о признании бездействия незаконным



Дело № 2-715/2011

                                           Р Е Ш Е Н И Е

                                                 Именем Российской Федерации

г. Чернушка                                                                                                   06 июня 2011 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.

с участием помощника прокурора Чернушинского района Смирновой Е.В.,

представителя ответчика - администрации Калиновского сельского поселения Юсуповой М.В.

при секретаре Черенковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах     муниципального образования «Калиновское сельское поселение» к Администрации Калиновского сельского поселения о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах     муниципального образования « Калиновское сельское поселение» к Администрации Калиновского сельского поселения о признании бездействия незаконным.

Заявление мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в ходе, которой было установлено, что ответчиком - администрацией Муниципального образования «Калиновское сельское поселение» не исполняется обязанность, возложенная на нее законодательством по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление представляет собой форму решения населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 указанного Закона к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно п.8.2 ч.1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Отношения, связанные с энергосбережением и повышением энергетической эффективности, урегулированы положениями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов (ст.5 261-ФЗ). Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения определены в ст. 8 указанного Закона и заключаются в следующем: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышениюэнергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальнымиучреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. В соответствии с ч.3 ст. 48 Закона об энергосбережении муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Требования к таким программам установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности». В ходе проверки было установлено, что администрацией Калиновского сельского поселения указанная обязанность не исполнена. Программа в области энергосбережения не разработана и не принята. Анализ положение перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что бездействие администрации Калиновского сельского поселения нарушает права и законные интересы жителей данного поселения, а так же интересы самого муниципального образования, которое представлено не только населением, но и соответствующей социальной и промышленной инфраструктурой. Нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования выразились в следующем: Во-первых, программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является социально экономически значимой, что следует из обязательного содержания такой программы. Так, в соответствии с ч.6 ст. 16 Закона об энергосбережении перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по: 1)    энергосбережению и повышению энергетической эффективностижилищного фонда; 2)    энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; 3)    энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; 4)    выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйныеобъекты недвижимого имущества; 5). организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами; 6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; 7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; 8)    энергосбережению в транспортном комплексе и повышению егоэнергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемоготранспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом; Во-вторых: наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является критерием эффективности управления, прежде всего в части решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Отсутствие указанной программы не позволить достигнуть целей Закона об энергосбережении и реализовать принципы нормативного регулирования в данной сфере, то есть не позволит уменьшить объемы используемых энергетических ресурсов, соответственно затрат бюджета, жителей поселения, хозяйствующих субъектов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Социальная значимость программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключается в ее информационном значении. Так, в соответствии с положениями ст. 23 закона об энергосбережении муниципальная программа является обязательной составной частью государственной информационной системы в области энергосбережения, которая в свою очередь создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям,     органам     государственной     власти,     органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, получении объективных данных об энергоемкости экономики РФ, о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В-третьих: наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является в ряде случаев обязательным условием для реализации органами местного самоуправления отдельных полномочий. Так, в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы местного самоуправления в целях обеспечения надежности теплоснабжения наделены полномочиями по принятию решений о развитии систем теплоснабжения, при этом в соответствии с ч.8 ст. 23 Указанного Закона обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения является учет муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Таким образом, отсутствие в Калиновском сельском поселении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности непосредственно затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а так же самого муниципального образования. В соответствии с положениями ст. 51 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов, муниципальных образований. На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие администрации Калиновского сельского поселения по исполнению обязанности по разработке муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обязать администрацию муниципального образования «Калиновское сельское поселение» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, а именно разработать и принять программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности».

В судебном заседании прокурор Смирнова Е.В., доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержала полностью.

Представитель ответчика Администрации Калиновского сельского поселения Юсупова М.В. в суде с заявленными требованиями согласилась, пояснила, что программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 1 августа 2010 года разработана и утверждена не была, в настоящее время проведена соответствующая работа, программа будет утверждена к концу июня 2011 года.

Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Поскольку вопросы по установлению тарифов на коммунальные услуги, оказанию жилищно-коммунальных услуг относятся к сфере совокупности интересов общества и государства, следовательно, прокурор имеет полномочия на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующих положений.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 указанного Закона к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.8.2 ч.1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Отношения, связанные с энергосбережением и повышением энергетической эффективности, урегулированы положениями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов (ст.5 261-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения определены в ст. 8 указанного Закона и заключаются в следующем: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

В соответствии с ч.3 ст. 48 Закона об энергосбережении муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Требования к таким программам установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности».

Из материалов дела в совокупности с пояснениями лиц, участвующих в деле, следует, что администрацией Калиновского сельского поселения в сроки, установленные Федеральным законом № 261-ФЗ от 31.12.2009 года, не была разработана и принята муниципальная программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Бездействие администрации Калиновского сельского поселения может привести к нерациональному расходованию энергетических ресурсов, нарушает права и законные интересы жителей данного поселения, а так же интересы самого муниципального образования, которое представлено не только населением, но и соответствующей социальной и промышленной инфраструктурой.

      Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Калиновского сельского поселения по исполнению обязанности по разработке муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Калиновское сельское поселение» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, а именно разработать и принять программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме.

Судья                                       И.Ю. Толпышева