об оспаривании отказа в назначении пенсии



Дело № 2-736/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г..Чернушка

Пермский край                                                                                    27 июня 2011 года

    Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Лупенских О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:

Истца Коняевой Ф.Ш.

Представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Чернушинском районе Фроловой Н.В.

При секретаре Сальниковой Ю.А.

Гражданское дело по иску Коняевой Фардуны Шавалеевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:

    Коняева Ф.Ш. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

    Исковые требования мотивировала тем, что 07 декабря 2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РоссийскойФедерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с лечебной деятельностью.

         05 марта 2011 года Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 20 истцу отказано в назначении досрочной пенсии с 07.12.2010 года по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в виду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.

          Протокол решения комиссии выдан ей 10 марта 2011 г. Ответчик не включил в специальный стаж периоды её работы:

          с «14.04.1986 г по 29.07.1987 г. - Амазарский лестранхоз в должности медицинской сестры в детском саду».

          с «01.09.1987 г. по 01.12.1989 г. - Приморская средняя школа в должности медицинская сестра».

          Свое решение ответчик мотивировал тем, что детский сад и средняя школа не входят в Список учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;

        с 04.02.1996 г. по 10.04.1996 г. и с 01.11.2004 г. по 03.12.2004 г. - курсы повышения квалификации, мотивируя свое решение тем, что в Постановлении Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 курсы повышения квалификации не поименованы в периодах работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

          На момент обращения за назначением пенсии, специальный трудовой стаж истца по мнению ответчика составил 28 лет 9 месяцев 17 дней.

С решением Ответчика истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

            В силу ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.

            Своим незаконным отказом Ответчик    нарушил гарантированное право истца на социальное обеспечение по возрасту в случаях, предусмотренных законом. Отказывая истцу в назначении пенсии, ответчик руководствовался действующим законодательством на момент обращения истца за назначением пенсии.

             Однако, ответчик не учел, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

         При включении специальный трудовой стаж истца периодов работы в должности медицинской сестры ответчику необходимо было руководствоваться, действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских садах и средних школах. Названный Перечень относил детские сады и средние школы к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

        Таким образом, согласно действовавшему до 01.10.1993 года законодательству, (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397) работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей) дошкольного образовательного учреждения (детского сада) и средней школы включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

        При указанных обстоятельствах спорные периоды работы истца в должности медицинской сестры детского сада и средней школы, подлежат включению в специальный трудовой стаж.

        Также необоснованно ответчик отказал во включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 04.02.1996 г. по 10.04.1996 г. и с 01.11.2004 г. по 03.12.2004 г.

        Истец считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж в связи с тем, что обязанность по повышению квалификации входила в её трудовые обязанности. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы. Таким образом, во время курсов повышения квалификации за ней были сохранены место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, кроме того, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации для неё является обязательным условием выполнения работы. При указанных обстоятельствах спорные периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в её специальный трудовой стаж. На основании изложенного истец просит:

        1. Признать отказ Ответчика - Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края (Протокол № 20 от 05 марта 2011 г.) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 и Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным.

       2.      Обязать Ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернушинском районе Пермского края включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды её работы: с «14.04.1986 г по 29.07.1987 г. - Амазарский лестранхоз в должности медицинской сестры в детском саду»; с «01.09.1987 г. по 01.12.1989 г. - Приморская средняя школа в должности медицинская сестра»; с 04.02.1996 г. по 10.04.1996 г. и с 01.11.2004 г. по 03.12.2004 г. курсы повышения квалификации; и признать за мной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 07 декабря 2010 г.

    Истец Коняева Ф.Ш. в судебном заседании доводы заявления поддержала, на их удовлетворении настаивала.

    Представитель ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ Фролова Н.В. иск не признала, предоставила суду письменный отзыв на иск следующего содержания.

