Дело № 2-727/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Чернушка
09 июня 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи Лупенских О.С, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием :
Прокурора Азановой Т.И.
Представителя ответчика МДОУ «Трушниковский детский сад» Коляды ИЛ.
Гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края, заявленного в интересах неопределенного круга лиц об аттестации рабочих мест по условиям труда
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края и МДОУ «Трушниковский детский сад» о финансировании аттестации рабочих мест и проведении аттестации рабочих мест в учреждении. Поданное исковое заявление мотивировал следующими доводами.
В соответствие с требованиями ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судом. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что устанавливается ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Согласно требованиям ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствие с требованиями ст. 209 ТК РФ, под аттестацией рабочих мест под условиям труда понимаются оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Под сертификатом соответствия организации работ по охране руда следует понимать документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Цель и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а так же порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно -правовых норм и форм собственности устанавливается и регулируется «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом МЗСР РФ № 569 от 31 августа 2007 года, согласно которому аттестация рабочих мест включает в себя гигиеническую оценку существенных условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда издается приказ, в соответствие с которым создается аттестационная комиссия организации, назначается председатель и члены комиссии, а так же ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Фактическое состояние условий труда на каждом рабочем месте оценивается по степени вредности и опасности, степени травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а так же эффективности этих средств.
В нарушение указанных требований законодательства, аттестация рабочих мест в МДОУ «Трушниковский детский сад» не проведена. Для ответчика не проведение аттестации недопустимо и является несоблюдением одной из наиболее важных обязанностей работодателя, предусмотренных федеральным законодательством, что может повлечь за собой нарушение прав работающих по трудовому договору работников, равно как и тех граждан, которые могут в дальнейшем приняты в штат учреждения для выполнения трудовых функций на безопасные условия труда. Уклонение от проведения аттестации рабочих мест по условиям труда подвергает опасности жизнь и здоровье работников учреждения и других граждан, т. е. затрагивает их права, свободы и охраняемые законом интересы. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Используя, предоставленные ему законом полномочия в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, прокурор считает необходимым обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Чекрнушинского муниципального района и МДОУ «Трушниковский детский сад» обязанности провести финансирование аттестации и аттестацию рабочих мест по условиям труда. На основании изложенного прокурор просит суд:
В судебном заседании прокурор Азанова Т.И. доводы искового заявления поддержала, на его удовлетворении настаивает.
Представитель ответчика МДОУ «Трушниковский детский сад» Коляда И. Л. иск признала, пояснила суду, что ответчик свою обязанность по аттестации рабочих мест не оспаривает, т. к. это прямо предусмотрено трудовым законодательством РФ. Если мероприятие будет профинансировано муниципалитетом, то аттестация будет проведена, т. к. МДОУ является муниципальным бюджетным учреждением.
Представитель Администрации ЧМР в суде не явилась, представила заявление о своем согласии с иском и рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку в исковом заявлении прокурором Чернушинского района Пермского края оспаривается бездействие администрации ответчиков по финансированию аттестации и по аттестации рабочих мест, согласно штатному расписанию, а на вышеуказанные ставки, если они вакантны могут быть трудоустроены любые граждане, соответствующие по состоянию здоровья, образованию, профессии (специальности) характеру предоставляемой работы, обращение прокурора в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, не противоречит ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и входит в его компетенцию.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно «Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденному Приказом МЗСР РФ № 569 от 31.08.07.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее -Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда <*>, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
Из пояснений представителя ответчика, заключения прокурора, письменных доказательств, судом установлены следующие обстоятельства дела:
Ответчик МДОУ «Трушниковский детский сад» является муниципальным учреждением дошкольного образования, финансируемым из бюджета Чернушинского муниципального района. Учредителем учреждения является Администрация района.
Учреждение имеет статус юридического лица. (л.д. 6-14)
У ответчика имеется штатное расписание работников в количестве 12 ставок (рабочих мест). утвержденное заведующей учреждения (л.д. 16)
Прокурор Чернушинского района Пермского края в соответствие с полномочиями, предоставленными ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском о наложении на муниципалитет и МДОУ обязательства по проведению аттестации вышеуказанных рабочих мест. (л.д. 2-4)
Из позиции представителей ответчиков судом установлено, что исковые требования прокурора они не оспаривают, обстоятельства-в том, что ранее аттестация указанных рабочих мест не проводилась, признают (л.д. 5).
Оценив позицию представителей ответчиков в совокупности с представленными письменными доказательствами, суд считает, что обстоятельства в том, что в нарушение ст. 18, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, п. 1, 2 Приказа МЗ и CP РФ № 569 от 31.08.07., ст. 209, 212 ТК РФ в МДОУ «Трушниковский детский сад» аттестация рабочих мест действительно не проводилась неашли свое полное подтверждение.
Следовательно заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению поскольку не противоречит положениям ст. 209, 211 ТК РФ, приказу МЗ CP РФ № 569 от 31.08.07.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ :
Иск прокурора удовлетворить Обязать Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в МДОУ «Трушниковский детский сад» в течение 06 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать МДОУ «Трушниковский детский сад» провести аттестацию рабочих мест в учреждении.
Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С.Лупенских