о признании бездействия незаконным



Дело № 2–709/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2011 года                                                                   г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.,

при секретаре Бородулиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

     по заявлению прокурора Чернушинского района к Администрации Тюинского сельского поселения Чернушинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке и принятию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Чернушинского района обратился с заявлением о признании бездействия Администрации Тюинского сельского поселения Чернушинского района незаконным и возложении обязанности по разработке и принятию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

         Исковые требования прокурора мотивированы следующим: Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в ходе которой было установлено, что ответчиком -администрацией Муниципального образования «Тюинское сельское поселение» не исполняется обязанность, возложенная на нее законодательством по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление представляет собой форму решения населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 указанного Закона, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно п.8.2 ч.1 ст. 17 указанного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведении иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Отношения, связанные с энергосбережением и повышением энергетической эффективности, урегулированы положениями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов (ст.5 закона № 261-ФЗ). Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и с повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).    Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения определены в ст. 8 указанного Закона и заключаются в следующем: 1)    разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4)    координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. В соответствии с ч.3 ст. 48 Закона об энергосбережении, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Требования к таким программам установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности». В ходе проверки было установлено, что администрацией Тюинского сельского поселения указанная обязанность не исполнена. Программа в области энергосбережения не разработана и не принята. Анализ положений перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что бездействие администрации Тюинского сельского поселения нарушает права и законные интересы жителей данного поселения, а так же интересы самого муниципального образования, которое представлено не только населением, но и соответствующей социальной и промышленной инфраструктурой. Нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования выразились в следующем: Во-первых, программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является социально экономически значимой, что следует из обязательного содержания такой программы. Так, в соответствии с ч.6 ст. 16 Закона об энергосбережении перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по: 1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; 2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; 3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; 4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; 5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами; 6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; 7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; 8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.     Во-вторых: наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является критерием эффективности управления, прежде всего в части решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Отсутствие указанной программы не позволит достигнуть целей Закона об энергосбережении и реализовать принципы нормативного регулирования в данной сфере, то есть не позволит уменьшить объемы используемых энергетических ресурсов, соответственно затрат бюджета, жителей поселения, хозяйствующих субъектов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Социальная значимость программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключается в ее информационном значении. Так, в соответствии с положениями ст. 23 закона об энергосбережении, муниципальная программа является обязательной составной частью государственной информационной системы в области энергосбережения, которая в свою очередь создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, получении объективных данных об энергоемкости экономики РФ, о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и о повышения энергетической эффективности. В- третьих: наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является в ряде случаев обязательным условием для реализации органами местного самоуправления отдельных полномочий. Так в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы местного самоуправления в целях обеспечении надежности теплоснабжения наделены полномочиями по принятию решений о развитии систем теплоснабжения, при этом в соответствии с ч. 8 ст. 23 указанного закона обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения является учет муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Таким образом, отсутствие в Тюинском сельском поселении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности непосредственно затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а так же самого муниципального образования. В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов, муниципальных образований. На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Тюинского сельского поселения Чернушинского района по неисполнению обязанности по разработке и принятию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обязать Администрацию муниципального образования «Тюинское сельское поселение» в течении 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, а именно разработать и принять программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

       Старший помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в судебном заседании заявление поддержала, просила удовлетворить, указанная программа должна была быть разработана в 2010 года, на момент проверки, указанной программы не было.

       Представитель администрации Тюинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в письменном отзыве по иску Глава администрации Тюинского сельского поселения указал, что заявление прокурора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

       Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

        По запросу прокурора по информации Администрации Тюинского сельского поселения программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не утверждена, находится в стадии разработки.

        Тюинское сельское поселение самостоятельное муниципальное образование в составе Чернушинского муниципального района. Администрация Тюинского сельского поселения выступает исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

       К вопросам местного значения Тюинского сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

       Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010 года) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

       Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 3) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); 4) энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Согласно ст. 5 закона,    1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

Согласно ст. 8 закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

Согласно ст. 48 закона, … 3. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.

В соответствии со ст. 14 закона,    1. В составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.    2. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.    3. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: 1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; 2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; 3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1225 (ред. от 17.12.2010 года) "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", установлено, что …муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложений к данному постановлению; рекомендовано органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.

        Таким образом, требования прокурора к администрации Тюинского сельского поселения    о разработке и принятии программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», основаны на положениях, приведенных выше ст. 8, 14, 48 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отнесено к полномочиям и обязанностям органов местного самоуправления.

    С учетом изложенного заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Администрации Тюинского сельского поселения Чернушинского района по неисполнению обязанности по разработке и принятию программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

     Возложить на Администрацию Тюинского сельского поселения Чернушинского района обязанность разработать и принять программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в течении 60 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.Р. Низаева