Дело № 2-677/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Чернушка 20 июня 2011 года.
Пермский край.
Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием :
Прокурора Лыбиной О.В.
Представителей третьих лиц ФИО4 ФИО5
При секретаре Сальниковой Ю.А.
Гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края к Администрации Чернушинского района Пермского края о признании бездействия Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края не законным.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района Пермского края. действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Чернушинского района Пермского края со следующими исковыми требованиями. В ходе осуществления надзорных мероприятий, установлено, что ответчик Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края являясь учредителем МОУ «Слудовская начальная школа- детский сад» допускает нарушение п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 31, ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об образовании», ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района. п. 3.1.14 Положения об Администрации Чернушинского муниципального района.
Так, 26 ноября 2009 года по результатам проверки проведенной специалистами Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю было вынесено экспертное заключение о несоответствии данного образовательного требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования», СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». На данный момент не выполнены следующие пункты экспертного заключения, требующие дополнительного финансирования со стороны учредителя:
- Исключить поступление сырья на склад через производственный цех пищеблока.
- Установление локальной вытяжной вентиляции на пищеблоке.
Кроме того, 29 октября 2010 года сотрудниками 22 Отдела ГПН проведена проверка учреждения по результатам которого выявлено не выполнение ранее выданного Предписания № 52/1/1-13 от 19 апреля 2010 года и составлен акт № 136, на день рассмотрения иска не устранены нарушения, указанные в п. 2,3,4,5,7 Предписания.
Причиной неисполнения требований предписания является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления.
Данное финансирование отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В соответствие с п. 1.3 Устава МОУ, его учредителем является Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края. Вместе с тем, Администрация … в нарушение вышеуказанных норм, финансирует не в полном объеме образовательное учреждение на устранение выявленных нарушений.
21 марта 2010 года у данного образовательного учреждения закончился срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности. МОУ, не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану укрепления здоровья воспитанников. В связи с чем МОУ осуществляет свою деятельность без лицензии.
Бездействие органа местного самоуправления затрагивает право неопределенного круга лиц –воспитанников МОУ. На основании изложенного, а так же на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 2 Конституции РФ прокурор просит суд :
1. Признать не законным бездействие Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, не принявшей меры по финансированию затрат муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Слудовская начальная школа-детский сад», направленных на устранение следующих нарушений по заключению ЮТО «Роспотребнадзора по Пермскому краю»: Исключить поступление сырья на склад через производственный цех пищеблока:-Установление локальной вытяжной вентиляции на пищеблоке, а так же нарушений, указанный в акте проверки Госпожнадзора от 29 октября 2010 года № 136 в п. 2-5,7.
2. Обязать Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обеспечить муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Слудовская начальная школа - Детский сад» денежными средствами на устранение следующих нарушений по заключению ЮТО «Роспотребнадзора» по Пермскому краю от 26 ноября 2009 года : Исключить поступление сырья на склад через производственный цех пищеблока :-Установление локальной вытяжной вентиляции на пищеблоке, а так же нарушений, указанных в Акте проверки Госпожнадзора от 29 октября № 136 в п. 2-5,7.
В судебном заседании прокурор Лыбина О.В. исковые требования по доводам, изложенным в заявлении поддержала, на их удовлетворении настаивала. Пояснила, что из-за отсутствия надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления –учредителя МОУ на устранение нарушений ППБ и СанПиН, выявленных в ходе проверки, образовательное учреждение не может получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Поэтому ответчик как учредитель МОУ обязан выполнить свои обязанности, предусмотренные действующим законодательством РФ для того, чтобы муниципальное образовательное учреждение осуществляло свою деятельность в соответствии с законом.
Представитель ответчика Поплаухина Н.Р. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а так же письменный отзыв, согласно которому работы по приведению здания МОУ в соответствие с нормами ППБ и СанПиН выполняются. Финансирование осуществляется. Таким образом, ответчик по мнению представителя, не бездействует, а принимает все необходимые меры для выделения финансов на устранение нарушений. По мнению представителя ответчика, ссылка прокурора на нарушение права и свобод бездействием Администрации не обоснованная. Так же ответчиком в Земское собрание на утверждение готовится пакет документов на выделение средств для оплаты работ по устранению нарушений ППБ и СанПиН. Учитывая, что действия по финансированию устранения нарушений ППБ и СанПиН Администрация проводит, представитель ответчика просит суд в удовлетворении иска прокурору отказать.
Представитель МОУ ФИО4 с иском согласился. Подтвердил суду, что из-за выявленных в ходе проверки нарушений ППБ и СанПиН, отсутствия финансирования на их устранение со стороны ответчика, выдача новой лицензии МОУ на осуществление образовательной деятельности была приостановлена. В то же время на оплату работ по устранению нарушений было выделено 1 612 000 рублей. Однако данной суммы для устранения всех выявленных нарушений не достаточно. Поэтому работы, профинансировать которые в поданном исковом заявлении требует прокурор, остаются не выполненными.
Представитель Управления образовательных учреждений АЧМР ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась, т. к. финансирование работ по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки в настоящее время проводится.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему выводу.
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Слудовская начальная школа- детский сад» является муниципальным учреждением дошкольного и начального школьного образования, учредителем которого является ответчик Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края. Финансирование учреждения производится из бюджета Чернушинского района. (л.д. 5-18)
Свою образовательную деятельность МОУ осуществляет на основании Устава и лицензии срок действия которой истек 21 марта 2010 года. (л.д. 5-19)
29 октября и 26 ноября 2010 года в ходе проверки состояния противопожарной безопасности и соблюдения установленных Санитарных норм и Правил в учреждении согласно акту были выявлены нарушения действующих СанПиН и не выполнение ранее выданного Предписания органов Госпожнадзора. (л.д. 20-29)
Со стороны представителя МОУ директора ФИО4 были совершены действия по доведению информации до учредителя Администрации ЧМР, направлено ходатайство на имя начальника УОУ о выделении денежных средств на финансирование вышеуказанных работ по устранению выявленных нарушений. (л.д. 30-41)
В связи с выявленными нарушениями, новую лицензию на осуществление образовательной деятельности МОУ получить не может. В настоящее время, хотя работы и проводятся, но из-за отсутствия надлежащего финансирования со стороны ответчика, МОУ считается учреждением не устранившим выявленные нарушения ППБ и СанПиН, поэтому лицензию до сих пор получить не может. (л.д. 40)
Прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц.
Поскольку МОУ ежегодно осуществляет выпуски детей, контингент, посещающий учреждение ежегодно меняется, следовательно у прокурора имелись основания, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ для обращения в суд с вышеуказанным иском.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ…в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Согласно п. 1, 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.92. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 3266-1…образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.94.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.98. государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
Поскольку МОУ «Слудовская начальная школа- детский сад» является муниципальным образовательным учреждением, финансирование которого осуществляется из средств бюджета Чернушинского муниципального района и учредителем которого является Администрация указанного района, на основании п. 1 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ…, ст. 31, ч. 1 ст. 51 Закона № 366-1…, ст. 37 Закона № 69-ФЗ…, ч. 2 ст. 4 Закона № 124-ФЗ…, п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района, п. 3.1.14 Положения об Администрации Чернушинского района, ответчик Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края обязана осуществлять финансирование образовательной деятельности МОУ, в т. ч. выделять денежные средства из муниципального бюджета на устранение нарушений действующих Правил противопожарной безопасности и СанПиН, которые препятствуют получению МОУ лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Как установлено судом на основании пояснений участников процесса и доказательств, представленных прокурором, МОУ не может получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, срок действия которой истек в 2010 году, т. к. из-за отсутствия со стороны муниципалитета необходимого финансирования, не может устранить выявленные в ходе проверок, проведенных 29 октября и 26 ноября 2010 года государственными инспекторами Роспотребнадзора и Госпожнадзора нарушений ППБ и СанПиН.
Доказательства своевременного обращения директора учреждения за выделением денежных средств, а так же доказательства своевременного осуществления со стороны директора МОУ иных действий, направленных на устранение выявленных нарушений и своевременное получение лицензии, находящихся в его компетенции, суду представлены.
Факт несвоевременного финансирования со стороны ответчика, его представитель не отрицает. Таким образом, иск прокурора к Администрации Чернушинского муниципального района, поскольку он не противоречит вышеуказанным правовым нормам обоснован и подлежит удовлетворению.
Поскольку суду представлены доказательства, что на момент рассмотрения иска, нарушения, выявленные в ходе проверок 29.10.10 и 26.11.10. официально не устранены, и лицензия на осуществление образовательной деятельности из-за выявленных нарушений МОУ до сих пор официально не получена, доводы представителя ответчика по которым он просит суд иск прокурора оставить без удовлетворения, не состоятельны и подлежат оставлению без внимания.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить. Признать не законным бездействие Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, не принявшей меры по финансированию затрат муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Слудовская начальная школа - детский сад», направленных на устранение следующих нарушений по заключению ЮТО «Роспотребнадзора по Пермскому краю»:-Исключить поступление сырья на склад через производственный пищеблока:-Установление локальной вытяжной вентиляции на пищеблоке, а так же нарушений, указанных в Акте проверки Госпожнадзора от 29 октября 2010 года № 136 в п. 2-5,7.
Обязать Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обеспечить муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Слудовская начальная школа-Детский сад» денежными средствами на устранение следующих нарушений по заключению ЮТО «Роспотребнадзора по Пермскому краю от 26 ноября 2009 года: - Исключить поступление сырья на склад через производственный цех пищеблока :-Установление локальной вытяжной вентиляции на пищеблоке, а так же нарушений, указанных в Акте проверки Госпожнадзора от 29 октября 2010 года № 136 в п. 2-5,7.
Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.
Судья О.С. Лупенских