о включении в трудовой стаж периодов работы



Дело № 2-686/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Чернушка                                                                         20 июня 2011 года.

Пермский край.

       Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием :

Представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Чернушинскому району Фроловой Н.В.

При секретаре Сальниковой Ю.А.

Гражданское дело по иску Катаевой Нины Михайловны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ по Чернушинскому району Пермского края о включении в трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости периодов учебы.

УСТАНОВИЛ:

        Катаева Н.М. обратилась к ответчику Государственному учреждению –Управлению Пенсионного фонда РФ по Чернушинскому району Пермского края со следующими исковыми требованиями.

        23 декабря 2010 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости. С 23 января 2011 года истцу была назначена трудовая пенсия по старости. 11 апреля 2011 года истцу была выдана на руки выписка из пенсионного дела . В соответствии с данной выпиской истцу стало известно, что в общий трудовой стаж у истца не был включен период учебы в Уральском лесотехническом институте в <адрес> на дневном отделении с 01 сентября 1973 года по 16 июня 1978 года включительно. Всего 04 года 10 месяцев 15 дней. В связи с этим в общий страховой стаж истцу зачли периоды работы на предприятиях и в учреждениях, который составил 35 лет 02 месяца 24 дня. С учебой стаж истца составляет 35 лет 02 месяца 24 дня. В связи с тем, что истцу не включили в общий стаж период обучения в ВУЗе, истец не может воспользоваться льготой как ветеран труда, т. к. для этого необходим стаж 35 лет. В период ее обучения на дневном отделении применялось «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от 03 августа 1972 года с последующими изменениями и дополнениями. В п.п. «и» п. 109 данного «Положения…» указано, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведениях. В п. «д» ст. 67 Закона СССР «О пенсионном обеспечении» от 15 мая 1990 года так же указано, что обучение в высших учебных заведениях включается в общий трудовой стаж. В соответствии со ст. 91 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях» учеба в ВУЗАХ включается в общий трудовой стаж. В данном случае ссылка ответчика на п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173 от 17.12.01. «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой учеба в ВУЗАХ засчитывается в страховой стаж лицам, достигшим пенсионного возраста до 1 января 2002 года не обоснованна. Поскольку в период учебы истца действовал другой закон. В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Проверяя соответствие п. 4 ст. 30 ФЗ РФ требованиям Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года указал на то, что исключив из общего трудового стажа некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы (в т. ч. время учебы, включаемое в общий трудовой стаж ст. 91 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» законодатель придал норме этого пункта обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионное право до 01.01.02. Таким образом, ответчик необоснованно не включил истцу в общий трудовой стаж период обучения на дневном отделении ВУЗА. На основании изложенного истец просит суд :

       Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда в Чернушинском районе Пермского края включить в общий трудовой истца период обучения в Уральском лесотехническом институте с 01 сентября 1973 года по 16 июня 1978 года. Всего 04 года 10 месяцев 15 дней.

        В судебное заседание истец Катаева Н.М. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась. Согласно телефонограммы от 20 июня 2011 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

        Представитель ответчика Фролова Н.В. иск не признала, пояснила суда, что включение истцу в общий трудовой стаж периода учебы в соответствии со ст. 91 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года возможно в том случае если бы размер трудовой пенсии по старости по заявлению истца был бы исчислен на основании вышеуказанного Закона. Однако с каким-либо заявлением о исчислении ей размера трудовой пенсии по старости в соответствии с вышеуказанным законом, истец не обращалась. Поскольку размер трудовой пенсии исчислен истцу в соответствии с ныне действующим Федеральным законом № 173 от 17.12.01., а данным законом включение периода учебы в ВУЗе в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления пенсии, не предусмотрено, отказ ответчика во включении истцу в общий трудовой стаж периода учебы в ВУЗе представитель считает законным. В случае, если бы истец обратилась с заявлением о включении ей в общий трудовой стаж периода учебы в ВУЗе и исчислении размера пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 года, которым включение периодов учебы в ВУЗах в общий трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии предусмотрено, то такой расчет истцу был бы сделан и период учебы в общий трудовой стаж был бы включен, но в этом случае, поскольку методика расчета пенсии по Закону от 20.11.90, отличается от методики, предусмотренной ныне действующим Законом от 17.12.01. размер пенсии у истца, несмотря на то, что ответчик включил бы ей в общий трудовой стаж период учебы, был бы меньше размера пенсии, исчисленной и назначенной по Закону от 17.12.01. На основании изложенного, представитель ответчика просит суд в удовлетворении исковых требований Катаевой Н.М. отказать.

