Дело № 2–656/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2011 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.,
представителя ответчика администрации Чернушинского городского поселения ФИО7,
при секретаре Бородулиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района к Администрации Чернушинского городского поселения о возложении обязанности по приведению искусственных неровностей на автомобильных дорогах в соответствии с требованиями государственного стандарта;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - населения Чернушинского городского поселения обратился с иском к Администрации Чернушинского городского поселения о возложении обязанности по приведению искусственных неровностей на автомобильных дорогах в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р 52605 - 2006.
Исковые требования прокурора Чернушинского района мотивированы следующим: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Дорожная деятельность по содержанию, ремонту автомобильных дорог Чернушинского городского поселения, согласно ст. 13, 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления, в частности Чернушинского городского поселения. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Исходя из изложенного муниципальное образование «Чернушинское городское поселение» обязано заниматься дорожной деятельностью в отношении дорог местного значения. В статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Согласно указанной нормы, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленных правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Для обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах в целях принудительного снижения максимально допустимой скорости движения на отдельных участках дорог предусмотрена возможность устройства искусственных неровностей – специально устроенных возвышений на проезжей части, расположенных перпендикулярно к оси дороги. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния искусственных неровностей установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 года № 295-ст, введенным в действие с 01 января 2008 года. Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения. Действие данного стандарта распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений РФ. Согласно п. 4.2.3 указанного ГОСТ Р, при максимально допустимой скорости движения, указываемой на знаке 20 км/час волнообразный профиль монолитной конструкции должен соответствовать следующим параметрам: длина от 3,0 до 3,5 метров, максимальная высота гребня 0,07 метров, радиус криволинейной поверхности от 11 до 15 включительно. Кроме того, участки дороги, на которых устроены искусственные неровности, должны быть оборудованы дорожными знаками 1.17 и 5.20, для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность искусственной неровности должны быть нанесены световозвращающие элементы. Прокуратурой Чернушинского района в связи с обращением главного врача МУЗ «Чернушинская центральная районная больница» ФИО3 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении искусственных неровностей на улицах <адрес>. В ходе проверки было установлено, что искусственные неровности на улицах <адрес> установлены с нарушением действующего законодательства. В ходе проверки было установлено, что 20 августа 2010 года Муниципальное учреждение «Отдел заказов» (заказчик) и ООО «Дорос» (подрядчик) на основании результата проведения открытого аукциона (протокол от 30.07.2010 года) заключили муниципальный контракт № 445-П-08/10 о том, что подрядчик в соответствии с условиями контракта обязуется выполнить работы по установке устройств принудительного снижения скорости – волнообразных в асфальтовом исполнении в соответствии с ГОСТ Р 52605 согласно приложению № 1, № 2, № 3, № 4 контракта. Финансирование работ осуществлялось за счет средств бюджета Чернушинского городского поселения. Технический надзор и контроль за ходом и качеством работ осуществлялся заказчиком. 20 августа 2010 года составлен и подписан сторонами контракта акт выполненных работ, 31 августа 2010 года подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат, денежные средства перечислены подрядчику. Замечаний по выполненным работам не имелось. В ходе обследования искусственных неровностей, установленных по указанному муниципальному контракту, проведенного 21 октября 2010 года с привлечением представителей ГИБДД Чернушинского ОВД и инженера – куратора МУ «Отдел заказов» были выявлены нарушения п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 при установке искусственных неровностей по <адрес>, <адрес>, <адрес>, выразившиеся в следующем. Произведенными замерами было установлено, что высота гребня искусственной неровности волнообразного профиля при максимально допустимой скорости движения 20 км/час, указанной на знаке составляет: по <адрес> искусственная неровность (ИН) (школа №) – 0,08 м, 2 ИН – 0,09 м; по <адрес> от <адрес> до <адрес> ИН – 0,11м, 2 ИН – 0,10 м, 3 ИН – 0,09 м; по <адрес> ИН – 0,11м, 2 ИН – 0,13 м, 3 ИН -0,10 м. Также замерами установлено, что длина L (ширина ИН) всех искусственных неровностей составляет не более 2 метров, что также предусмотрено исполнительными схемами плана размещения искусственных неровностей. Обследование указанных улиц проводилось с привлечением старшего инспектора ДПС ГИБДД ФИО4, представителя МУ «Отдел заказов» ФИО5 Таким образом администрация Чернушинского городского поселения не обеспечивает надлежащую эксплуатацию искусственных неровностей, обустроенных на участке вышеназванных автомобильных дорог <адрес>, создав тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу населения <адрес>, в связи с чем прокурор района считает необходимым обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц - населения <адрес> с требованием понудить администрацию Чернушинского городского поселения привести искусственные неровности, устроенные на автомобильных дорогах по <адрес>, <адрес>, <адрес>, в соответствие с установленными требованиями ГОСТ Р 52605-2006. На основании изложенного, прокурор Чернушинского района просит обязать администрацию Чернушинского городского поселения привести искусственные неровности, устроенные на автомобильных дорогах по улицам: Красноармейская напротив домов №, №, №, №, <адрес> напротив домов №, №, магазина «Заря», <адрес>, напротив профилактория, в <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 года № 295-ст, в срок до 3 квартала 2011 года.
Старший помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в судебном заседании исковые требования подержала, просила обязать администрацию Чернушинского городского поселения привести искусственные неровности в соответствие с требованиями ГОСТ в срок до 31 декабря 2011 года, пояснила, что в прокуратуру поступило обращение главного врача МУЗ «Чернушинская центральная районная больница» по вопросу законности установки искусственных неровностей, прокуратурой проведена проверка, установлено, что установленные на <адрес>, <адрес>, <адрес> искусственные неровности не соответствуют стандарту, в адрес администрации Чернушинского городского поселения внесено представление с требованием устранения нарушений закона, 3 декабря 2010 года администрацией представлен ответ на представление, указано, что принято решение о производстве замены параметров искусственных дорожных неровностей в 2011 году в весенне-летний период, до настоящего времени работы не произведены. Обследованные установленные искусственные неровности не соответствуют требованиям стандарта по высоте, ширина менее 2 метров, тогда как по ГОСТ ширина должна составлять не менее 3 метров, в случае если на дороге осуществляется регулярное движение маршрутных транспортных средств - ширина не менее 5 метров. Установление искусственных неровностей произвольного размера не допустимо в том числе и в целях обеспечения безопасности движения.
Представитель Администрации Чернушинского городского поселения ФИО7 исковые требования прокурора не признала полностью, пояснила, что администрация не оспаривает, что указанные в исковом заявлении искусственные неровности не соответствуют параметрам ГОСТ, но искусственные неровности не угрожают безопасности дорожного движения, так как существенно снижают возникновение дорожно-транспортных происшествий. Установленные искусственные неровности соответствовали Временным правилам, действовавшим до введения ГОСТ. Реконструкция дороги производилась в 2008 году. Искусственные неровности установлены в 2010 году. При принятии работ по установке противоскоростных валов замечаний заказчика работ не было. Просит исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Муниципального учреждения «Отдел заказов» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
04 октября 2010 прокуратурой Чернушинского района зарегистрировано заявление Главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Чернушинская Центральная районная больница» о том, что на дорожном участке от отделения скорой медицинской помощи до здания центральной больницы <адрес> и <адрес> установлено 8 противоскоростных валов на протяжении 4 км, установка валов негативно отразилась на работе скорой медицинской помощи, произошли задержки доставки нуждающихся в госпитализации, увеличилось время прибытия с больными в отделения больницы, при транспортировке больные в автомобилях испытывают неудобства, автомобили преодолевают валы со скоростью не выше 5 км/час. (л.д. 4-5)
Согласно Акта проверки соответствия искусственных неровностей ГОСТ Р 52605 – 2006 от 21 октября 2010 года, проведенной старшим помощником прокурора Лыбиной О.В., инспектором ДПС ГИБДД при ОВД по Чернушинскому муниципальному району ФИО4, представителя МУ «Отдел заказов» ФИО5, при обследовании искусственных неровностей, установленных по муниципальному контракту от 20 августа 2010 года, выявлены нарушения п.4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 при установке искусственных неровностей по <адрес>, <адрес>, <адрес>, произведенными замерами установлено, что высота гребня искусственной неровности волнообразного профиля при максимально допустимой скорости движения 20 км/час, указанной на знаке составляет по <адрес> ИН (школа №) - 0,08м, 2 ИН – 0,09 м, по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) 1 ИН – 0,08 м, 2 ИН – 0,09 м, 3 ИН – 0,11 м, 4 ИН -0,10 м, 5 ИН – 0,09 м, по <адрес> ИН – 0,11 м, 2 ИН – 0,11 м, 3 ИН – 0,10 м, замерами установлено, что длина L (ширина ИН) всех искусственных неровностей составляет не более 2 метров, что предусмотрено исполнительными схемами плана размещения искусственных неровностей. (л.д. 6)
Рабочим проектом капитального ремонта автомобильной дороги по <адрес> за 2007 год предусмотрена искусственная неровность максимальной высотой 0,10 м, шириной 2 м. (л.д. 7,8)
Директором МУ «Отдела заказов» утверждены планы размещения дорожных искусственных неровностей по городу Чернушка <адрес> - 2, по <адрес> - 3, по <адрес> -4, определен тип поперечного профиля волнообразный, длина 2 м, максимальная высота 0,1 м, согласовано с государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОВД. (л.д. 9-16)
20 августа 2010 года Муниципальным учреждением «Отдел заказов» - заказчиком и ООО «Дорос» - подрядчиком заключен муниципальный контракт № 445-П-08/10, по которому подрядчик обязался в установленные сроки и в соответствии с условиями контракта выполнить работы по установке устройств принудительного снижения скорости (искусственных неровностей) волнообразных, в асфальтовом исполнении, в соответствии с ГОСТ Р 52605 на автомобильных дорогах Чернушинского городского поселения, в том числе по <адрес> - 4 ИН, по <адрес> - 2 ИН, <адрес> – 3 ИН, срок выполнения работ 15 дней. (л.д. 17-28) Согласно Акта о приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат, работы выполнены и приняты заказчиком 31 августа 2010 года. (л.д. 29-32)
Таким образом, что указанные искусственные неровности по <адрес>, <адрес>, <адрес> установлены подрядчиком ООО «Дорос» при выполнении работ по муниципальному контракту в августе 2010 года.
