, порядок его формирования и деятельности». Из этого следует, что вопросы по муниципальному контролю отражены в Уставе и приводить Устав в соответствии не требуется. Поскольку неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ, то такое представление может быть обжалованов порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ. Следовательно, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Оснований для принятия такого заявления ст.134 ГПК не содержит. Данный вывод подтвержден судебной практикой (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009; Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 № 110-О; Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.12.2009 № 56-В09-15). Просит суд признать незаконным представление прокурора Чернушинского района Пермского края от 18.02.2011 года № 2-19-47-2011 «Об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле».
Представитель Чернушинского городского поселения Окунева О.С. требования, изложенные в заявлении поддержала, пояснила, что в Уставе Чернушинского городского поселения действительно не отражены вопросы по определению органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, установлению его организационной структуры, полномочий, функции и порядка деятельности, что в свою очередь влияет на законность осуществления органом местного самоуправления муниципального контроля за использованием земель поселений. Фактически муниципальный орган, осуществляющший муниципальный контроль, существует, но в Уставе ЧГП не отражен.
Представитель Думы Чернушинского городского поселения пояснила, что …
В судебном заседании прокурор с требованиями, изложенными в заявлении не согласилась, пояснила, что
Заслушав стороны исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему выводу :
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. … 4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с п.20 статьи 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: …осуществление земельного контроля за использованием земель поселения
В соответствии со ст.6 ФЗ РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
1. Определение органов местного самоуправления, осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.
2. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
В соответствии с ч.2 ст.23 решения Думы Чернушинского городского поселения от 02.10.2009 года № 93 после истечения полномочий Думы Чернушинского городского поселения, принявшей указанное решение, будет дополнена пунктом 24 следующего содержания: « 24) определяет порядок организации и осуществления муниципального контроля, а также определяет уполномоченный орган, порядок его формирования и деятельности».
Согласно статьи 34 Устава Чернушинского городского поселения (в ред. решений Думы Чернушинского городского поселения от 02.10.2009 № 93)
1. Глава поселения:
1) представляет поселение и администрацию поселения в отношениях с органами местного самоуправления и других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения;
7) вправе вносить в Думу проекты решений Думы;
12) вправе присутствовать на заседаниях Думы с правом совещательного голоса;
13) вправе представлять в Думу заключения по проектам документов, затрагивающих сферу деятельности администрации поселения;
Прокурором Чернушинского района в Думу Чернушинского городского поселения 18.02.2011 года внесено представление за № 2-19-47-2011 об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле. (л.д.7).
Согласно сопроводительного письма Председателя Думы Чернушинского городского поселения главе Чернушинского городского поселения Ю.А.Кислицину направлено представление прокурора от 18.02.2011 года № 2-19-47-2011 об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле. (л.д.8)
Главой Администрации Чернушинского городского поселения от 22.03.2011 года за № 2-11 на имя председателя Думы Чернушинского городского поселения дан ответ о рассмотрении представления прокурора Чернушинского района и по внесению изменений в Устав Чернушинского городского поселения, с учетом требований законодательства о муниципальном контроле. (л.д.6).
В Думу Чернушинского городского поселения 18.02.2011 года внесено представление прокурора Чернушинского района за № 2-19-47-2011 об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле. (л.д.7).
Согласно Устава Чернушинского городского поселения, утвержденного решением Думы Чернушинского городского поселения от 18.11.2005 года № 17 (в редакции решений от 21.04.2006 года № 54, от 31.08.2006 года № 80, от 19.06.2008 года № 248, от 0210.2009 года № 93) не отражены вопросы законодательства о муниципальном контроле, по вопросам местного значения, которые определены в п.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающиеся вопроса земельного контроля.
Как установлено судом из пояснений участников процесса и представленных доказательств, что Уставе Чернушинского городского поселения действительно не отражены вопросы по определению органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, установлению его организационной структуры, полномочий, функции и порядка деятельности, что в свою очередь влияет на законность осуществления органом местного самоуправления муниципального контроля за использованием земель поселений. Представление прокурора Чернушинского района от 18.02.2011 года № 2-19-47-2011 «Об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле» внесено в Думу Чернушинского городского поселения. 17 марта 2011 года председателем Думы Чернушинского городского поселения данное представление было направлено в адрес главы Чернушинского городского поселения с предложением рассмотрения и предоставления проекта решения о внесении изменений в Устав Чернушинского городского поселения на ближайшее заседание Думы Чернушинского городского поселения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Чернушинского городского поселения о признании не законным представления прокурора Чернушинского района Пермского края от 18.02.2011 года № 2-19-47-2011 «Об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле» оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских