Дело № 2-651/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Чернушка 17 июня 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
Судьи Синельниковой И.А.
С участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.
При секретаре Кулановой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах Гладкова Владимира Александровича к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения, о возложении обязанности выделить из бюджета Пермского края денежные средства на предоставление жилого помещения
у с т а н о в и л :
Прокурор Чернушинского района в интересах Гладкова В.А. обратился в суд с иском.
Требует обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Гладкову Владимиру Александровичу вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в Чернушинском районе Пермского края, отвечающее санитарным и техническим нормам, за счет средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 года; обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение жилое помещение и предоставления его вне очереди на условиях договора социального найма Гладкову Владимиру Александровичу
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В адрес прокуратуры Чернушинского района было направлено заявление от Гладкова В.А. с просьбой об оказании помощи в получении жилого помещения, так как он не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить его интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах.
На основании ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Гладков В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гладков Владимир Александрович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. Родители, мать ФИО2, лишена родительских прав решением Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отца юридически нет. В 1997 году над Гладковым В.А. была установлена опека, опекуном назначена ФИО5(постановление администрации Чернушинского района от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2001 г. Гладков В.А. был поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, о чем имеется информация (очередность на 01.01.2011 г. - 60, в списке внеочередников - 42).
В 2004 году Гладков В.А. прекратил обучение в ФГОУ СПО Чернушинский политехнический колледж, официального места работы не имеет, не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности; имеется временная регистрация в квартире сестры.
Частью 3 ст.49 ЖК РФ, ст.ст. 5, 8 ч.1 абз.2 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Статьей 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 г. «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью указанной категории граждан. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона № 184 от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ -исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Данный порядок предусмотрен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 г. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения в порядке, установленном законодательством (пункты 2, 8 Положения). Порядок перечисления средств, субсидий на эти цели установлен п. 23 Положения. Согласно п. 7 Положения распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, состав которой утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Распределение средств, субсидий местным бюджетам на указанные цели утверждается распоряжением Правительства Пермского края и выделяется органам местного самоуправления в установленном порядке. Согласно п. 5 вышеуказанного Постановления распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края. В соответствии с п. 2 Постановления перечисление средств бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании заявок Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 8 Постановления Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 г. органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Пунктом 9 указанного Постановления предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот,. тетей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением жилых помещений детям-сиротам на условиях договоров социального найма.
Таким образом, поскольку действующим законодательством субъекта РФ - Пермского края определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетах, предназначенных для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен размер выделения этих денежных средств, именно администрация муниципального образования «Чернушинский муниципальный район» обладает полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилыми помещениями.
В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, постановка на учет указанных лиц осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение (п. 5), жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п. 15, 16). В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В судебном заседании старший помощник прокурора Лыбина О.В. полностью поддержала исковые требования, и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец ФИО7 просит рассмотреть дело в его отсутствие. В предварительном судебном заседании пояснил, что за ним жилого помещения не было закреплено. При жизни родителей они проживали в д.Маланичи, дом давно рассыпался. После смерти родителей он проживает у брата, который назначен опекуном. Жилое помещение принадлежит брату. Своего жилья у него нет. Просит обязать администрацию района предоставить ему жилое помещение.
Ответчик – администрация Чернушинского района надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлены письменные возражения на иск, из которых следует, что иск не признает, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета субъекта, предусмотренных на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П ( в редакции от 5 февраля 2009 года) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.
Ответчик – Правительство Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило письменные возражения на иск, и которого следует, что иск не признают. В соответствии с федеральным законодательством, законодательством Пермского края государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе, по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей осуществляются органами местного самоуправления по месту жительства данной категории граждан. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Правительство Пермского края исполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме. Считает, что Правительство Пермского края не является надлежащим ответчиком по делу. Полагает, что истцом предоставлено недостаточно доказательств отсутствия жилого помещения у него. Просит в иске отказать.
Ответчик – Министерство социального развития Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддерживает письменные возражения Правительства Пермского края.
Ответчик - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в суд представлены письменные возражения на иск, из которых следует, что согласно Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В соответствии с п.5 Постановления Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и лиц из их числа исходя из количества детей-сирот. Указанными нормативными правовыми актами возложена обязанность на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа по предоставлению жилых помещений только в отношении указанной категории лиц. Жилое помещение должно предоставляться органами местного самоуправления по месту жительства. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год. Министерство жилищно-коммунального хозяйства перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. На основании Постановления №16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.
Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года №353-П средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. (п. 1,2,3,8,9).
Согласно Правилам учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения, (п.2,4). С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться 1) законные представители детей сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в образовательных учреждениях всех видов профессионального образования - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) -опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (пункт 6).
В соответствии со п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из обстоятельств дела установлено, что Гладков В.А. остался без попечения родителей. Мать ФИО2 лишена родительских прав решением Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отца юридически нет.(л.д.10).
Постановлением администрации Чернушинского района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Гладковым В.А. установлена опека. Опекунов назначена ФИО5(л.д.11).
2 июля 2002 года Управление образования обратилось в жилищный отдел администрации Чернушинского района с заявлением о постановке на учет несовершеннолетнего Гладкова В.А., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающуюся в жилом помещении. (л.д.12).
С 02 июля 2002 года Гладков В.А. состоит по Чернушинскому муниципальному району Пермского края в списках очередников на улучшении жилищных условий, в категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», общая очередность - 60, в списке внеочередников – 42 (л.д.13).
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления ( часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса ( часть 8 статьи 6 ЖК РФ).
Судом установлено, что Гладков В.А. предоставил в Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края полный пакет документов для постановки его на учет как лица, нуждающегося в жилом помещении.
Гладков В.А. поставлен на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с «Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года за № 170.
В «Правилах…» также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В «Положении о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот», утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года за № 16-П, также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
На момент постановки на учет, Гладков В.А. находился в возрасте 17 лет. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гладков В.А. поставлен на учет, лиц, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с требованиями закона для постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.
В 2004 года Гладков В.А. прекратил обучение в ФГОУ СПО Чернушинский политехнический колледж.
Согласно справок, предоставленных ГУП «ЦТИ Пермского края»Чернушинского филиала, Управления Росреестра по Пермскому краю, истец Гладков В.А. на праве личной собственности квартиры и частного домовладения на территории Чернушинского района не имеет. (л.д.14,15). Имеет временную регистрацию у сестры.
В судебном заседании установлены обстоятельства в том, что Гладков В.А., как лицо, оставшееся без попечения родителей, и нуждающееся в предоставлении жилья, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Согласно распоряжению Главы Чернушинского муниципального района Пермского края от 31.01.2011 года за № 40-р утверждены списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Администрацией Чернушинского муниципального района за Гладковым В.А.. признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Поскольку за Гладковым В.А.. признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, Гладков В.А. не утратил это право и ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района и обязанность по предоставлению Гладкову В.А. жилого помещения по договору социального найма суд возлагает на Администрацию Чернушинского муниципального района за счет денежных средств, направляемых органу местного самоуправления из бюджета Пермского края на основании «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 16-П от 10 августа 2006 года.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В судебном заседании установлено, что истец Гладков В.А. проживал в <адрес>. Жилое помещение является непригодным для проживания (л.л.14,15). В соответствии с нормами закона жилое помещение должно быть предоставлено на территории Чернушинского района.
В Пермском крае действует постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п.2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Решением от 28 июня 2005 года №284 Земского Собрания Чернушинского района «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения»
Установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Исковые требования прокурора в части возложения на Правительство Пермского края обязанностей по выделению из бюджета Пермского края денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставления его вне очереди на условиях договора социального найма Гладкову В.А., не подлежат удовлетворению, как не соответствующие «Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа», утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.06. за № 16-П.
Принимая такое решение при разрешении исковых требований прокурора в этой части, суд учитывает, что в соответствии с вышеуказанным Положением … Правительство Пермского края выделяет целевым порядком, согласно утвержденных квот, на указанные цели, органу местного самоуправления, определенную денежную сумму, а орган местного самоуправления на предоставленные денежные средства приобретает жилье уже для конкретного лица из числа детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье и, состоящих на учете вышеуказанных лиц.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Гладкову Владимиру Александровичу по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям Чернушинского района Пермского края жилое помещение в черте Чернушинского района Пермского края отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края, не менее 15 кв.метров общей площадью, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели. В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья - И.А. Синельникова