о признании бездействия незаконным



Дело № 2-712/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 город Чернушка                                                          06 июня 2011 года

     Чернушинский районный суд Пермского края в составе

судьи Синельниковой И.А.

с участием помощника прокурора Чернушинского района Смирновой Е.В.

представителя ответчика Галанова Л.И.

при секретаре Кулановой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Павловского сельского поселения,

                                  у с т а н о в и л :

      Прокурор Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Муниципального образования «Павловское сельское поселение» обратился в суд с заявлением. Ссылаясь на положения п.4. ч.1 ст. 14, п.8.2. ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, положения ст. 2, 8, ч.3 ст.48 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», требует признать незаконным бездействие администрации Павловского сельского поселения по исполнению обязанности по разработке муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обязать администрацию муниципального образования «Павловское сельское поселение» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, разработать и принять программу энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

    Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой было установлено, что ответчиком - администрацией Муниципального образования «Павловское сельское поселение» не исполняется обязанность, возложенная на нее законодательством по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    В ходе проверки было установлено, что администрацией Павловского сельского поселения указанная обязанность не исполнена. Программа в области энергосбережения не разработана и не принята.

Положения нормативных актов свидетельствует о том, что бездействие администрации Павловского сельского поселения нарушает права и законные интересы жителей данного поселения, а так же интересы самого муниципального образования, которое представлено не только населением, но и соответствующей социальной и промышленной инфраструктурой.

Нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования выразились в следующем:

Во-первых, программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является социально экономически значимой, что следует из обязательного содержания такой программы. Так, в соответствии с ч.6 ст. 16 Закона об энергосбережении перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по:

    1)    энергосбережению и повышению энергетической эффективностижилищного фонда;

    2)    энергосбережению и повышению энергетической эффективности системкоммунальной инфраструктуры;

    3)    энергосбережению в организациях с участием государства илимуниципального образования и повышению энергетической эффективности этихорганизаций;

      4)    выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемыхдля передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- иэлектроснабжение), организации постановки в установленном порядке такихобъектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества изатем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйныеобъекты недвижимого имущества организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;

    стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;

    7)    увеличению количества случаев использования в качестве источниковэнергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источниковэнергии;

    8)    энергосбережению в транспортном комплексе и повышению егоэнергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемоготранспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом;

Во-вторых: наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является критерием эффективности управления, прежде всего в части решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Отсутствие указанной программы не позволит достигнуть целей Закона об энергосбережении и реализовать принципы нормативного регулирования в данной сфере, то есть не позволит уменьшить объемы используемых энергетических ресурсов, соответственно затрат бюджета, жителей поселения, хозяйствующих субъектов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

Социальная значимость программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключается в ее информационном значении. Так, в соответствии с положениями ст.23 закона об энергосбережении муниципальная программа является обязательной составной частью государственной информационной системы в области энергосбережения, которая в свою очередь создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям,     органам     государственной     власти,     органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, получении объективных данных об энергоемкости экономики РФ, о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В-третьих: наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является в ряде случаев обязательным условием для реализации органами местного самоуправления отдельных полномочий. Так, в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы местного самоуправления в целях обеспечения надежности теплоснабжения наделены полномочиями по принятию решений о развитии систем теплоснабжения, при этом в соответствии с ч.8 ст. 23 Указанного Закона обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения является учет муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Таким образом, отсутствие в Павловском сельском поселении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности непосредственно затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а так же самого муниципального образования.

          В судебном заседании помощник прокурора Смирнова Е.В. полностью поддержала требования, и доводы, изложенные в заявлении.

      Представитель администрации Павловского сельского поселения – глава сельского поселения Галанов Л.И. в судебном заседании пояснил, что он согласен с доводами прокурора в той части, что в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Также понимает, что в Павловском муниципальном образовании должна быть такая муниципальная программа. Но полагает, что поскольку принята на уровне Чернушинского муниципального района целевая программа по энергосбережению и повышении энергетической эффективности на территории муниципального района, нецелесообразно принимать в поселении такую программу. На данную программу не заложены деньги в бюджете. Пояснил, что в ближайшее время они разработают и примут такую программу. Не возражает против удовлетворения требования прокурора.

     Суд, заслушав стороны, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, де    йствиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

       В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.8.2 ч.1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Отношения, связанные с энергосбережением и повышением энергетической эффективности, урегулированы положениями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов (ст.5 261-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения определены в ст. 8 указанного Закона и заключаются в следующем:

    1)    разработка и реализация муниципальных программ в областиэнергосбережения и повышения энергетической эффективности;

    установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

    информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

    4)    координация мероприятий по энергосбережению и повышениюэнергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальнымиучреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

В соответствии с ч.3 ст. 48 Закона об энергосбережении муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Требования к таким программам установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности».

       В судебном заседании установлено, что муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Муниципальном образовании «Павловское сельское поселение» не разработано и не принято в срок установленный ст.48 ч.3 Федерального закона №261-ФЗ. То есть имеет место бездействие по выполнению требований законодательства.

      Доводы представителя администрации Павловского сельского поселения в той части, что бюджетом Павловского сельского поселения не предусмотрено финансирование данной муниципальной программы и, что постановлением главы Чернушинского муниципального района от 3 мата 2011 года №229 утверждена муниципальная целевая программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Чернушинского муниципального района на 2011-2013 годы, в связи с чем нецелесообразно принимать в поселении программу, суд находит несостоятельными.

     Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 23 ноября 2003 года возложена обязанность на органы местного самоуправления по организации и проведению мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Федеральным законом №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года возложена обязанность на органы местного самоуправления по разработке и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В статье 16 ч.6 данного Закона перечислены мероприятия, которые должна включать муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Доводы, приведенные прокурором в исковом заявлении о необходимости принятия такой программы, и социальной значимости такой программы являются убедительными.

       Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1225 утверждены Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в которых указано, что должна содержать муниципальная программа.

       Постановлением главы Чернушинского муниципального района от 3 марта 2011 года №29 утверждена муниципальная целевая программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Чернушинского муниципального района на 2011-2013 годы. Согласно данной программы администрации поселений, в том числе Павловское сельское поселение является участником программы. По Павловскому сельскому поселению указано, какие мероприятия необходимо провести, носят общий характер. Мероприятия, которые возложены на сельские поселения, являются только частью программы, которая предусмотрена законодательством для муниципальных образований, и эта часть не соответствует в полной мере требованиям, указанным в постановлении правительства от 31 декабря 2009 года №1225.Согласно приведенных выше норм законодательства, требований к муниципальным программам в муниципальной программе района отражены не все предъявляемые требования к муниципальным программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Павловского сельского поселения.

         Согласно Устава Муниципального образования «Павловское сельское поселение» - Павловское сельское поселение – муниципальное образование в составе Чернушинского муниципального района, состоящее из населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которого осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав Павловского сельского поселения входят территории следующих населенных пунктов: Село Павловка, село Нижний Козьмяш, деревня Ашша, деревня Атняшка, Деревня Большой Улык, деревня Верхний Козьмяш, деревня Мокруши, деревня Лысая Гора, казарма 1317.

       В Муниципальную программу района вошли только программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по использованию энергетических ресурсов в образовательных учреждениях поселения, в детском саду, в то время как не затронуты другие структуры.

       В соответствии перечисленных выше норм закона на орган местного самоуправления возлагается обязанность разработки и принятия муниципальная программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории поселения.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                             р е ш и л :

         Заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие администрации Павловского сельского поселения по исполнению обязанности по разработке муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

         Обязать администрацию муниципального образования «Павловское сельское поселение» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, разработать и принять программу энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

      Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

      Судья                 И.А.Синельникова