Дело № 2-716/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Чернушка 22 июня 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
судьи Толпышевой И.Ю.
с участием заявителя Бурдаковой С.А.,
представителя Администрации Чернушинского городского поселения – ФИО11,
представителя третьего лица Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края – ФИО12,
при секретаре Черенковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бурдаковой Светланы Анатольевны к Администрации Чернушинского городского поселения о признании отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий незаконным, восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.01.2004 года,
УСТАНОВИЛ:
Бурдакова С.А. обратилась в суд с заявлением к Администрации Чернушинского городского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учет, об установлении факта нахождения на учете в улучшении жилищных условий, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заявление мотивировала следующим. Она в начале 2004 года подала заявление в жилищный отдел администрации Чернушинского района о постановке её семьи на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий (общежитии). Отказа в постановке она не получала. 29 января 2009 года она подала в администрацию Чернушинского муниципального района заявление на участие в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2007-2010 годы», на основании заявления она и её сын ФИО21 (в то время её фамилия была так же Надуялова) стали участниками указанной Программы. Одним из оснований для включения в число участников Программы является справка органа местного самоуправления по месту постоянного жительства о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года или документ о признании органами местного самоуправления по месту постоянного жительства молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года. Поскольку она с 2004 года находилась на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, она обратилась в жилищный отдел Чернушинского городского поселения (с 2006 года жилищный отдел стал находиться в ведении администрации Чернушинского городского поселения, куда были переданы все имеющиеся в администрации района документы) о предоставлении ей справки, подтверждающей, что она действительно стояла в очереди на улучшение жилищных условий с 2004 года, такая справка ей была выдана (от 17.02.2009 г. № 2-11/239). В последующем произошли изменения в её семье, она вышла замуж, у неё родился второй ребенок, поэтому изменились обстоятельства для участия в Программе. Она принесла в отдел социального заказа администрации Чернушинского муниципального района необходимые документы об изменении сложившихся обстоятельств – свидетельство о регистрации брака, свидетельство о рождении детей и т.д. Специалист отдела порекомендовала ей предоставить такие же документы и в жилищный отдел городского поселения. Для подтверждения нахождения в очереди на улучшение жилищных условий обратилась в администрацию Чернушинского городского поселения. Данное подтверждение является основанием для включения её семьи в списки граждан, рассматриваемых в первую очередь для получения социальной выплаты, в соответствии с условиями программы, данное подтверждение значительно ускорило бы получение социальной выплаты. Ей было предложено написать заявление, что она и сделала и в результате получила отказ в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий. Уведомление об отказе от 13.05.2011 года № 28. В соответствии со ст.11 закона Пермской области от 30.11.2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», орган, осуществляющий принятие на учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, обязан производить перерегистрацию поставленных на учет граждан не реже чем 1 раз в два года для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также при наступлении очереди граждан на получение жилых помещений. Орган, осуществляющий принятие на учет, проводит проверку обоснованности отнесения граждан к нуждающимся в жилых помещениях. При выявлении оснований для снятия с учета граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выяснения оснований для снятия с учета. В связи с этим считает неправомерным отказ администрации Чернушинского городского поселения в восстановлении её в очереди на улучшение жилищных условий. На основании справки она стояла в очереди с 2004 года, из очереди её никто не исключал. Просит признать незаконным отказ администрации Чернушинского городского поселения в восстановлении её в очереди на улучшение жилищных условий от 13.05.2011 года № 28, установить факт нахождения её в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Чернушинского городского поселения с 2004 года, установить факт нуждающейся в улучшении жилищных условий с 2004 года по настоящее время.