        Кроме устных доводов по которым она оспаривает заявленный иск, представитель ответчика представила письменные возражения согласно которым оспаривает иск по следующим основаниям : С 1 января 20202 года введен в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона с этой даты утратил силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы страхового обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей. (п.2)

       Под страховым стажем Законом «О трудовых пенсиях» понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а так же иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. (ст. 2)

         Согласно ст. 11 Закона «О трудовых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются : период прохождения военной службы, а так же иной приравненной к ней службы, период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полтора лет, но не более трех лет в общей сложности, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком –инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с супругами в местностях, где они могли трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но неболее 5 лет в общей сложности, период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

          Годы учебы в перечне иных периодов не поименованы, а следовательно не могут быть включены в страховой стаж истца. Кроме того, в период обучения в институте, истцом не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

         В законе «О трудовых пенсиях» наряду с понятием «страховой стаж» для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, применяется и понятие «Общий трудовой стаж». Пунктом 4 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно –полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды (период подготовки к профессиональной деятельности (учеба) в данном пункте не указан).

           Истец необоснованно отождествляет институты страхового и общего трудового стажа и фактически оспаривает конституционность порядка учета общего трудового стажа, установленного п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», вопрос о проверке которого уже был предметом рассмотрения КС РФ. В постановлении от 29 января 2004 года за № 2-П КС признал п. 4 ст. 30 Закона…норму в той части в какой она взаимосвязана с п. 2 ст. 31 Закона … при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно-полезной деятельности, включающиеся в него ранее действующим законодательством, не противоречащей Конституции РФ. Изложенная позиция носит общий характер и в силу ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» является обязательной на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

         Согласно абз. 2 п. 3.2 Постановления КС РФ от 29.01.04. № 2-П, отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и, исключив из него некоторое периоды общественно –полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленных на основании Закона «О государственных пенсиях в РФ». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в ст. 18 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Более того, согласно п. 8 ст. 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с пунктом 4 подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

          Следовательно, норма п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ране действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. (абз. 3 п. 3.2 Постановления № 2-П).

          Таким образом, регулирование, закрепленное в п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не противоречит Конституции РФ, в т. ч. ее статьям 18,54 (часть 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения. (абз. 5 п. 3.2 Постановления № 2-П».

           Применительно к положениям ст. 30 Закона … данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» (абз. 2 п. 3.3 Постановления № 2-П).

            Согласно п.п. «е» п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года за № 25 по волеизлиянию и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ о 17.12.01. периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных актов в т. ч. по Закону от 20.11.90.

             Однако далее Постановление ПВС от 20.12.05. указано, что необходимо иметь ввиду, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона № 340-1 без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы (службы), иных периодов, а так же возможность включения ряда периодов в льготном исчислении, но и положения ст. 16,17, а так же статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии.

             Исчисление в таком размере пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера (ПК)

             Согласно действующему пенсионному законодательству не представляется возможным производить расчет размера пенсии не в интересах застрахованного лица без его согласия.

            Катаевой Н.М. 23.01.11 была назначена трудовая пенсия по старости согласно Закону «О трудовых пенсиях» с учетом страхового стажа 30 лет 03 месяца 12 дней и общего трудового стажа 22 года 04 месяца 29 дней –это стаж без учета периода обучения в институте.

             С учетом периода ее обучения на дневном отделении УЛТИ с 01.09.73. по 15.06.78. трудовой стаж истца исчисляется согласно нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и составляет 27 лет 02 месяца 14 дней. И этот период включен в трудовой стаж истца, что видно из протокола Пенсионного дела Катаевой Н.М.