Условиями муниципального контракта и технического задания являлось соответствие искусственных неровностей требованиям ГОСТ Р 52605, действовавшему на период установки искусственных неровностей.
Капитальный ремонт автомобильной дороги по <адрес> производился ООО «Дорос» на основании муниципального контракта в 2008 году. (л.д. 52-57)
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ (ред. от 21.04.2011 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 1. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (дорожная деятельность). 2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения. Согласно ст. 2 указанного Федерального закона № 257-ФЗ. Целями настоящего Федерального закона являются: 1) определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований. Согласно ст. 3 указанного Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; … содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 13 указанного Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; … 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 15 указанного Федерального закона № 257-ФЗ,…3. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 34 указанного Федерального закона № 257-ФЗ, 1. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. 2. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. 3. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (в редакции от 21.04.2011 года, «О безопасности дорожного движения», 1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. 2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
С учетом приведенных выше положений ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и ст. 13, 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается органы местного самоуправления. Указанные в исковом заявлении автомобильные дороги в черте города, следовательно прокурором обоснованно предъявлены исковые требования к администрации Чернушинского городского поселения.
Согласно ст. 6 Устава Чернушинского городского поселения, 1. К вопросам местного значения Чернушинского городского поселения относятся: …5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 40 Устава, 1. Администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Чернушинского городского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Полное наименование администрации поселения - администрация Чернушинского городского поселения. Сокращенное наименование администрации поселения - администрация г. Чернушка. … 3. Администрация поселения обладает правами юридического лица. 4. Финансирование деятельности администрации поселения осуществляется за счет средств бюджета поселения. Согласно ст. 41 Устава, 1. Администрация поселения: … 3) управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; …10) обеспечивает дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условиями Муниципального контракта на выполнение работ по установке устройств принудительного снижения скорости – искусственных неровностей являлось соответствие искусственных неровностей ГОСТ Р 52605.
Государственный стандарт РФ ГОСР Р 52605 – 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 года № 295-ст, введен в действие с 1 января 2008 года. Указанный стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений Российской Федерации. Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения.
В пункте 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 установлены параметры искусственной неровности волнообразного профиля, при максимально допустимой скорости движения, указываемой на знаке, 20 км/час длина от 3,0 метров до 3,5 метров, максимальная высота гребня 0,07 м, радиус криволинейной поверхности от 11 м до 15 м; на дорогах, по которым осуществляется регулярное движение безрельсовых маршрутных транспортных средств, размеры искусственной неровности определены длина от 5,0 м до 5,5 метров, максимальная высота гребня 0,07 м, радиус криволинейной поверхности от 31 до 38 м.
При проверке искусственных неровностей, указанных в исковом заявлении, установлено, что параметры отличаются от предусмотренных ГОСТ.
В положениях ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (в редакции от 21.04.2011 года, «О безопасности дорожного движения», прямо предусмотрена необходимость обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Таким образом требования прокурора о необходимости соответствия установленных в 2010 году указанных искусственных неровностей государственному стандарту основаны на положениях перечисленных федеральных законов.
Доводы представителя ответчика в той части, что установленные искусственные неровности при наличии несоответствия по параметрам государственному стандарту, при этом не угрожают безопасности дорожного движения, противоречат положениям ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
На основания изложенного, суд находит исковые требования прокурора к Администрации Чернушинского городского поселения по возложению обязанности привести искусственные неровности в соответствие с государственными стандартами обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. С учетом позиции прокурора в судебном заседании срок выполнения работ определяется до 31 декабря 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Чернушинского городского поселения обязанность привести искусственные неровности, устроенные на автомобильных дорогах по <адрес> напротив домов №, №, №, №, по <адрес> напротив домов №, №, магазина «Заря», по <адрес>, напротив профилактория, в городе Чернушка Пермского края, в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСР Р 52605 – 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 года № 295-ст, в срок до 31 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева