о понуждении к совершению действий



Дело № 2–944/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года                                                                         г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Орловой Е.А.,

представителей третьих лиц ФИО3, ФИО4,

при секретаре Воложаниновой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

     по иску прокурора Чернушинского района к Администрации Чернушинского городского поселения о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности и обеспечению противопожарным водоснабжением <адрес>;

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Чернушинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Чернушинского городского поселения о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности и обеспечению противопожарным водоснабжением <адрес>.

     Исковые требования прокурора Чернушинского района мотивированы следующим: прокуратурой Чернушинского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Чернушинского городского поселения. В ходе проверки установлено, что администрацией Чернушинского городского поселения на территории поселения не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Перечень и виды первичных мер пожарной безопасности законодательно закреплены в статье 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой первичные меры пожаротушения включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно –правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности и другое. Согласно ст. 68 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ. В нарушение указанных требований законодательства о пожарной безопасности по <адрес> отсутствует противопожарное водоснабжение. Названные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовой гибелью людей. Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, прокурор просит возложить на администрацию Чернушинского городского поселения обязанность устранить в срок до 01 октября 2011 года выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории поселения, а именно обеспечить <адрес> противопожарным водоснабжением для тушения пожаров.

     Помощник прокурора Чернушинского района Орлова Е.А. исковые требования в судебном заседании поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Чернушинского городского поселения устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и обязать обеспечить <адрес> необходимым расчетным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения. Пояснила, что отсутствие указанного противопожарного водоснабжения является нарушением действующего законодательства, нарушает права и интересы граждан поселения.

      Представитель ответчика Администрации Чернушинского городского поселения в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, представил письменное заявление о том, что с исковыми требованиями прокурора администрация Чернушинского городского поселения согласна.

     Представитель третьего лица – 18 отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что весной 2011 года проведена проверка систем наружного противопожарного водоснабжения, в связи с выявленными нарушениями законодательства о пожарной безопасности администрация городского поселения как юридическое лицо привлечена к административной ответственности, установлено отсутствие противопожарного водоснабжения по <адрес>, ближайший источник водоснабжения на <адрес> на расстоянии свыше 1 км, по нормативу радиус действия источника водоснабжения 200 метров, недалеко от улицы проходит естественный источник водоснабжения - речка, но отсутствуют оборудованные подъездные пути, по правилам на указанной улице должны быть водопроводные сети с пожарными гидрантами в необходимом расчетном количестве.

      Представитель третьего лица – Государственного учреждения 22 отряда Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю ФИО4 исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что на <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, в данном районе города плотная жилая застройка частными домами с хозяйственными постройками, зачастую строения расположены с нарушением норм пожарной безопасности, водопровод отсутствует, пожарные гидранты не установлены, проходящая речка в заболоченной местности и не обеспечена площадками с твердыми покрытиями и подъездными путями, что исключает забор воды на месте, на случай пожара подвозка воды осуществляется автомашинами, что увеличивает время прибытия к месту пожара, на данные обстоятельства высказывали жалобы жители улицы, установленные на других улицах источники не обеспечивают водоснабжение по радиусу своего действия,    по норме возможно сооружение двух источников водоснабжения в виде искусственных емкостей объемом 50 м3, с обеспечением доступа в любое время года, либо проведение водопроводных сетей    с пожарными гидрантами. Указанный в исковом заявлении - ДД.ММ.ГГГГ срок полагает реальным и обоснованным.

     Суд, заслушав доводы прокурора, третьих лиц, исследовав материалы дела, с учетом заявления представителя ответчика, полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

      По информации Государственного учреждения - 22 отряда Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю МЧС России в микрорайоне <адрес> отсутствует противопожарное водоснабжение, что может повлечь увеличение времени ликвидации возможных пожаров и нанесение крупного материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан. (л.д. 5-6) Указанная <адрес> находится вне зоны радиуса действия ранее установленных пожарных гидрантов и пожарных водоемов.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 18.07.2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1. К вопросам местного значения поселения относятся:…9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

         В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 18.07.2011 года), к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», … 4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона.

Согласно ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», 1. На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. 2. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. 4. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, …допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Таким образом, на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные), указаны два вида источников наружного противопожарного водоснабжения: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 1 Устава Чернушинского городского поселения, утвержденного решением Думы Чернушинского городского поселения от 18.11.2005 года № 7 (в редакции от 25.03.2011 года), 1. Чернушинское городское поселение - муниципальное образование в составе Чернушинского муниципального района, состоящее из населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения Чернушинского городского поселения относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; …3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; …9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. (ст. 6)

Администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Чернушинского городского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения обладает правами юридического лица.

Согласно ст. 41 Устава, 1. Администрация поселения: 1) обеспечивает исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения, … 15) организует обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Постановлением Главы Чернушинского городского поселения от 21.07.2008 N 289 "Об утверждении Положения "Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Чернушинского городского поселения" утверждено Положение «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Чернушинского городского поселения» в целях обеспечения защищенности личности, имущества и общества от пожаров на территории Чернушинского городского поселения и надлежащего исполнения федерального законодательства в области пожарной безопасности, определения перечня первичных мер пожарной безопасности, функций администрации Чернушинского городского поселения, подведомственных организаций в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Положением определено, что к полномочиям администрации Чернушинского городского поселения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся: 2.1.2. разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории и обеспечению пожарной безопасности объектов собственности; …2.1.3. включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории, обустройство, содержание и ремонт источников противопожарного водоснабжения, подъездных путей к ним, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилого и нежилого фонда, общественных зданий, строительство пожарных депо.

Согласно приведенных выше положений    создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения как первичные меры пожарной безопасности в границах городского поселения отнесено к вопросам местного значения городского поселения и администрации Чернушинского городского поселения.     Обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности возлагается на администрацию как на исполнительно-распорядительный орган городского поселения.

      Требования прокурора к администрации Чернушинского городского поселения основаны на положениях 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 6, 63, 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на положениях Устава Чернушинского городского поселения.

      На основания изложенного, суд находит исковые требования прокурора к Администрации Чернушинского городского поселения по возложению обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и обязать обеспечить <адрес> необходимым расчетным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. С учетом позиции прокурора в судебном заседании срок выполнения определяется до 01 октября 2011 года.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

     Возложить на Администрацию Чернушинского городского поселения обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории Чернушинского городского поселения и в срок до 01 октября 2011 года обеспечить <адрес> необходимым расчетным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.Р. Низаева