о признании права собственности



Дело № 2-1014/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 18 августа 2011 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Андрианова В.П.,

с участием истца Никифоровой В.Г.,

третьего лица ФИО5,

при секретаре Треногиной Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело по иску Никифоровой Валентины Гавриловны к администрации Чернушинского муниципального района о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Никифорова В.Г. обратилась в суд с иском к администрации Чернушиснкого муниципального района о признании права собственности на садовый участок, площадью 345 кв.м с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Строитель», СМУ-4, <адрес>, участок . Исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После смерти матери осталось наследственное имущество: гараж, квартира и садовый участок. Данным земельным участком мать пользовалась с 6-х годов, то есть более 50 лет, открыто и постоянно, оплачивала налог на землю, в налоговой инспекции данный садовый участок был зарегистрирован для учета налога за матерью. Последние годы земельный участок обрабатывала она, а после смерти матери продолжает пользоваться данным земельным участком. При жизни, мать не зарегистрировала свое право собственности на указанный садовый участок. В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ считает, что мать при жизни приобрела право собственности на указанный участок на законных основаниях. В связи с тем, что садовый не был зарегистрирован в РОСРЕЕСТРЕ, право собственности на садовый участок можно установить лишь в судебном порядке. Кроме нее наследниками являются два ее брата ФИО5 и ФИО6, которые на участок не претендуют.

В судебном заседании истец Никифорова В.Г. на заявленных требованиях настаивала, доводы искового заявления подтвердила, суду пояснила, что ФИО2 – ее мать, отец – ФИО3. У родителей было трое детей, она и два брата. Отец умер когда она была маленькой, мать вышла замуж за ФИО2. Земельный участок под огород матери выделили когда она работала в СМУ-4, в конце 60-х годов, в кооперативе «Строитель». Взносы в кооператив мать выплатила полностью. Документы на участок у матери не сохранились. Они вместе с матерью выращивали на участке овощи, после смерти матери она продолжает пользоваться участком, платит за электричество, за землю. Братья отказались от всего наследства в ее пользу. Кадастровый паспорт на земельный учаскток оформлен.

Третье лицо ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что Никифорова В.Г. – его сестра. На наследство открывшееся после смерти матери ФИО2 он не претендует, отказывается в пользу сестры.

Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал о согласии с исковыми требованиями Никифоровой В.Г..

Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что удовлетворение исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Чернушинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие и пояснение по иску Никифоровой В.Г., в котором указал, что по данным ЕГРП запись о праве собственности на спорный земельный участок – отсутствует.

Представитель третьего лица ИФНС России № 13 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, представлил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, заслушав истца, третьих лиц, опросив свидетелей, изучив материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1, 3 ст. 234 ГК РФ гражданин, - не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.11.1994 «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» действие ст. 234 ГК РФ распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Земельного кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

По ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.

Из положений ст. 1142 ГК РФ следует, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

По п. 1 ч. 1 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.

Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что ФИО2, умершая ДД.ММ.ГГГГ – является матерью заявителя Никифоровой В.Г., что подтверждается свидетельством о браке ФИО8 и ФИО9 (л.д. 9), свидетельством о рождении ФИО10 (л.д. 10), справкой о заключении брака ФИО10 и ФИО11 (л.д. 11).

ФИО2, в связи с трудовыми отношениями со СМУ-4 в 1960-х годах был предоставлен земельный участок для сада-огорода, площадью 345 кв.м., в садоводческом кооперативе СМУ-4 «Строитель», по адресу <адрес>, садоводческое товарищество «Строитель», СМУ-4, <адрес>, уч. . При этом правоустанавливающие документы на участок надлежащим образом оформлены не были.

С данного времени мать истца открыто, добросовестно и непрерывно пользовалась данным земельным участком..

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет (кадастровый паспорт л.д. 5), ему присвоен кадастровый номер 59:40:0013905:72.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями заявителя и третьих лиц. Также указанные обстоятельства, косвенным образом подтверждаются представленными квитанциями на оплату налогов, выданную ИФНС России № 13 по Пермскому краю на имя ФИО2, по уплате налога за земельный участок кадастровый и информацией ИФНС России № 13 по Пермскому краю (л.д. 6, 7).

После смерти ФИО2 (свидетельство о смерти ФИО2 л.д. 8), земельным участком стала пользоваться истец. Братья истицы ФИО5 и ФИО6 (свидетельства о рождении л.д. 12, 13) от принятия наследства, открывшегося после смерти матери отказались в пользу истца. Ответчик и иные третьи лица не оспаривают прав истца на указанный земельный участок.

После смерти матери истец продолжает использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением. Срок открытого, непрерывного пользования земельным участком истцом и ее матерью, составляет более 15 лет.

Таким образом, судом установлены все обстоятельства, предусмотренные ст. 234 ГК РФ как основания для признания за истцом права собственности на земельный участок.

На основании изложенного, и

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать за истцом Никифоровой Валентиной Гавриловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, площадью 345 кв.м., разрешенным использованием «Для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Строитель», СМУ-4, <адрес>, уч. , с кадастровым .

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Настоящее решение, по вступлении его в законную силу, является основанием для регистрации права собственности истца на указанное недвижимое имущество в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судья В.П.Андрианов