           В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается при специальном стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста заявителя. При определении права на досрочное назначение пенсии по старости органы Пенсионного фонда РФ должны руководствоваться Списками должностей и учреждений, которые утверждаются Правительством РФ. Необходимость четкого соблюдения Списков должностей и учреждений, которые утверждаются Правительством РФ, подтвердил Президиум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 26 июня 2002 г. № 173 пв 01. С учетом норм Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, при исчислении продолжительности специального стажа за период до 01.01.2002 г. могут быть применены правила и нормы, действовавшие до введения в действие Закона «О трудовых пенсиях». При назначении трудовой пенсии по п.п. 20 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях» могут быть применены нормативно-правовые акты, принятые к Закону РСФСР «О государственных пенсиях». Коняевой Ф.Ш. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа, не менее 30 лет. По представленным документам специальный трудовой стаж истца по состоянию на 07.12.2010 г. составил 28 лет 9 месяцев 17 дней. В специальный стаж среди прочих не включен период работы истца медицинской сестрой в детском саду Амазарского лестранхоза (с 14.04.1986 г. по 29.07.1987 г.) и медицинской сестрой в Приморской средней школе (с 01.09.1987 г. по 01.12.2989 г.). Действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее Список от 29 октября 2002 года N 781), ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее Список от 22 сентября 1999 года N 1066), ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее Список от 6 сентября 1991 года N 464 ) не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и школах. Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, школы в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и школы не включены. В период работы Коняевой медицинской сестрой в детском саду Амазарского лестранхоза (с 14.04.1986 г. по 29.07.1987 г.) и медицинской сестрой Приморской средней школе (с 01.09.1987 г. по 01.12.2989 г.) действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее Список 17 декабря 1959 года № 1397), которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данным Перечнем, действительно, были предусмотрены должность "медицинская сестра" и наименование учреждения "детский сад". Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы. При этом нельзя применять правовой материал вперемешку. А именно, если при рассмотрении вопроса о включении в специальный стаж за основу берется какой-либо Список, более выгодный для пенсионера, то при этом весь период работы рассматриваются в соответствии только с ним. Для Коняевой за основу для исчисления специального стажа до даты окончания действия Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464, т.е. до 01.11.1999 г. взят именно это Постановление, как наиболее выгодное для истицы. Список от 17 декабря 1959 годы № 1397 действовал до 30.09.1993 г. Список от 06.09.1991 года N 464 действовал в период с 01.01.1992 г. по 01.11.1999 г. Список от 22.09.1999 г. № 1066 действовал в период с 01.01.1992 г. по 01.11.1999 г.. Действующий в настоящее время Список от 29 октября 2002 года N 781 вступил в действие с 2002 г. Во время действия Списка от 17 декабря 1959 года N 1397 (т.е. до 30.09.1993 г.) Коняева работала в нескольких должностях, а именно: -мед. сестрой в детском саду; медсестрой Приморской средней школы фельдшером скорой помощи заведующей фельдшерско-акушерским пунктом -фельдшером Приморской сельской врачебной амбулатории Списком от 17 декабря 1959 года N 1397 не поименована должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, поэтому период работы в данной должности не может быть включен в спец. стаж при применении данного Списка -это периоды -с 31.07.1980 г. по 24.05.1981 г. -- с 25.06.1982 г. по 30.06.1982 г. Кроме того Списком от 17 декабря 1959 года N 1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов работы в сельской местности, а значит периоды работы в должностях фельдшера Приморской сельской врачебной амбулатории подлежат включению в специальный стаж календарно, сейчас они включены в спец. стаж в льготном исчислении (1 год : 1 год 3 месяца) согласно Списку от 06.09.1991 года N 464. Специальный стаж исчисленный по Списку от 17 декабря 1959 года N 1397 до дня его отмены будет значительно меньше того, который в настоящее время у истицы, исчисленный в ее интересах до окончания срока действия Списка от 06.09.1991 года N 464 по указанному Списку. Как уже указывалось выше нельзя применять правовой материал вперемешку. А именно, если при рассмотрении вопроса о включении в специальный стаж за основу берется какой-либо Список, более выгодный для пенсионера, то при этом весь период работы рассматриваются в соответствии только с ним. Среди прочих в специальный стаж истца не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 04.02.1996 г. по 10.04.1996 г. (02 месяца 07 дней); -c 01.11.2004 г. по 03.12.2004 г. (01 месяц 03 дня); Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Находясь на курсах повышения квалификации, истица не выполняла постоянно в течение полного рабочего дня работу, выполнение которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - не занималась лечебной деятельностью. В иных периодах, курсы повышения квалификации не поименованы. Поэтому нет оснований для включения указанных периодов работы Коняевой    в ее специальный трудовой стаж. 05.03.2011 г. Коняевой Ф.Ш. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа, не менее 30 лет. По представленным документам специальный трудовой стаж истца по состоянию на 07.12.2010 г. составил 28 лет 9 месяцев 17 дней. С учетом изложенного, просит отказать Коняевой в удовлетворении заявленных требований.

    Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

    Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда России в Чернушинском районе Пермского края № 20 от 05.03.2008 года, 07.12.2010 года в Управление обратилась Коняева Ф.Ш. за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью. в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

            По представленным документам специальный стаж Коняевой Ф.Ш. составляет 28 лет 09 месяцев 17 дней.

            В специальный стаж не включены следующие периоды работы: с 14.04.1986 г по 29.07.1987 г. - Амазарский лестранхоз в должности медицинской сестры в детском саду»; с «01.09.1987 г. по 01.12.1989 г. - Приморская средняя школа в должности медицинская сестра»; с 04.02.1996 г. по 10.04.1996 г. и с 01.11.2004 г. по 03.12.2004 г. курсы повышения квалификации. (л.д. 5-7).

    Согласно ст. 27 п.1 п.п.20 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается при специальном стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста заявителя.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции РФ.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено судом из пояснений сторон и представленных доказательств, принимая решение об исключении из специального стажа истицы периодов ее работы в должности медицинской сестры в детском саду и в школе, ответчик исходил из того, что ни ныне действующим «Списком работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, ни ранее действовавшими нормативными актами, регулирующими вопросы назначения досрочной трудовой пенсии, - в частности аналогичными «Списками…», утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, не предусматривалось и не предусматривается включение работы в должности медицинской сестры детского сада и школы    в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию.

По мнению ответчика, ссылка истицы на Постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного указанным постановлением (в частности п.2 и 4 данного Положения) является несостоятельной, так как данный нормативный акт согласно Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 утратил силу.

Указанное Постановление СМ СССР, утвердившее Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения не может применяться при исчислении истице специального стажа, поскольку оно утратило свою силу до возникновения у Коняевой Ф.Ш. права на назначение досрочной трудовой пенсии.

Такой порядок исчисления продолжительности специального стажа определен Разъяснениями Минтруда РФ от 17 октября 2003 года №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28, 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с вышеуказанными Разъяснениями … При исчислении продолжительности страхового стажа (в том числе и специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии) в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в стаж (в том числе и специальный) при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий или специальный трудовой стаж, дающие право на пенсию по старости или за выслугу лет.

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего или специального трудового стажа, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

Позицию ответчика суд признает ошибочной по следующим основаниям :

Согласно п. 1 Постановления пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с п.3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.

Согласно «Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется – стаж) засчитываются :

П. 4 Периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

П.5. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Истицей Коняевой Ф.Ш. обоснованно указано на то, что акты гражданского законодательства, в том числе и касающиеся вопросов социального обеспечения граждан, не должны иметь обратной силы и применяться к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым влекущим отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, согласно позиции выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П и подтвержденной Определением КС от 06 ноября 2002 года № 320-О, противоречит требованиям, вытекающим из ч.1 ст.1, ст. 2, ст. 18, ч.1 ст.54, ч.2 и 3 ст.55 и ст. 57 Конституции РФ.

Согласно «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры, фельдшера (независимо от наименования должности) в детских садах и средних школах.

Названный «Перечень…» относил детские сады и средние школы к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Таким образом, согласно действовавшему до 01.10.1993 года законодательству, (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397) работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей), фельдшера дошкольного образовательного учреждения (детского сада) и средней школы включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

            Таким образом, на момент выполнения истицей работы в должности медицинской сестры в детском саду Амазарского лестранхоза ( с14.04.1986 по 29.07.1987 года) и медицинской сестрой в Приморской средней школе ( с 01.09.1987 по 01.12.1989 года) законодательством предусматривалось включение в специальный стаж работы, связанной с деятельностью в области здравоохранения, выполнение работы по указанной специальности.

С учетом этого, ответчик при разрешении вопроса о включении в специальный стаж истицы оспариваемого периода, должен был учитывать требования ранее действовавшего законодательства, т. к. право на пенсионное обеспечение истицы является конституционным и не может быть нарушено.

Поскольку на момент обращения к ответчику с требованиями о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости истица, помимо периода работы в должности медицинской сестры в детском саду Амазарского лестранхоза и медицинской сестры Приморской средней школы, имела стаж работы, связанной с лечебной деятельностью (работа в должности фельдшера скорой помощи, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшером Приморской сельской врачебной амбулатории) и вышеуказанный стаж ответчиком засчитан, оспариваемые ответчиком периоды работы, так же подлежали включению в специальный трудовой стаж истицы.

Следовательно, решение ответчика об исключении периодов работы истицы с 14 апреля 1986 года по 29 июля 1987 года и с 01 сентября 1987 года по 01 декабря 1989 года в должности медицинской сестры детского сада и фельдшера средней школы из специального трудового стажа, поскольку это нарушает конституционные права истицы, предусмотренные ч. 1 ст. 1, ст. 18, ч. 1 ст. 54, ч. 2,3 ст. 55, ст. 57 Конституции РФ является незаконным.

Согласно п. 1 «Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.»

Исходя из положений данного постановления Правительства РФ, в стаж работы для назначения досрочной пенсии подлежит включению все время работы заявительницы в период действия данного Постановления.

Кроме, того ответчик не включил истцу в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04 февраля 1996 года по 10 апреля 1996 года и с 01 ноября 2004 года по 03 декабря 2004 года.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Находясь на курсах повышения квалификации, истица повышала уровень своего профессионального образования. В этот период за истицей сохранялась средняя заработная плата, перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

    Учитывая изложенное, суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не засчитаны ответчиком для назначения досрочной трудовой пенсии истцу незаконно и подлежат включению в специальный трудовой стаж наравне с остальными периодами деятельности в области здравоохранения.

          Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Поскольку из специального трудового стажа Коняевой Ф.Ш. периоды работы с 14 апреля 1986 года по 29 июля 1987 года – в Амазарском лестрансхозе в должности медицинской сестры детского сада, с 01 сентября 1987 года по 01 декабря 1989 года - в Приморской средней школе в должности медицинской сестры, с 04 февраля 1996 года по 10 апреля 1996 года – нахождение на курсах повышения квалификации, с 01 ноября 2004 года по 03 декабря 2004 года – нахождение на курсах повышения квалификации исключены ответчиком не законно, специальный трудовой стаж истицы на день ее обращения в ГУ УПФ РФ по Чернушинскому району Пермской области, т. е. на 07 декабря 2010 года с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, с учетом не законно исключенных периодов работы, составил 34 года 1 месяц 13 дней.

Следовательно, на основании ст. 19, п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» исковые требования Коняевой Ф.Ш. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить. Признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Рф в Чернушинском районе Пермского края в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Коняевой Фардуне Шавалеевне не законным.

Обязать ответчика Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края включить Коняевой Фардуне Шавалеевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды работы: с 14 апреля 1986 года по 29 июля 1987 года – в Амазарском лестрансхозе в должности медицинской сестры детского сада. С 01 сентября 1987 года по 01 декабря 1989 года - в Приморской средней школе в должности медицинской сестры. С 04 февраля 1996 года по 10 апреля 1996 года – нахождение на курсах повышения квалификации. С 01 ноября 2004 года по 03 декабря 2004 года – нахождение на курсах повышения квалификации.

Признать за истцом Коняевой Фардуной Шавалеевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 07 декабря 2010 года с назначением пенсии с указанной даты.

Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

Судья                                                                                             О.С. Лупенских