В судебном заседании Бурдакова С.А. заявленные требования уточнила, просит признать отказ в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий с 2004 года незаконным, восстановить её в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий с 01.01.2004 года по настоящее время. В обоснование требований пояснила, что в 2004 году она проживала с мужем ФИО9 сыном ФИО19 в квартире родителей по <адрес>. Она и ребенок были зарегистрированы по данному адресу, ФИО10 был зарегистрирован в квартире родителей по бул. Куприянова, 3. Так как у них не было своего жилья, муж подал заявление для принятия их семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Они собрали все необходимые документы, представили их в администрацию Чернушинского района вместе с заявлением. Какие точно документы были ими представлены она не помнит, никакой расписки не сохранилось, помнит, что ею представлялись справки из БТИ и регпалаты о том, что у них нет в собственности недвижимости, справки о составе семьи, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о регистрации брака. Точную дату, когда они подавали заявление, она не помнит. Отказ в постановке на учет не получали. В администрацию муниципального района по вопросу принятия на учет больше не обращались. В июне 2004 года муж приобрел квартиру по адресу <адрес>. В 2008 году они с мужем развелись. Квартиру по <адрес> муж продал ей матери ФИО13, квартиру по <адрес> продали, часть денег отдали ФИО8. В 2009 году они с сыном стали участниками краевой программы по обеспечению жильем молодых семей. Отделом жилищных отношений администрации Чернушинского городского поселения была выдана справка о том, что она стояла в очереди на получение общежития в 2004 году, таким образом, администрация подтвердила, что она на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит с 2004 года. С 2011 года действует новая краевая программа по обеспечению жильем молодых семей. При подтверждении сведений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, она имеет преимущественное право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств краевого бюджета уже в этом году. С 2009 года её семейное положение изменилось, она вышла замуж, родила второго ребенка. В отдел социального заказа администрации муниципального района ей были представлены новые сведения, ей настоящий муж так же признан участником программы. В администрации муниципального района ей порекомендовали представить новые сведения о её жилищном и семейном положении и в администрацию городского поселения, так как учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2006 года осуществляет администрация городского поселения. Она представила обновленные документы в жилищный отдел, её попросили написать заявление о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, что ею и было сделано. В мае 2011 года она получила отказ в восстановлении в очереди с 2004 года и отказ в признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. С данным решением она не согласна, считает, что имеет право стоять на учете в улучшении жилищных условий с 2004 года, так как ей не было отказано в постановке на учет в 2004 году, кроме того факт постановки на учет подтверждает справка от 2009 года, до настоящего времени её семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как обеспеченность общей площадью на одного члена семьи у них меньше учетной нормы.
Представитель Администрации Чернушинского городского поселения ФИО11 с требованиями не согласилась, пояснила, что администрация городского поселения ведет учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2006 года, ранее эти функции осуществляла администрация Чернушинского муниципального района. Архив документов передан, но в полном объеме или нет, пояснить не может. В списках лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставленных на учет до 2006 года Бурдакова (Надуялова) не значится. Из протокола заседания жилищной комиссии администрации муниципального района от марта 2004 года следует, что решение о постановке на учет ФИО5 (Бурдаковой) принято не было, других упоминаний заявителя, в документах, переданных в городское поселение из муниципального района не установлено. Так как Бурдакова (Надуялова) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принята не была, оснований для восстановлении её в очереди нет. Жилищная комиссия не приняла во внимание справку от 07.02.2009 года, так как сведения изложенные в ней, не соответствуют действительности. Факт выдачи справки жилищным отделом она не оспаривает. В настоящее время для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятия на соответствующий учет необходимо представить справку о признании семьи малоимущей, что заявителем сделано не было, в связи с этим было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица - Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края ФИО12, оставила вопрос об удовлетворение требований Бурдаковой С.А. на усмотрение суда.
Свидетель ФИО13, в суде пояснила, что Бурдакова С.А. её дочь. В 2004 году она помогала готовить дочери пакет документов для постановки семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, среди документов были справки из БТИ и регпалаты, копии свидетельств о рождении, регистрации брака, справки о составе семьи. Документы в администрацию уносил муж дочери - ФИО8. О том, что в принятии на учет им было отказано, дочь ей не говорила. В 2009 году она так же помогала дочери собирать документы для участия в программе по обеспечению молодых семей жильем, уже в администрации городского поселения ей была выдана справка о том, что ФИО6 стояла в очереди на получение общежития в 2004 году.
Свидетель ФИО14, в суде пояснила, что является специалистом отдела социального заказа администрации Чернушинского муниципального района, ведет учет участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». Бурдакова и её муж являются участниками данной программы, подтвердила, что в случае подтверждения факта постановки на учет нуждающихся с 2004 года, они имеют преимущественное право на включение в реестр получателей социальной выплаты в 2011 году.
Суд, заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, считает требования заявителя Бурдаковой С.А. необоснованными подлежащими отклонению.
В силу ст.29 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади.
Согласно ст. 30 ЖК РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Постановлением СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", которое фактически прекратило свое действие с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, были предусмотрены и конкретизированы основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередность предоставления гражданам жилых помещений, а также ряд иных, существенных при постановке на учет граждан, вопросов.
Согласно Постановлению СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, … 9. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. …12. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме… 13. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме… После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации. 14. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. 15. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. 16. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме….17. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.… 19. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Аналогичные требования закреплены в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных Исполнительным комитетом Пермского областного совета народных депутатов от 16.08.1988 года № 102, а так же в Правилах учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чернушинском районе, утвержденных постановлением Главы администрации Чернушинского района от 13.03.1995 года № 168.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О вступлении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют следующие категории граждан.
Для получения жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на учет принимаются малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ст. 49 ЖК РФ).
Согласно статье 51 ЖК РФ, 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление о постановке на учет по месту своего жительства в орган местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет). В заявлении указывается согласие гражданина на проверку поданных сведений и жилищных условий. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с гражданином-заявителем дееспособными членами семьи. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями. К заявлению прилагаются: паспорт или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи; документы, подтверждающие состав семьи заявителя; решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и(или) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к определенной федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма; документы, подтверждающие право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, а именно: документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и лицами, указанными в качестве членов его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, судебное решение о вселении и т.п.); справки (иные документы) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности заявителя и каждого из членов его семьи, а также совершении (несовершении) в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, гражданско-правовых сделок заявителем и каждым из членов его семьи в отношении жилых помещений, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи; заверенная организацией технической инвентаризации выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых заявителем и(или) членами его семьи; документы, подтверждающие несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям; документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Все документы представляются в орган, осуществляющий принятие на учет, в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы. Заявление гражданина регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня, даты и времени получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, уведомление о принятии на учет (Статья 6).
Согласно статье 7 Закона Пермской области, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек срок, предусмотренный статьей 5 настоящего Закона. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные настоящей статьей. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом местного самоуправления (Статья 8 Закона Пермской области).
Из материалов дела следует, что 26 апреля 2011 года Бурдакова С.А. обратилась в жилищную комиссию Чернушинского городского поселения с заявлением о признании её семьи в составе: ФИО15, муж, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный в <адрес>, ФИО8, сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный в <адрес>, ФИО17, дочь, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная в <адрес>, нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 33).
Решением жилищной комиссии Чернушинского городского поселения от 13.05.2011 года № 28 Бурдаковой С.А. отказано в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий с 2004 года, в связи с отсутствием оснований, так как решение о принятии Бурдаковой С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий в 2004 году не принималось, отказано в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п.1 п.1 ст. 54 ЖК РФ, так как не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, нет справки о признании семьи малоимущей (л.д. 34, 46-48).
Не согласившись с отказом в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, Бурдакова С.А. обратилась в суд. В подтверждение факта принятия её семьи на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года, ссылается на справку администрации Чернушинского городского поселения от 17.02.2009 года № 2-11/239, согласно которой она, ФИО8 (после регистрации брака - Бурдакова) Светлана Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2004 году стояла в очереди на получение комнаты в общежитии. Номер очереди 125 (л.д. 9). Считает, что и в настоящее время её семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как имеет обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы, предусмотренной на территории Чернушинского муниципального района Пермского края.
Согласно Положению о жилищной комиссии Администрации Чернушинского городского поселения, утвержденному постановлением Главы Чернушинского городского поселения от 10.04.2009 года № 45, жилищная комиссия администрации Чернушинского городского поселения является коллегиальным совещательным органом, регулирующим порядок работы администрации по жилищным вопросам. Основное назначение Комиссии – коллегиальное рассмотрение вопросов по реализации отдельных полномочий администрации городского поселения в области жилищных отношений (пункт 1.1 Положения). К функциям комиссии относится в том числе, разрешение спорных вопросов по признанию граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, принятию и постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятию решения о снятии с учета граждан ( пункт 2.5 Положения).
Отказывая Бурдаковой С.А. в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий с 2004 года, жилищная комиссия ссылается на отсутствие оснований для восстановления, так как из протокола заседания жилищной комиссии Чернушинского района от 04 марта 2004 года следует, что при рассмотрении заявления ФИО5 (состав семьи 3 человека) решение о постановке на учет не принято, рекомендовано собрать пакет документов (л.д. 40-45).