            В связи с тем, что исчисление размера пенсии Катаевой Н.М. более выгодно по нормам действующего Закона «О трудовых пенсиях», а так же в связи с тем, что истец с заявлением об оценке ее пенсионных прав по нормам Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не обращалась, размер пенсии истца исчислен в ее интересах именно по действующему в настоящее время закону, а следовательно и трудовой стаж истца исчислен в соответствие с ним. (л.д. 14-17)

           Представитель третьего лица МРТУ № 4 МССР Пермского края в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, т. к. Катаева Н.М. в указанное учреждение с каким-либо заявлением не обращалась.

           Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

          Согласно материалов пенсионного дела на имя Катаевой Н.М., 23 декабря 2010 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Чернушинском районе (далее ответчик) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. (л.д. 7-9 ПД)

         Согласно протоколу № 421 от 30.12.10 заседания Комиссии по назначению пенсий при УПФ России в Чернушинском районе Катаевой Н.М. с 23 января 2011 года пожизненно была назначена трудовая пенсия по старости. (л.д. 6 ПД)

          Согласно «Справки по делу», для назначения и исчисления пенсии Катаевой Н.М. был начислен Общий стаж по ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01. в размере 22 лет 04 месяцев 29 дней, страховой стаж 30 лет, 03 месяца 12 дней. (л.д. 40 ПД)

          Согласно сведениям из трудовой книжки и диплому, с 01.09. 73. по 15.06.78. истец обучалась на дневном отделении Уральского лесотехнического института» в <адрес>), однако период учебы в институте 04 года 10 месяцев 15 дней, ответчик истцу в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления трудовой пенсии по старости не засчитал.

          Учитывая, что в случае зачисления периода учебы ее общий трудовой стаж составит 35 лет 02 месяца и 24 дня, что достаточно для признания за истцом статуса «Ветерана труда» Катаева Н.М. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиям. (л.д. 4-5)

Согласно ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01. «О трудовых пенсиях в РФ» (Далее ФЗ № 173…_

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

(пп. 7 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 146-ФЗ)

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

2. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 30 ФЗ № 173…

1. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

4. Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;

из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности;

из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;

периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;

периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;

гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;

гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:

периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;

периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;

периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, при стаже на соответствующих видах работ в летном и летно-испытательном составе у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет уменьшается на 2 процента за каждый год (в том числе неполный), недостающий до полного стажа на соответствующих видах работ, указанного в подпункте 13 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.

Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, летчикам-испытателям I класса из числа лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, повышается на 10 процентов. При этом расчетный размер трудовой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка застрахованного лица.

Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, лицам, указанным в статье 27.1 настоящего Федерального закона, в том числе летчикам-испытателям I класса из их числа, ограничению, установленному абзацем сороковым настоящего пункта, не подлежит.

Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.

Согласно ст. 31 ФЗ № 172…

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

         Согласно ст. 16 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.90 (далее закон № 340-1)

Пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).

При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.

Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

Согласно ст. 17 Закона РФ № 340-1…

Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом.

Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно ст. 18 Закона № 340-1…

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров.

Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно ст. 91 Закона № 340-1…

Подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Поскольку право на назначение трудовой пенсии по старости у истца Катаевой Н.М. возникло после 1 января 2002 года, когда в соответствии со ст. 31 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01. «О трудовых пенсиях в РФ», ранее действующий в РФ Федеральный закон № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ « от 20.11.90. утратил силу в связи со вступлением в действие ФЗ № 173…, трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости был исчислен истцу в соответствии со ст. 11 Закона № 173…, а размер трудовой пенсии исчислен по правилам, предусмотренным ст. 30 данного Закона …

Поскольку положениями, предусмотренными ст. 11 и ст. 30 Закона № 173 … в отличии от положений, предусмотренных ст. 91, действовавшего в РФ до 1 января 2002 года Закона № 340-1 …включение в трудовой стаж, необходимый для назначения и исчисления трудовой пенсии периодов учебы в высших учебных заведениях не предусмотрено, ответчик исключил из общего трудового стажа истца период учебы в УЛТИ с 01.09.73. по 15.06.78. на законных основаниях.

