Дело № 2-795/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 27 июня 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Андрианова В.П.,
с участием прокурора Смирновой Е.В.,
представителя третьего лица Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Альмухаметовой А.З.,
представителя третьего лица МДОУ «Атняшинский детский сад» Карионовой К.А.,
представителя третьего лица 18 ОНД Копытова А.В.,
при секретаре Треногиной Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чернушинского муниципального района о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чернушинского муниципального района о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ «Атняшинский детский сад», направленных на устранение нарушений, указанных в пунктах 1-10, 12-14 предписания от 26.05.2010 г. № 70/1/1-14 незаконным, возложении на ответчика обязанности обеспечить МДОУ «Антяшинский детский сад» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в пунктах 1-10, 12-14 предписания от 26.05.2010 г. № 70/1/1-14. Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Чернушинского района, в ходе осуществления надзорных мероприятий, установлено, что администрация Чернушинского муниципального района, являясь учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Атняшинский детский сад», допускает нарушения требований действующего законодательства. В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Согласно п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. №277, полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района. В соответствии с требованиями ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. 21.10.2010 сотрудником 22 Отдела ГПН проведена проверка в МДОУ «Атняшинский детский сад» по результатам исполнения предписания от 26.05.2010 г. № 70/1/1-14, в ходе которой установлено, что предписание в полном объеме не исполнено, и в учреждении имеются нарушения требований пожарной безопасности:
Первый этаж:
п. 1. помещение спортивного зала не обеспечено не менее чем 2-мя эвакуационными выходами;
п. 2. дверной проем эвакуационного выхода (из спортзала в коридор) выполнен размерами менее нормативного;
п. 3 дверной проем эвакуационного выхода (из коридора на веранду) выполнен размерами менее нормативного;
Второй этаж:
п.4. дверной проем эвакуационного выхода (из коридора на веранд;) выполнен размерами менее нормативного;
п. 5. дверной проем эвакуационного выхода (из помещения спальни в групповую) выполнен размерами менее нормативного;
п. 6. дверной проем эвакуационного выхода (из помещения спальни в сан. узел) выполнен размерами менее нормативного;
п. 7. наружная лестница 3-го типа со второго этажа здания выполнена из горючего материала (древесина);
п. 8. второй этаж не обеспечен не менее чем двумя эвакуационными выходами (второй выход предусмотрен через окно);
п. 9. выходы со второго этажа здания не отвечают требованиям, предъявляемым к эвакуационным, рассматриваются как аварийные и не учитываются при эвакуации в случае пожара;
Здание пищеблока:
п. 10. помещения не оборудованы автоматической установкой обнаружения пожара, совмещенной с системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
п. 12. дверной проем эвакуационного выхода выполнен размерами менее нормативного;
Общие мероприятия:
п. 13. степень огнестойкости здания детского сада не соответствует требуемой (эксплуатация 2-х этажного здания детского сада 5 степени огнестойкости (деревянное) не допускается);
п. 14. противопожарное расстояние между зданиями детского сада и пищеблока менее нормативного (фактическое расстояние между зданиями составляет 10 м, требуется не менее 15 м.).
Причиной неисполнения требований законодательства о пожарной безопасности, является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Учредителем образовательного учреждения является администрация Чернушинского муниципального района (пункт 1.5 Устава МДОУ «Атняшинский детский сад»). Вместе с тем, администрация Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение вышеуказанных нарушений. В силу части 2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Согласно части 1 ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. МДОУ «Атняшинский детский сад» не исполняя предписания контролирующих государственных органов, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. В связи с этим, данное учреждение с 03.02.2011 г. осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей. Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г. №51-ФЗ, развитие системы образования отнесено к приоритетным национальным проектам. Основными мероприятиями (заданиями) Программы являются, в том числе, обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней; создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства. Таким образом, оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Смирнова Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в июне 2010 года в прокуратуру обратился ФИО5 инспектор 22 Отдела ГПН, с заявлением об обращении в суд, в связи с неисполнением предписания ОГПН по проверку Атняшинского детского сада. Детский сад не получает лицензию, деятельность осуществляется с нарушениями, неустранение выявленных при проверке недостатков требований пожарной безопасности влечет угрозу жизни детей и сотрудников детского сада. Администрация Чернушинского муниципального района обязана финансировать МОУ «Атняшинский детский сад». В течение года конкретных мер для исправления нарушений администрация Чернушинского муниципального района не предпринимает, не обращается в Земское собрание о выделении финансирования.
Представитель третьего лица МДОУ «Атняшинский детский сад» в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что не понимает почему администрация возражает против иска. Она неоднократно обращалась к главе района Шестакову М.В., он говорил, что денег нет. Она ежемесячно пишет обращения, однако результата нет. В Управление образованием, она так же обращалась, ей говорили, что денег на всех не хватает.
Представитель третьего лица Управление образованием администрации Чернушинского муниципального района в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что они обращались в администрацию Чернушинского муниципального района, просили профинансировать в УКС, составить смету. Карионова А.А. постоянно к ним обращается. В феврале 2011 года у детского сада закончился срок лицензии, но в администрации постояно говорят, что денег нет.
Представитель 22 ОГПН ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что от детского сада им постоянно поступают заявления. Они доводили это до сведения администрации Чернушинского муниципального района. Предписание ОГПН по детскому саду до сих пор не исполнено, для этого необходимо около 2 млн. рублей, по приблизительной смете. По административном делу назначалось административное приостановление деятельности детского сада.
Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с возражениями по заявлению, где указал, что для получения лицензии ее соискатель должен предоставить в соответствующий лицензирующий орган заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности. Так как в данном случае Предписание Госпожнадзора, вынесенное Учреждению, не исполнено в полном объеме и не было доведено до администрации Чернушинского муниципального района, в связи с чем администрация не бездействует, а наоборот принимает все возможные меры для устранения нарушений при их своевременном выявлении. Управление образовательными учреждениями не поставило администрацию Чернушинского муниципального района своевременно в известность о выявленных нарушениях для принятия мер по их устранению, что и привело к сложившейся ситуации. Ссылка прокурора на нарушение прав и свобод гражданина не обоснована, препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод нет. Также прокурором не представлено никаких доказательств, подтверждающих надлежащее и своевременное уведомление администрации Чернушинского мунципального района о выявленных нарушениях, содержащихся в Предписаниях вышеуказанных контролирующих органов. Орган местного самоуправления муниципального района состоит из исполнительного органа(администрация муниципального района) и представительного органа (Земское Собрание муниципального района). В соответствии с Уставом Чернушинского муниципального района как администрация Чернушинского муниципального района как орган местного самоуправления осуществляет исполнительно-распорядительные функции, и только представительный орган – Земское собрание Чернушинского муниципального района обладает исключительной компетенцией по утверждению местного бюджета. Таким образом, администрация муниципального района не может самостоятельно распоряжаться средствами местного бюджета. В заявлении прокурор просит обязать администрацию муниципального района обеспечить Учреждение денежными средствами на устранение нарушений ряда пунктов вышеуказанных Предписаний. Поскольку бюджет муниципального района утверждается на соответствующий год в конце текущего года, соответственно, денежные средства на устранение нарушений Предписаний не были заложены. Для выделения дополнительного финансирования в текущем 2011 году управлением образовательными учреждениями должны быть представлены в финансовый орган администрации Чернушинского муниципального района проектно-сметные документации с указанием конкретной суммы, необходимой для устранения нарушений по Предписаниям, для корректировки бюджета. На основании представленных документов финансовый орган формирует и направляет пакет документов для утверждения в Земское Собрание Чернушинского муниципального района. И только после проведения всех действий администрация Чернушинского муниципального района вправе распоряжаться средствами местного бюджета. Таким образом, администрация Чернушинского муниципального района не признает бездействие по финансированию затрат учреждения, направленных на устранение нарушений Предписания Госпожнадзора незаконным.
Суд, заслушав истца, третьих лиц, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 г. №277, полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района.
Согласно ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
В соответствии с п. 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.
В соответствии с ч. 2 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно части 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что 24 мая 2010 года во время плановой выездной проверки 22 Отделом Государственного пожарного надзора УГПН Главного управления МЧС России по Пермскому краю в здании МДОУ «Атняшинский детский сад», выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, о чем составлен Акт проверки № 70 от 24.05.2010 года (л.д. 4-5) и вынесено предписание № 70\1\1-14 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 6-7).
02.06.2010 года МДОУ «Атняшинский детский сад», привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 10 суток.
На основании Распоряжения 22 ОГПН УГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю от 01.10.2010 года № 138 (л.д. 8) проведена проверка в отношени МДОУ «Атняшинский детский сад», в результате проверки установлено, что не все нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в результате плановой проверки 24 мая 2010 года устранены Учреждением, в связи с чем составлен акт проверки № 138 от 21.10.2010 года (л.д. 9-10).
МДОУ «Атняшинский детский сад» осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 2357 от 01.02.2006 г. (л.д. 36) срок действия которой истек 02.02.2011 года. В связи с неустранением нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ «Атняшинский детский сад» срок действия лицензии не может быть продлен. С 03.02.2011 г. Учреждение осуществляет образовательную деятельность без лицензии. В связи с чем, нарушены права неопределенного круга лиц.
Руководитель МДОУ «Атняшинский детский сад» Карионова А.А. неоднократно обращалась в Управление образовательными учреждениями с заявлениями 01.06.2010 г., 11.10.2010 г., 20.10.2010 г., 22.12.2010 г., 01.02.2011 г., 01.04.2011 г., что подтверждается письменными обращениями Карионовой А.А. (л.д. 13-18).
Согласно п. 1.5 Устава МДОУ «Атняшинский детский сад» Учредителем образовательного учреждения является администрация Чернушинского муниципального района.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация Чернушинского муниципального района не бездействует, а предпринимает все возможные меры для устранения выявленных нарушений, безосновательны и не нашли своего подтверждения в судебном заседании, опровергаются представленными доказательствами и пояснениями истца и третьих лиц.
Из объяснений заведующей МДОУ «Атняшинский детский сад» и представителя Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района следует, что мероприятия по устранению недостатков требований пожарной безопасности не проведены так как средства на них не выделены администрацией Чернушинского муниципального района. Управление образовательными учреждениями в период с 24 мая 2010 года неоднократно уведомляло администрацию Чернушинского муниципального района о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности и выделении для этого денежных средств.
Таким образом, с 24 мая 2010 года в результате бездействия администрации Чернушинского муниципального района по настоящее время не устранены нарушения треобваний пожарной безопасности в МДОУ «Атняшинский детский сад», допускаются нарушений требований действующего законодательства, создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, и
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ «Атняшинский детский сад», направленных на устранение нарушений, указанных в пунктах 1-10, 12-14 предписания от 26.05.2010 г. № 70/1/1-14.
Обязать администрацию Чернушинского района обеспечить МДОУ «Атняшинский детский сад» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в пунктах 1-10, 12-14 предписания от 26.05.2010 года № 70/1/1-14.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии мотивированного решения.
Судья | В.П.Андрианов |