Согласно справке Администрации Чернушинского городского поселения от 07.06.2011 года, в списках, нуждающихся в общежитии и в общих списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004, 2007, 2008, 2009, 2010 г.г. ФИО6, 1984 года рождения не значится. В протоколах жилищной комиссии Чернушинского городского поселения за период 2006-2010 г.г. ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не значится (л.д. 59)
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из анализа приведенных выше норм ЖК РСФСР, Постановления СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных Исполнительным комитетом Пермского областного совета народных депутатов от 16.08.1988 года № 102, а так же Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чернушинском районе, утвержденных постановлением Главы администрации Чернушинского района от 13.03.1995 года № 168, действующих до 01 марта 2005 года, следует, что постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялась решением органа местного самоуправления, принимаемого после тщательной проверки заявления о принятии на учет и составления акта проверки жилищных условий по установленной форме.
Поскольку заявителем не представлено доказательств достоверно подтверждающих тот факт, что решение о принятии семьи ФИО5 (Бурдаковой) С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году было принято жилищной комиссией Чернушинского района, оснований для восстановления Бурдаковой С.А. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий у жилищной комиссии Чернушинского городского поселения не имелось. Комиссией не была принята во внимание справка, выданная заведующей жилищным отделом администрации Чернушинского городского поселения 17.02.2009 года за № 2-11/239, в которой указано, что Надуялова С.А. в 2004 году стояла в очереди на получение комнаты в общежитии, указан номер очереди 125. Суд так же критически относится к данной справке. При исследовании в судебном заседании списков граждан нуждающихся в общежитии на 01.01.2009 года следует, что под № 125 значится ФИО16, дата подачи заявления 01.02.2005 года (л.д.76). Фамилия «Надуялова» указана в данном списке под № 9, однако кроме фамилии список не содержит иных сведений позволяющих идентифицировать гражданина, состоящего на учете, именно как заявителя, кроме того, дата подачи заявления указана 02.07.2003 года, что не соответствует пояснениям самой заявительницы Бурдаковой С.А.
Довод заявителя о том, что она не получала отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и поэтому вправе считать себя поставленной в очередь, суд считает несостоятельным. Порядок принятия на учет четко регламентирован ЖК РСФСР и вышеуказанными нормативными актами, связан с выполнением заявителем определенных обязанностей по предоставлению документов и сведений, относящихся к разрешению вопроса, проведением проверки представленных материалов, на основании которых принимается решение о принятии гражданина на учет либо об отказе в принятии на учет. Заявителем Бурдаковой С.А. не представлено доказательств того, что при подаче заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ею в полном объеме была выполнена обязанность по предоставлению документов указанных в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Напротив, в протоколе заседания жилищной комиссии от 04 марта 2004 года указано на необходимость сбора пакета документов, данные доводы ответчика заявителем не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ жилищной комиссии Чернушинского городского поселения в восстановлении Бурдаковой С.А. в очереди на улучшение жилищных условий с 2004 года является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно положениям ст. 33 ЖК РСФСР, ст. 57 ЖК РФ, ст.4, 8 закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом местного самоуправления, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
Суд считает, что требование Бурдаковой С.А. о восстановлении её в очереди на улучшение жилищных условий с 01 января 2004 года не обосновано, заявителем не представлено доказательств того, что решение о принятии её семьи на учет было принято 01 января 2004 года, поэтому данные требования так же подлежат отклонению.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Бурдаковой С.А. о признании незаконным отказа в признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд пришел к следующим выводам.
В подтверждение обстоятельств того, что на дату обращения с заявлением в администрацию Чернушинского городского поселения о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть на 26.04.2011 года, семья Бурдаковой С.А. обеспечена площадью жилого помещения меньше, установленной в Чернушинском района Пермского края, учетной нормы, заявителем представлены следующие документы:
- справка ЦТИ Пермского края Чернушинский филиал от 23.01.2009 года, согласно которой Надуялова С.А., ФИО8 не имеют на праве собственности квартиры или частного дома, находящегося в г. Чернушка и Чернушинском районе (л.д.21);
- справка ЦТИ Пермского края Чернушинский филиал от 27.08.2010 года, согласно которой ФИО15 не имеет на праве собственности квартиры или частного дома, находящегося в г. Чернушка и Чернушинском районе (л.д.22);
- справка ЦТИ Пермского края Чернушинский филиал от 26.04.2011 года, согласно которой ФИО17 не имеет на праве собственности квартиры или частного дома, находящегося в г. Чернушка и Чернушинском районе (л.д.23);
- сообщение об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 января 2009 года в отношении ФИО8, поскольку в ЕГРП права указанного лица не зарегистрированы (л.д. 24);
- сообщение об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 января 2009 года в отношении ФИО5, поскольку в ЕГРП права указанного лица не зарегистрированы (л.д. 24);
- уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 01 сентября 2010 года сведений о правах ФИО15 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 26);
- уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 апреля 2011 года сведений о правах ФИО17 на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества (л.д. 27);
Кроме того в суд заявителем представлены: - уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 03 июня 2011 года сведений о правах ФИО8 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 57);
- уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 03 июня 2011 года сведений о правах Бурдаковой С.А. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества (л.д. 58).