Оспаривая отказ ответчика включить в общий трудовой стаж период учебы в УЛТИ, истец ссылается на действующие в указанный период нормы пенсионного законодательства СССР, РСФСР, Закон РФ № 340-1 …от 20.11.90 которыми время учебы (профессиональной подготовки) подлежало зачету при подсчете общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии и исчисления ее размер, а так же на положения, предусмотренные п. 1 ст. 4 ГК РФ, на основании которых считает действия ответчика об отказе включить в общий трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии период учебы в ВУЗе не законными.

Позицию истца суд признает ошибочной по следующим основаниям. Применительно к толкованию положений, предусмотренных п. 1 ст. 4 ГК РФ не имеют обратной силы Акты гражданского законодательства, которыми существенно ухудшается положение лиц, по сравнению с тем, которое у этих лиц было до принятия вышеуказанных актов.

Положениями ст. 91 Закона РФ № 340-1 … от 20.11. 90 года, действующего до вступления в силу ныне действующего Закона № 173-ФЗ… на основании которого истцу была назначена и исчислена трудовая пенсия по старости предусматривалось включение в общий трудовой стаж, необходимый для назначения и исчисления пенсии периодов учебы в средних специальных и высших учебных заведениях. Положениями, предусмотренными ст. 11, 30 Закона № 173-ФЗ… включение в общий трудовой стаж периодов учебы не предусмотрено.

Вместе с тем, поскольку нормами Закона № 173-ФЗ… установлен такой минимальный расчетный

размер трудовой пенсии по старости, который превышает максимальный размер пенсии, предусмотренный ст. 16-18 ранее действовавшего Закона № 340-1 …, а норм, ограничивающих максимальный размер трудовой пенсии по старости по сравнению со ст. 18 Закона № 340-1… (ограничивающей максимальный размер пенсии до 3-х (в некоторых случаях до 3,5 минимальных размеров пенсий) Закон № 173-ФЗ… не содержит, нормы ныне действующего Закона № 173-ФЗ… не ухудшают положение истца по сравнению с тем, которое у нее было в период действия Закона № 340-1… и более ранних правовых норм, таким образом, ссылка истца на п. 1 ст. 4 ГК РФ не обоснованна.

         Поскольку трудовая пенсия была назначена истцу в соответствие с положениями, предусмотренными Федеральным законом № 173…, не предусматривающим включение в общий трудовой стаж периодов учебы в ВУЗах, и истец получает трудовую пенсию, назначенную и исчисленную в соответствии с вышеуказанным нормативным актом, истцу не может быть включен в общий трудовой стаж период ее учебы в УЛТИ, т. к. в противном случае, это противоречило бы положениям, предусмотренным ст. 11. 30, 31 Закона № 173-ФЗ…

        Вместе с тем, истец Катаева Н.М. не лишена права обратиться к ответчику с заявлением о включении в общий трудовой стаж периодов учебы в ВУЗе, как это было предусмотрено ст. 91 Закона № 340-1… с одновременным перерасчетом ранее назначенной трудовой пенсии по старости по правилам. предусмотренным ст. 16-18 вышеуказанного Закона …

         Поскольку с каким-либо заявлением о перерасчете ранее назначенной пенсии по правилам. предусмотренным ст. 16-18 Закона № 340-1…, одновременно с просьбой о включении в общий трудовой стаж периода учебы в УЛТИ, истец к ответчику не обращалась, а размер пенсии, исчисленной по нормам Закона № 340-1… стал бы значительно меньше размера пенсии, назначенной истцу по Закону № 173-ФЗ…, что безусловно ухудшило бы положение истца, самостоятельно без его согласия включить в общий трудовой стаж истца период учебы в УЛТИ и пересчитать пенсию по правилам ст. 16-18 Закона № 340-1 … ответчик не вправе.

         На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

      Исковые требования Катаевой Нины Михайловны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ по Чернушинскому району Пермского края о возложении обязанностей включить в трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости времени учебы в Уральском лесотехническом институте с 01 сентября 1973 года по 16 июня 1978 года оставить без удовлетворения.

      Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

                  Судья                                                                            О.С. Лупенских