Дело № 2-738/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Чернушка
10 июня 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи Лупенских О.С, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием :
Прокурора Смирновой Е.В.
Гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края, заявленного в интересах неопределенного круга лиц об аттестации рабочих мест по условиям труда
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края и МДОУ «Таушинский детский сад» о финансировании аттестации рабочих мест и проведении аттестации рабочих мест в учреждении. Поданное исковое заявление мотивировал следующими доводами.
В соответствие с требованиями ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судом. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что устанавливается ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Согласно требованиям ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствие с требованиями ст. 209 ТК РФ, под аттестацией рабочих мест под условиям труда понимаются оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Под сертификатом соответствия организации работ по охране руда следует понимать документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Цель и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а так же порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно -правовых норм и форм собственности устанавливается и регулируется «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом МЗСР РФ № 569 от 31 августа 2007 года, согласно которому аттестация рабочих мест включает в себя гигиеническую оценку существенных условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда издается приказ, в соответствие с которым создается аттестационная комиссия организации, назначается председатель и члены комиссии, а так же ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Фактическое состояние условий труда на каждом рабочем месте оценивается по степени вредности и опасности, степени травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а так же эффективности этих средств.
В нарушение указанных требований законодательства, аттестация рабочих мест в МДОУ «Таушинский детский сад» не проведена. Для ответчика не проведение аттестации недопустимо и является несоблюдением одной из наиболее важных обязанностей работодателя, предусмотренных федеральным законодательством, что может повлечь за собой нарушение прав работающих по трудовому договору работников, равно как и тех граждан, которые могут в дальнейшем приняты в штат учреждения для выполнения трудовых функций на безопасные условия труда. Уклонение от проведения аттестации рабочих мест по условиям труда подвергает опасности жизнь и здоровье работников учреждения и других граждан, т. е. затрагивает их права, свободы и охраняемые законом интересы. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Используя, предоставленные ему законом полномочия в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, прокурор считает необходимым обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Чернушинского муниципального района и МДОУ «Таушинский детский сад» обязанности провести финансирование аттестации и аттестацию рабочих мест по условиям труда. На основании изложенного прокурор просит суд:
В судебном заседании прокурор Смирнова Е.В. доводы искового заявления поддержала, на его удовлетворении настаивает.
Представитель ответчика МДОУ «Таушинский детский сад» не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель Администрации ЧМР в суде не явилась, представила заявление о своем согласии с иском и рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку в исковом заявлении прокурором Чернушинского района Пермского края оспаривается бездействие администрации ответчиков по финансированию аттестации и по аттестации рабочих мест, согласно штатному расписанию, а на вышеуказанные ставки, если они вакантны могут быть трудоустроены любые граждане, соответствующие по состоянию здоровья, образованию, профессии (специальности) характеру предоставляемой работы, обращение прокурора в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, не противоречит ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и входит в его компетенцию.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно «Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденному Приказом МЗСР РФ № 569 от 31.08.07.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее -Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
Из пояснений представителя ответчика, заключения прокурора, письменных доказательств, судом установлены следующие обстоятельства дела:
Ответчик МДОУ «Таушинский детский сад» является муниципальным учреждением дошкольного образования, финансируемым из бюджета Чернушинского муниципального района. Учредителем учреждения является Администрация района.
Учреждение имеет статус юридического лица. (л.д. 9-24)
У ответчика имеется штатное расписание работников в количестве 13 ставок (рабочих мест), утвержденное заведующей учреждения (л.д. 6)
Прокурор Чернушинского района Пермского края в соответствие с полномочиями, предоставленными ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском о наложении на муниципалитет и МДОУ обязательства по проведению аттестации вышеуказанных рабочих мест. (л.д. 3-4)
Из позиции представителей ответчиков судом установлено, что исковые требования прокурора они не оспаривают, обстоятельства в том, что ранее аттестация указанных рабочих мест не проводилась, признают (л.д. 7,26).
Оценив позицию представителей ответчиков в совокупности с представленными письменными доказательствами, суд считает, что обстоятельства в том, что в нарушение ст. 18, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, п. 1, 2 Приказа МЗ и CP РФ № 569 от
31.08.07., ст. 209, 212 ТК РФ в МДОУ «Таушинский детский сад» аттестация рабочих мест действительно не проводилась, нашли свое полное подтверждение.
Следовательно заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению поскольку не противоречит положениям ст. 209, 211 ТК РФ, приказу МЗ CP РФ № 569 от 31.08.07.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ :
Иск прокурора удовлетворить Обязать Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в МДОУ «Таушинский детский сад» в течение 06 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать МДОУ «Таушинский детский сад» провести аттестацию рабочих мест в учреждении.
Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С.Лупенских