дело № 2-1062/2011



Дело № 2–1062/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года                                                                            г. Чернушка

      Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Суетина И.В.,

при секретаре Воложаниновой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

       по иску прокурора Чернушинского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Вагас – плюс» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

УСТАНОВИЛ:

      Прокурор Чернушинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Вагас – плюс» о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

     Исковые требования прокурора мотивированы следующим: в соответствие с требованиями ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются трудом. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что установлено ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Под сертификатом соответствия организации работ по охране труда следует понимать документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Цель и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности устанавливаются и регулируются «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 года № 569, согласно которого аттестация рабочих мест включает в себя гигиеническую оценку существенных условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия организации, назначается председатель и члены комиссии, а также ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест и по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Фактическое состояние условий труда на каждом рабочем месте оценивается по степени вредности и опасности, степени травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств. Прокурорская проверка показала, что в ООО «Вагас-Плюс» число работников предприятия – 67 человек, число рабочих мест – 67, в нарушение указанных требований законодательства, аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО «Вагас-Плюс» не проведена. Для работников ООО «Вагас-Плюс» не проведение аттестации недопустимо, так как может повлечь за собой нарушения прав работающих по трудовому договору работников, равно как и тех граждан, которые могут в дальнейшем быть приняты на предприятие для выполнения трудовых функций, на безопасные условия труда. Уклонение от проведения аттестации рабочих мест по условиям труда подвергает опасности жизнь и здоровье работников учреждения и других граждан, то есть затрагивает их права и свободы и охраняемые законом интересы. На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Используя представленные ему законом полномочия в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, прокурор считает необходимым обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Вагас-Плюс» обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. На основании изложенного, прокурор Чернушинского района просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Вагас-Плюс» провести аттестацию рабочих мест на предприятии в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

     В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Суетин И.В. исковые требования поддержал, изменил исковые требования в части определения срока проведения аттестации, и увеличении срока проведения аттестации с 6 месяцев до 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что в ООО «Вагас - Плюс» не проведена аттестация рабочих мест, на сегодняшний день на предприятии проводились первоначальные мероприятия, но фактически аттестацию в полном объеме, согласно предусмотренного порядка не провели, поэтому прокурор настаивает на удовлетворении исковых требований    в полном объеме.

     Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Вагас - Плюс»    в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания ответчик уведомлен надлежащим образом и заблаговременно.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Вагас - Плюс»     адвокат Глумова И.В. представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указала, что ответчик признает исковые требования частично, ООО «Вагас - Плюс» с 15 июля 2011 года проводит мероприятия по аттестации, просит предоставить ООО «Вагас - Плюс» срок для проведения аттестации до 1 года. (л.д. 29)

     Суд, заслушав доводы прокурора, рассмотрев представленные материалы дела, считает исковые требования прокурора Чернушинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     Юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Вагас-Плюс» зарегистрировано и поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю 16 августа 2006 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ.

      На основании Свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 16 августа 2006 года ООО «Вагас-Плюс» внесено в единый государственный реестр юридических лиц и является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, несет ответственность за жизнь, здоровье работников предприятия (л.д. 5-6).

    По информации ООО «Вагас-Плюс» в организации 67 работников, 67 рабочих мест, все продавцы предприятия имеют аттестаты, подтверждающие соответствие занимаемой должности (л.д. 4).

    Ответчиком ООО «Вагас – Плюс» представлены приказ директора от 15 июля 2011 года № 35 «Об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» о создании аттестационной комиссии, утверждении графика и сроков проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, определены сроки проведения работ по разработке положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, определения фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, оценке травмобезопасности рабочих мест, оценке обеспеченности работающих средствами индивидуальной защиты, оценке фактического состояния условий труда на рабочем месте, доведения до сведения работников информации о результатах аттестации рабочих мест, создания банка существующих условий труда, разработке плана по улучшению и оздоровлению условий труда, разработке предложений о порядке подготовки рабочих мест к их сертификации (л.д. 30-31), Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного директором ООО «Вагас – плюс» (л.д. 32-40), Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, в котором указано 20 рабочих мест, количество работающих 68. (л.д. 41-42)

     По информации Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Пермском крае от 05 сентября 2011 года за период с 01 сентября 2008 года по 05 сентября 2011 года материалы аттестации рабочих мест по условиям труда ООО «Вагас-Плюс» в Государственную инспекцию труда в Пермском крае не поступали. (л.д. 24)

Согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ, Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

       Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ,    Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:    безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;    применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;    соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; … проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

     Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ, Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.    Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", (Зарегистрированным в Минюсте РФ 09.06.2011 N 20963), утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, указанный порядок введен в действие с 1 сентября 2011 года. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

     Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.    Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц, а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Согласно указанного Порядка, Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.    Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.    Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда на рабочих местах. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, карты аттестации рабочего места по условиям труда, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда, с протоколами измерений и оценок; сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); протоколы заседаний аттестационной комиссии; заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).    Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящего Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что аттестация рабочих мест ответчиком – работодателем ООО «Вагас – плюс» не проведена, в частности не произведена гигиеническая оценка условий труда, оценка травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, и отсутствует пакет документов в объеме, предусмотренном п. 44 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

С учетом характера деятельности предприятия, наличии рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, указанная аттестация является необходимой.

Требования прокурора основаны на положениях ст. 212, 209 ТК РФ.

Согласно приведенных выше положений ст. 211 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, которые устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, обязательны для исполнения юридическими лицами.

На основании изложенного, исковые требования прокурора суд признает законными и обоснованными, судом возлагается на ответчика ООО «Вагас – плюс» как на работодателя - обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, в течении года с момента вступления решения суда в законную силу.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

      Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Вагас – плюс» обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест на предприятии по условиям труда в течении одного года с момента вступления решения в законную силу.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.Р. Низаева