об оспаривании нормативного акта



Дело № 2-827/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка                                30 июня 2011 года

         Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:

Помощника прокурора Чернушинского района Смирновой Е.В.

Представителя Администрации Чернушинского муниципального района Зайнуллиной Г.М.

при секретаре Сальниковой Ю.А.

Гражданское дело по заявлению прокурора Чернушинского муниципального района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района обратился в суд с заявлением об оспаривании    нормативного акта органа местного самоуправления. Заявление мотивировал тем, что Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка правовых актов администрации    Чернушинского муниципального района, регламентирующие вопросы в сфере градостроительства. В ходе проверки было установлено, что постановлением администрации Чернушинского муниципального района от 20.01.2009 года № 34 «Об утверждении регламента «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района» установлен порядок оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района, в т.ч. определен перечень необходимых для этого документов, основания отказа в выдаче разрешений, определена форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и др. Действие Регламента распространяется на территории поселений, входящих в состав Чернушинского муниципального района на основании соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. Данное постановление является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ст.3 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу. Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым в том числе, отнесены полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях. Порядок выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию определен в ст.55 ГК РФ. При этом, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе определять перечень необходимых для этого документов, основания отказа в выдаче разрешений и др. Кроме того, согласно ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такая форма определена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 года № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Учитывая. что органы местного самоуправления не вправе разрабатывать и утверждать порядок выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку этот вопрос регламентирован в ст.55 ГК РФ, 13.05.2011 года прокурором района принесен протест на постановление главы администрации Чернушинского муниципального района от 20.01.2009 года № 24 «об утверждении регламента «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района» с требованием об его отмене. 24.05.2011 года в прокуратуру района поступил ответ главы администрации Чернушинского муниципального района, согласно которому в удовлетворении протеста отказано. Учитывая, что постановление принято в нарушение требований градостроительного законодательства, указанный вопрос не относится к полномочиям органа местного самоуправления, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, оформляющие разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, руководствуясь ст.35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», ст.245 ГПК РФ, прокурор просит суд:

Признать противоречащим закону полностью постановление главы администрации Чернушинского муниципального района от 20.01.2009 года № 34 «Об утверждении регламента «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района».

В судебном заседании прокурор Смирнова Е.В. доводы заявления поддержала, на его удовлетворении настаивала.

Представитель Администрации Чернушинского муниципального района Зайнуллина Г.М. с заявленными требованиями не согласилась, предоставила суду письменные возражения на иск следующего содержания. В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях. В соответствии с соглашениями между администрацией Чернушинского муниципального района указанное полномочие от поселений передано администрации муниципального района. Прямого запрета на принятие нормативных правовых актов по разработке и утверждению порядка выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию действующее законодательство не содержит. Постановление главы Чернушинского муниципального района от 20.01.2009 года № 34 «Об утверждении регламента «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района» принято в рамках полномочий администрации Чернушинского муниципального района, как органа местного самоуправления, и не противоречит законодательству. Перечень документов, установленный Градостроительным кодеком РФ, для выдачи разрешения, также соответствует нормам законодательства. В соответствии со ст.3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемых нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. В заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, отсутствует указание, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено спорным постановлением главы Чернушинского муниципального района. Таким образом, заявленные требования прокурора Чернушинского района о признании противоречащим закону нормативного правового акта органа местного самоуправления необоснованны. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований прокурору Чернушинского района о признании противоречащим закону полностью постановления главы Чернушинского муниципального района от 20.01.2009 года № 34 «Об утверждении регламента «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района» отказать.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу:

В соответствии со ст.251 ГПК РФ

1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ

1) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;

Согласно п.п.1, 4 ст.3 Градостроительного кодекса РФ

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий.

Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: …

8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы и уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

3. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы…

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта;

заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.

5. Орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

7. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов гражданского дела, пояснений сторон, судом установлены следующие обстоятельства дела.

20.01.2009 года Главой Чернушинского муниципального района Пермского края принято постановление № 34 «Об утверждении регламента «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района».

Прокуратурой Чернушинского района Пермского края проводилась проверка правовых актов Администрации Чернушинского муниципального района, регламентирующих вопросы в сфере градостроительства.

Во ходе проверки прокурором установлено, что Постановлением администрации Чернушинского муниципального района от 20.01.2009 года № 34 «Об утверждении регламента «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района» установлен порядок оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района, в т.ч. определен перечень необходимых для этого документов, основания отказа в выдаче разрешений, определена форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и др.

Действие Регламента… распространяется на территории поселений, входящих в состав Чернушинского муниципального района на основании соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.

Данный правовой акт органа местного самоуправления, прокурор просит признать противоречащим п.1 ст.1, п.п.1,4 ст.3, ст.8,51,55 Градостроительного кодекса РФ. (л.д. 4-17)

Доводы прокурора в том, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречит вышеуказанным нормам Градостроительного кодекса РФ, суд признает обоснованными:

В соответствии с требованиями ст.3 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым в том числе, отнесены полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

Порядок выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию определен в ст.55 ГК РФ, из п. 12 которой следует, что органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе определять перечень необходимых для этого документов, основания отказа в выдаче разрешений и др., т. к. это находится в компетенции Правительства РФ.

Установив противоречие нормативного акта органа местного самоуправления вышеуказанным нормам Градостроительного кодекса, прокурор района внес протест на Постановление главы администрации Чернушинского муниципального района от 20.01.2009 года № 24 «Об утверждении регламента «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района» с требованием об его отмене. (л.д.4-5)

24.05.2011 года в прокуратуру района поступил ответ главы администрации Чернушинского муниципального района, согласно которому протест прокурора оставлен без удовлетворения. (л.д. 18-19)

Поскольку судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ, т. к. вопрос о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не относится к компетенции органа местного самоуправления, действие оспариваемого прокурором постановления нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, обратившихся в орган местного самоуправления за оформлением разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.

    Таким образом, на основании Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.245 ГПК РФ прокурор, поскольку внесенный им в орган местного самоуправления протест, оставлен без удовлетворения, имеет право оспорить противоречащий федеральному закону нормативный правовой акт органа местного самоуправления в судебном порядке.

     Поскольку судом на основании доказательств, представленных прокурором установлено противоречие оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления, п.1 ст.1, п.п.1,4 ст.3, ст.8,51,55 Градостроительного кодекса РФ, гражданский иск, заявлен прокурором обоснованно и подлежит удовлетворению.

      На основании изложенного и, руководствуясь. ст. 194-199, 245 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

      Заявление прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить. Признать нормативно правовой акт органа местного самоуправления Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края - Постановление Главы Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края № 34 от 20 января 2009 года «О порядке оформления разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории Чернушинского муниципального района» противоречащим п.1 ст.1, п.п.1,4 ст.3, ст.8,51,55 Градостроительного кодекса РФ.

Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

Судья                                 О.С. Лупенских