Согласно справке, выданной администрацией Павловского сельского поселения Чернушинского района 13 августа 2010 года № 620, ФИО15 не имеет собственного жилья, зарегистрирован по адресу: <адрес>, дом принадлежит ФИО17 ( л.д. 28);
Согласно выписке из похозяйственной книги № 3 от 2009 года <адрес>, по адресу: <адрес>, собственником жилого дома является ФИО17, зарегистрировано 6 человек, общая площадь дома составляет 72,5 кв.м ( л.д.29).
Согласно справке ООО «Жилищная компания» от 12.04.2011 года по адресу: <адрес> 47 зарегистрированы ФИО17, Бурдакова С.А., ФИО8, ФИО13, ФИО18 ( л.д. 30).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 декабря 2008 года, собственником <адрес> является ФИО13, общая площадь квартиры – 44,2 кв.м ( л.д. 61)
Суд считает, что представленные заявителем сведения из БТИ и Управления Росреестра по Пермскому краю об отсутствии в собственности членов семьи заявителя Бурдаковой С.А. жилого недвижимого имущества не подтверждают реальное жилищное положение данной семьи на дату обращения с заявлением в администрацию городского поселения, так как выданы в отношении каждого из членов семьи в разное время, в период с 2009 по 2011 г.г. Кроме того, в судебном заседании установлено, что заявитель Бурдакова С.А. при подаче заявления о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в апреле 2011 года, скрыла тот факт, что ей на праве собственности принадлежит 3-х комнатная квартира по <адрес>, общей площадью 51,1 кв.м. Свидетельство о праве собственности выдано 04 февраля 2009 года на имя ФИО5 (л.д. 62).
Согласно ст. 31 ЖК РФ, 1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. 2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно ст. 51 ЖК РФ, 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся жилых помещений правом пользования которыми в качестве собственников либо членов семьи собственника имели Бурдакова С.А., ФИО15, ФИО8, ФИО17
Согласно решению Земского Собрания Чернушинского района от 28.06.2005 N 284 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения", учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 14 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, определяя уровень обеспеченности заявителя, её мужа и детей общей площадью на одного человека, суд учитывает, что на 26.04.2011 года Бурдакова С.А. обеспечена общей площадью жилых помещений – 58,46 кв.м (из расчета 51,1 кв.м. – по праву собственности от 04.02.2009 года + 7,36 кв.м. – как член семьи собственника ФИО13), ФИО15 обеспечен общей площадью – 12,08 кв.м., как член семьи собственника ФИО17, ФИО8 и ФИО17 по 7,36 кв. м каждый как члены семьи собственника ФИО13 Общая площадь обеспеченности жильем указанных лиц составляет 85,26 кв.м, на одного человека 21,31 кв.м.
Поскольку обеспеченность общей площадью на одного человека, Бурдаковой С.А. и членов её семьи выше учетной нормы установленной на территории Чернушинского района, основания для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ не имеется.
Кроме того, при решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся, заявитель обязан подтвердить свое отношении к предусмотренной ЖК РФ категории граждан, которые имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся, в том числе, представить сведения о признании данного гражданина малоимущим.
Заявитель Бурдакова С.А. не оспаривала, тот факт, что она и члены её семьи не были в установленном законом порядке признаны малоимущими.
При таких обстоятельствах, отказ жилищной комиссии администрации Чернушинского городского поселения от 13.05.2011 года в признании Бурдаковой С.А. и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий является верным.
При изменении в дальнейшем жилищных условий, состава семьи либо имущественного положения заявитель вправе вновь, в установленным законом порядке, обратиться в органы местного самоуправления для решения вопроса о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятию на учет нуждающихся.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования Бурдаковой Светланы Анатольевны к Администрации Чернушинского городского поселения о признании незаконным отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий от 13 мая 2011 года, восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.01.2004 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.Ю. Толпышева