Дело № 2-726/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Чернушка 22 июня 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи Лупенских О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием :
Помощника прокурора Чернушинского района Смирновой Е.В.
Представителя ответчика Администрации Етышинского сельского поселения Першина В.С.
При секретаре Сальниковой Ю.А.
Гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Етышинского сельского поселения Чернушинского муниципального района о возложении обязанности на получении лицензии на пользование недрами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с иском к Администрации Етышинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края о возложении обязанностей по получению в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензии на пользование недрами, установлении срока исполнения обязанности по получению лицензии на пользование недрами - один год с момента вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства о недропользовании предприятиями и учреждениями района, осуществляющими водопользование на территории Чернушинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что Администрация Етышинского сельского поселения осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод для водообеспечения населения сельского поселения без лицензии на право пользования недрами. Добыча подземных вод осуществляется из скважины, расположенной в <адрес>. Объем забора воды из скважины за 2010 год составил 18 т. м3. В соответствии с преамбулой Федерального закона «О недрах» подземные воды относятся к недрам. Физические и юридические лица согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ приобретают право пользования подземными водными объектами на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При изучении представленных на проверку в прокуратуру документов Администрацией Етышинского сельского поселения установлено, что в нарушение ст. 11 Закона РФ «О недрах» юридическое лицо добывает подземную воду из вышеуказанной скважины, не имея лицензии на право пользования недрами, то есть самовольно. В силу ч. 2 ст. 15 Закона Российской Федерации «О недрах» одной из задач государственной системы лицензировании является обеспечение, в том числе, экологических интересов населения. Поэтому отсутствие лицензии на пользование недрами, как документа, устанавливающего порядок и условия осуществления недропользования, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам, нарушает закрепленные ст. 42 Конституции Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе жителей сельского поселения, на благоприятную окружающую среду. Поскольку Администрация Етышинского сельского поселения обязанность по получению лицензии на пользование недрами, возложенную на нее законом Российской Федерации «О недрах» добровольно не выполняет, такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке. Прокурор обращается в суд в порядке ч. 2 ст.1, 22,27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ. Просит возложить на Администрацию Етышинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность получить в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензию на пользование недрами, установить срок исполнения обязанности по получению лицензии на пользование недрами - один год с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Смирнова Е.В. иск поддержала по доводам, изложенным в заявлении прокурора. На удовлетворении иска настаивает.
В судебном заседании представитель ответчика Першин В.С. иск признал, указал, что в настоящее время работа на получение лицензии уже проводится.
Представитель третьего лица - Управление по недропользованию но Пермскому краю (Пермьнедра) просит рассмотреть дело в их отсутствие. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что представитель с иском не согласен, т. к. ответчик не является субъектом предпринимательской деятельности. Кроме того, представитель третьего лица не согласен и тем, что для получения лицензии установлен срок -1 год с даты вынесения решения.
Суд, заслушав представителя ответчика Першина В.С., заключение помощника прокурора Смирновой Е.В., исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств дела следует, что согласно инвентарной карточки учета основных средств № 91, налоговой декларации по водному налогу, Перечню водоснабжающих организаций, Сведениям, полученным от Управления «Пермьнедра» по <адрес> на балансе ответчика находится водная скважина расположенная по адресу, <адрес>. Лицензии на право пользования недрами у ответчика нет. (л.д. 6-16)
В судебном заседании из пояснений представителя ответчика следует, что работа по получению лицензии в настоящее время уже проводится, исковые требования ответчик признает, наличие скважины на балансе органа местного самоуправления, переданной от Колхоза «Красный Октябрь» подтвердил.
В соответствии с ч. З ст. 9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с ч.1 и 3 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органам государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 15 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» предусмотрено, что государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение: практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации; социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации; равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий; развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами.
В судебном заседании установлено, что Администрация Етышинского сельского поселения использует подземные водные объекты, не имея лицензии, наличие которой предусмотрено законом РФ «О недрах».
При таких обстоятельствах требование прокурора о возложении обязанности на ответчика Администрацию Етышинского сельского поселения получить в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензию на пользование недрами является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя третьего лица – Пермьнедра по которым он оспаривает иск, суд находит не состоятельными, т. к. они противоречат вышеуказанным правовым нормам.
Кроме того, из смысла ст.206 ГПК РФ следует, что суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия не связанные с передачей имущества или денежных сумм и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Таким образом, при вынесении решения в данном случае суд обязан установить срок для исполнения решения.
Установление решением суда срока для исполнения решения не является основанием полагать, что суд фактически дает разрешение на пользование недрами ответчику в течение этого срока без лицензии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Администрацию Етышинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу получить в Управлении по недропользованию по Пермскому краю лицензию на пользование недрами.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия,
Судья О.С. Лупенских