о постановке на учет гидротехнического сооруждения



Дело № 2–973/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2011 года                                                                г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием помощника Чернушинского района Смирновой Е.В.,

представителя ответчика Главы администрации Слудовского сельского поселения ФИО3,

при секретаре Воложаниновой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

     по иску прокурора Чернушинского района к Администрации Слудовского    сельского поселения о возложении обязанности по постановке на учет гидротехнических сооружений;

УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Чернушинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Слудовского сельского поселения обратился с иском к администрации Слудовского сельского поселения о возложении обязанности по обращению в отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения , расположенного на территории Слудовского сельского поселения в селе <адрес> на реке Кигинка бассейна реки Стреж.

    Исковые требования прокурора обоснованы следующим: Прокуратурой Чернушинского района в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, установлено, что на территории Слудовского сельского поселения в <адрес> на реке Кигинка, бассейна реки Стреж, находится действующее гидротехническое сооружение , общей площадью 224 тыс. куб. метров. Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю гидротехническое сооружение , расположенное в границах муниципального образования «Слудовское сельское поселение» собственника, эксплуатирующую организацию не имеет, является бесхозяйным объектом. В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая имеет собственника или собственник которой неизвестен. В ч. 3 ст. 225 ГК РФ указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст. 3, ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности данного гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Поскольку данный объект расположен в административных границах Слудовского сельского поселения, необращение администрации поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В нарушение вышеуказанных требований закона до настоящего времени администрация Слудовского сельского поселения добровольно с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения , расположенного в границах Слудовского сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не обращалась. В связи с чем указанное гидротехническое сооружение остается бесхозяйным. Прокурор Чернушинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц – жителей Слудовского сельского поселения, поскольку отсутствие собственника гидротехнического сооружения , расположенного в границах Слудовского сельского поселения повлечет его дальнейшую эксплуатацию без соблюдения правил безопасности. Гидротехническое сооружение , расположенное в границах муниципального образования «Слудовское сельское поселение», из-за отсутствия собственника, в надлежащем состоянии не поддерживается, контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействия не осуществляется, необходимый ремонт не проводится. При таких обстоятельствах указанное гидротехническое сооружение может подвергаться разрушению, чем создается реальная угроза безопасности жителей Слудовского сельского поселения.

Помощник прокурора Чернушинского района Смирнова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что при проведении проверки гидротехнического сооружения установлено его неудовлетворительное состояние…..

Представитель Слудовского сельского поселения в судебном заседании пояснил, что согласен с исковыми требованиями, просит определить срок исполнения для постановки на учет недвижимого имущества: действующего гидротехнического сооружения , расположенного на территории Слудовского сельского поселения. Данный пруд устанавливал колхоз «Комбайн» в 1987-1988 году, пруд используется как пожарный водоем, за содержанием пруда никто не следит, существует сам по себе, Слудовское сельское поселение и ООО «Дорос» поддерживают дорогу, проходящую вдоль пруда, межевание участка не проводилось из-за отсутствия денежных средств, обязуется поставить на учет в течении года. Сельское поселение дотационное. По факту данным объектом не владеют, в октябре 2011 года начнут оформлять документы.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

    Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

    По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружение по адресу: <адрес> (л.д.15).

     По информации Чернушинского филиала № 13 Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» по Пермскому краю, в реестре отсутствуют сведения на гидротехническое сооружение в кадастровом квартале , расположенное по адресу: <адрес> (л.д.13).

     По информации Агентства по управлению имуществом Пермского края, гидротехническое сооружение в кадастровом квартале 59:40:2130101, расположенное на территории поселения <адрес>, в реестре государственной собственности <адрес> не числится (л.д.14).

     По информации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (Росимущество) гидротехническое сооружение , расположенное по адресу: <адрес> – по состоянию на 04.07.2011 года в реестре федерального имущества с указанными характеристиками не учтено. Отсутствие данной информации в реестре федерального имущества не означает, что указанный объект не находится в собственности Российской Федерации (л.д. 16).

     По информации Чернушинского филиала Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» архив не располагает сведениями о регистрации права собственности на гидротехническое сооружение , расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 17).

     Из представленных материалов дела следует, что собственник указанного в исковом заявлении гидротехнического сооружения не установлен, в собственности Слудовского сельского поселения объект не находится, но расположен в границах сельского поселения. Ответчик Администрация Слудовского сельского поселения планирует обратиться с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения как бесхозяйного объекта недвижимого имущества в октябре 2011 года.

       Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ, 1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. …3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, Положение регулирует вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей (далее именуются - объекты недвижимого имущества). 2. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. (Указом Президента РФ от 25.12.2008 года N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) 4. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.     5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. 7. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. 12. Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается. 13. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

Согласно Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009 года) "О безопасности гидротехнических сооружений", статья 3, к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; эксплуатирующими организациями могут выступать государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение; собственниками гидротехнического сооружения могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; безопасность гидротехнических сооружений определяется как свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Согласно ст. 8 указанного закона, общими требованиями к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений выступают обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений. Согласно ст. 9 указанного закона, Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

          Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010 года, с изменениями от 08.05.2010 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1. К вопросам местного значения поселения относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; … 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; … 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; …23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; … 26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; …31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

      Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010 года, с изменениями от 08.05.2010 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 2. В собственности поселений могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; … 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; … 16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения; …19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

      Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009 года) "О пожарной безопасности", К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

      Из представленных материалов дела следует, что на территории Слудовского сельского поселения находится действующее гидротехническое сооружение , недвижимое имущество не имеет собственника, является бесхозяйным, в то же время поддержание необходимого технического состояния указанного гидротехнического сооружения обеспечивает жителям сельского поселения первичные меры пожарной безопасности.

      Положениями приведенной ст. 225 ГК РФ предусмотрена необходимость обращения органов местного самоуправления в государственные органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с соответствующим заявлением о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

    Согласно Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

     Требование прокурора об осуществлении учета бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений не противоречит положениям    Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и Уставу сельского поселения,       основано на положениях Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" о необходимости обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, и на положениях Федерального закона "О пожарной безопасности", определяющего обязанность органов местного самоуправления обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

На основании ст. 225 ГК РФ, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

         РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

    Возложить на Администрацию Слудовского сельского поселения обязанность обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, - Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, с заявлением о постановке на учет безхозяйного недвижимого имущества: действующего гидротехнического сооружения , расположенного на территории Слудовского сельского поселения в селе <адрес> на реке Кигинка бассейна реки Стреж.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.Р. Низаева