Дело № 2-692/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 03 июня 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Азановой Т.И.,
представителя Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района – Альмухаметовой А.З.,
представителя МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» - Ивановой В.М.,
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района Пермского края незаконным,
установил:
Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чернушинского муниципального района.
Требования мотивированы следующим. Прокуратурой Чернушинского района, в ходе осуществления надзорных мероприятий, установлено, что администрация Чернушинского муниципального района, являясь учредителем муниципального образовательного учреждения «Бедряжинская основная общеобразовательная школа», допускает нарушения требований действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Согласно п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. №277, полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района.
Согласно требованиям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах обеспеченности и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритете мер предупреждения терроризма. В соответствии с требованиями ч. 3 с. 32, ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Основным способом защиты образовательного учреждения оборудования объекта ограждением, которое в данное время отсутствует.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. Закона № 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки проведенной специалистами Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, было вынесено предписание № 54, т.к. данное общеобразовательное учреждение не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях».
На данный момент не выполнены следующие пункты предписания, на которые требуется дополнительное финансирование со стороны учредителя, а именно:
п. 1. Оградить территорию земельного участка школы, территорию спортивв площадки в соответствии с требованиями;
п. 2. Оборудовать твердым покрытием въезд на территорию школы;
п. 34. Обеспечить наличие обязательного набора помещений: помещения занятий по физвоспитанию, медпункта или помещения для медицинского обеспечения, санузлов, гардероба, административно-хозяйственных помещений;
п. 5. Выделить и оборудовать кабинеты физики, химии в соответствии требованиями;
п. 12. Обеспечить покраску дверей в учебных помещениях, учебной мебелью соответствии с требованиями;
п. 21. В помещениях учреждения (учебных кабинетах, учительской, коми! технического персонала и др.) обеспечить оборудование умывальных раковин с подводкой холодной и горячей воды, оборудованием канализации;
п. 23. Оборудовать в здании школы санитарные узлы для мальчиков и девоч4 комнату личной гигиены для девочек, санузел для сотрудников;
п. 24. Оборудовать помещение поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов;
п. 26. Оборудовать водонепроницаемые выгребы для сбора жидких бытовых отходов;
п. 29. На пищеблоке оборудовать двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды;
п. 30. Раковину для мытья рук персонала в пищеблоке подсоединить к системе канализации;
п. 31. Пищеблок оборудовать приточно-вытяжной механической канализацией;
- п. 32. Оборудовать складское помещение, соответствующее требованиям и позволяющее хранить все виды продуктов питания в любое время года.
п. 33. Обеспечить внутреннюю отделку пищеблока в соответствии с требованиями.
п. 34. В столовой не выделено отдельное помещение, оборудованное душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним горячей и холодной воды для хранения уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.
Причиной неисполнения требований контролирующих органов является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления.
Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.
Учредителем образовательного учреждения является администрация Чернушинского муниципального района (пункт 1.4 Устава МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа»).
Вместе с тем, администрация Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение вышеуказанных нарушений.
В силу части 2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
27 октября 2010 г. у МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» закончился срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В связи с неисполнением предписания образовательное учреждение не смогло в установленные законом сроки получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, тем сам нарушает требования Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».
Так, в соответствии с требованиями ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
С учетом этого, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ, развитие системы образования относится к приоритетным национальным проектам. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Основными мероприятиями (заданиями) Программы являются, в том числе обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровне ступеней.
Таким образом, оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст.2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.
Исходя из положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 ст.45, ст.254 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа», направленных на устранение нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 12, 21, 23, 24, 26, 29 - 34 предписания № 54 от 04.12.2009 года Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю. Обязать администрацию Чернушинского муниципального района обеспечить МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 12, 21, 23, 24, 26, 29 - 34 предписания № 54 от 04.12.2009 года Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.
В судебном заседании прокурор Азанова Т.И. доводы, изложенные в заявлении, поддержала полностью, на их удовлетворении настаивала.
Представитель Администрации Чернушинского муниципального района Поплаухина Н.Р. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, при вынесении решения просила учесть доводы, изложенные в письменных возражениях, указала, что представить дополнительные доказательства не представляется возможным. В письменных возражениях с требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что согласно п. 2.1. Положения «Об управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района», утвержденного решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 25.12.2009 г. № 273, основной целью деятельности управления образовательными учреждениями является проведение на территории Чернушинского муниципального района образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение качественного образования, и удовлетворения образовательных потребностей на основе действующего законодательства РФ. Одними из задач деятельности управления образовательными учреждениями являются: создание организационных условий для реализации государственной и муниципальной политики в сфере образования, а также обеспечение на территории Чернушинского муниципального района прав граждан на получение образования, соответствующего государственным стандартам во всех типах и видах учреждений, переданных в управление образовательными учреждениями.
Согласно п. 3.3. Положения от 25.12.2009 г. № 273, управление образовательными учреждениями осуществляет организацию работы по лицензированию и аттестации муниципальных образовательных учреждений в пределах делегированных полномочий. Для получения лицензии ее соискатель должен предоставить в соответствующий лицензирующий орган заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности. Считает, что администрация Чернушинского муниципального района не бездействует, а наоборот принимает все возможные меры для устранения нарушений при их своевременном выявлении. Управление образовательными учреждениями, в свою очередь, предпринимает самостоятельные меры по устранению нарушений Предписания. Ссылка прокурора на нарушение прав и свобод гражданина не обоснована, препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод нет. Также прокурором не представлено никаких доказательств, подтверждающих надлежащее и своевременное уведомление администрации Чернушинского муниципального района о выявленных нарушениях, содержащихся в Предписании вышеуказанного контролирующего органа. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.
Орган местного самоуправления муниципального района состоит из исполнительного органа (администрация муниципального района) и представительного органа (Земское Собрание муниципального района). В соответствии с Уставом Чернушинского муниципального района администрация Чернушинского муниципального района как орган местного самоуправления осуществляет исполнительно-распорядительные функции, и только представительный орган - Земское Собрание Чернушинского муниципального района обладает исключительной компетенцией по утверждению местного бюджета. Таким образом, администрация муниципального района не может самостоятельно распоряжаться средствами местного бюджета. В заявлении прокурор просит обязать администрацию муниципального района обеспечить Учреждение денежными средствами на устранение нарушений ряда пунктов вышеуказанного Предписания. Для выделения дополнительного финансирования в текущем 2011 году управлением образовательными учреждениями должны быть представлены в финансовый орган администрации Чернушинского муниципального района проектно-сметные документации с указанием конкретной суммы, необходимой для устранения нарушений по Предписаниям, для корректировки бюджета. На основании представленных документов финансовый орган формирует и направляет пакет документов для утверждения в Земское Собрание Чернушинского муниципального района. И только после проведения всех действий администрация Чернушинского муниципального района вправе распоряжаться средствами местного бюджета. Таким образом, администрация Чернушинского муниципального района не признает бездействие по финансированию затрат Учреждения, направленных на устранение нарушений Предписания Управления, незаконным, как указывает прокурор в своем заявлении. На основании изложенного, считает, что в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района незаконным необходимо отказать в полном объеме.
Представитель Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края Альмухаметова А.З. с требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района не бездействовало. В течение 2010 года проводились мероприятия по выполнению требований предписания госпожнадзора. За прошедшее время рассматривался вопрос о реорганизации МОУ «Бедряжинская ООШ» путем присоединения к МОУ «Бродовская ООШ», а так же вопрос о реконструкции здания МОУ «Бедряжинская ООШ». В феврале 2011 года в адрес исполняющего обязанности главы муниципального района вновь направлено письмо с просьбой выделения финансирования на выполнение ремонтных работ в учреждениях образования в размере 60 588 000 рублей. Наличие не устраненных нарушений указанных в предписании надзорного органа не оспаривает.
Директор МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» Иванова В.М. в судебном заседании пояснила, что образовательное учреждение нуждается в выделении дополнительных денежных средств для устранения нарушений указанных в предписании надзорного органа, так как еще в октябре 2010 года у образовательного учреждения закончилась лицензия на осуществление образовательной деятельности. Получение новой лицензии невозможно без положительного заключения Роспотребнадзора.
Специалист-эксперт Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Шайхетдинова Ф.Н., допрошенная в суде в качестве специалиста, пояснила, что в декабре 2009 года ею была проведена плановая проверка МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа», составлен акт проверки и вынесено предписание № 54 от 04.12.2009 года об устранении выявленных нарушений, содержащее 47 пунктов. Сроки устранения выявленных недостатков были установлены различные. До настоящего времени не устранены нарушения требований СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», которые не позволяют получить МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» положительное заключение Роспотребнадзора для получения лицензии на образовательные услуги на новый срок.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» расположено в с. Бедряж Чернушинского района Пермского края и осуществляет предоставление бесплатного и общедоступного образования детям, проживающим на территории Чернушинского муниципального района Пермского края. Учредителем Учреждения является Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края (л.д. 5-17).
24 декабря 2009 года МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии. Лицензия действительна по 27 октября 2010 года.
Специалистом Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю вынесено предписание от 04.12.2009 года № 54, об устранении 47 выявленных нарушений санитарного законодательства, а также условий создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, определены сроки их устранения (л.д. 21-24).
Согласно письму начальника Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района от 17.02.2011 года № 173 в адрес и.о. главы муниципального района для проведения мероприятий по лицензированию образовательных учреждений необходимо выделение денежных средств в размере 60 588 000 рублей, из них на нужды МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» для проведения реорганизации учреждения в размере 2 500 000 рублей (л.д. 33-34).
Для понуждения Администрации Чернушинского муниципального района к финансированию мероприятий по полному устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности и санитарных правил и норм прокурор обратился в суд с указанным заявлением.
Согласно ст.45 ГПК РФ, п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона РФ «О прокуратуре» прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Из заявления прокурора видно, что в результате проведенных проверок было установлено, что в учреждении нарушаются права воспитанников на условия, гарантирующие охрану их здоровья, а именно: не соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила, что опасно для жизни детей, а так же лиц, работающих с детьми. Отсутствие безопасных условий стало причиной не получения образовательным учреждением лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам начального общего и основного общего образования, а так же программам дополнительного образования.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил ставит в незащищенное положение безопасность, гигиену, здоровье, как учащихся образовательного учреждения, так и других лиц постоянно или временно пребывающих в МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа», а определить точное количество и конкретный круг этих лиц, не представляется возможным. Тем более что выполнение необходимых мероприятий направлено на обеспечение безопасных условий пребывания в образовательном учреждении в целом.
Таким образом, обращение прокурора с вышеуказанным заявлением в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, не противоречит положениям, предусмотренным ст.45 ГПК РФ, п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона РФ «О прокуратуре».
Согласно пункту 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района, статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. №277, к вопросам местного значения, относящимся к компетенции Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, относится вопросы, в том числе по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарных эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.
Согласно п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» … финансирование муниципальных учреждений относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно Устава МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа», учредителем Учреждения является Администрация Чернушинского муниципального района. Деятельность Учреждения финансируется в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации ( л.д.5-17).
Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от 24 июля1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ч.1 ст. 51 Закона «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Как установлено судом из пояснений участников процесса и представленных доказательств, после проведения органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» проверки соблюдения санитарных правил и норм и выдачи соответствующего предписания, нарушения указанные в предписании остаются не выполненными.
Срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности у Учреждения истек 27 октября 2010 года. Новая лицензия не получена.
МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» является муниципальным образовательным учреждением, финансируется из бюджета Чернушинского муниципального района, таким образом, устранение всех выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов подлежит полному финансированию из средств районного бюджета, распорядителем которого является орган местного самоуправления Администрация Чернушинского муниципального района.
Представители Администрации Чернушинского муниципального района, Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» наличие выявленных нарушений и обстоятельства в том, что нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3, 5, 12, 21, 23, 24, 26, 29 - 34 предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 04.12.2009 года № 54 не устранены, не оспаривают.
Поскольку выявленные и не устраненные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в случае возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей будут создавать реальную угрозу жизни и здоровью как детей, преподавателей, персонала общеобразовательного учреждения, так и его посетителей, данные нарушения на основании ст.11 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.2 ст. 4 ФЗ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", должны быть устранены.
Доводы представителя Администрации Чернушинского муниципального района о том, что администрация муниципального района не бездействует, а принимает все возможные меры для устранения нарушений при их своевременном выявлении, о том, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее и своевременное уведомление администрации района о выявленных нарушениях, содержащихся в предписании, о том, что ответственность за бездействие должна быть возложена на Управление образовательными учреждениями, суд не принимает во внимание.
В данном случае под бездействием понимается неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Администрации Чернушинского муниципального района было известно о том, что в октябре 2010 года у МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» истекает срок лицензии на право ведения образовательной деятельности, в январе 2010 года утвержден график проведения лицензирования образовательных учреждений (л.д. 26, 27). Нарушения СаНПиН, препятствующие получению положительного заключения государственного органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор, выявлены в декабре 2009 года.
Представителями администрации Чернушинского муниципального района, Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района не представлено доказательств, подтверждающих, что в течение 2010 года Администрация района была лишена возможности решить вопрос о финансировании мероприятий, касающихся устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических правил.
Управление образовательными учреждениями является отраслевым (функциональным) органом администрации Чернушинского муниципального района, осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального района.
Только в первом квартале 2011 года Управлением образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района направлены запросы о составлении смет для проведения ремонтных работ в МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа», направлен запрос о выделении денежных средств для проведения реорганизации (л.д. 33-34, 35-36).
Доводы представителя Управления образовательными учреждениями о том, что у большинства не выполненных пунктов предписания срок исполнения истекает только в декабре 2011 года, поэтому бездействие администрации не может быть признано незаконным, суд находит несостоятельными. В данном случае решающее значение имеет то обстоятельство, что на период окончания срока действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, то есть на октябрь 2010 года, МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа», из-за выявленных в ходе проверки нарушений, не смогло получить положительного заключения органа осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор и соответственно обратиться за получением лицензии на новый срок.
До настоящего времени денежные средства для устранения нарушений, указанных в предписании № 54 от 04.12.2009 года Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю не выделены, поэтому на основании п.11 ч.1 п. 11 ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 17 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 31 ФЗ № 3266-1 «Об образовании», ст. 11 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района Пермского края, п. 3.1.14 Положения об Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, исковые требования, заявленные прокурором к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа», направленных на устранение нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 12, 21, 23, 24, 26, 29 - 34 предписания № 54 от 04.12.2009 года Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.
Обязать администрацию Чернушинского муниципального района обеспечить МОУ «Бедряжинская основная общеобразовательная школа» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 12, 21, 23, 24, 26, 29 - 34 предписания № 54 от 04.12.2009 года Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Судья И.Ю. Толпышева