Дело № 2–983/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2011 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Смирновой Е.В.,
представителя ответчика главы Калиновского сельского поселения ФИО3,
представителя третьего лица 18 отдела надзорной деятельности ФИО4,
при секретаре Воложаниновой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района к Администрации Калиновского сельского поселения о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности и обеспечению противопожарным водоснабжением деревни Коробейники Калиновского сельского поселения;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц 14 июля 2011 года обратился с иском к Администрации Калиновского сельского поселения о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности и обеспечению противопожарным водоснабжением дер. <адрес>.
Исковые требования прокурора Чернушинского района мотивированы следующим: прокуратурой Чернушинского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Калиновского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что администрацией Калиновского сельского поселения на территории поселения не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Перечень и виды первичных мер пожарной безопасности законодательно закреплены в статье 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой первичные меры пожаротушения включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно –правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности и другое. Согласно ст. 68 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с требованиями п. 9.4 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 178, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года. В соответствии с п. 2.2 НПБ 160-97 «Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования.», утвержденные Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 года № 46, место нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин обозначается знаком пожарной безопасности (квадратный красный знак с белыми символами). В нарушение указанных требований законодательства о пожарной безопасности в населенном пункте Калиновского сельского поселения для ликвидации возможных пожаров имеется естественный водоисточник (пруд). Естественный водоисточник не оборудован площадкой с твердым покрытием размерами 12 м х 12 м для установки пожарной техники и указательными знаками. Названные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовой гибелью людей. Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, прокурор просит возложить на администрацию Калиновского сельского поселения обязанность устранить в срок до 01 октября 2011 года выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории Калиновского поселения.
19 августа 2011 года Прокурор Чернушинского района представил дополнительное исковое заявление об изменении исковых требований. В дополнительном исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Калиновского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что администрацией Калиновского сельского поселения на территории поселения не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения. В нарушение указанных требований законодательства о пожарной безопасности в дер. Коробейники Калиновского сельского поселения для ликвидации возможных пожаров имеется естественный водоисточник (пруд). Естественный водоисточник не оборудован площадкой с твердым покрытием размерами 12 м х 12 м для установки пожарной техники и указательными знаками. На основании изложенного, прокурор Чернушинского района просит возложить на администрацию Калиновского сельского поселения обязанность устранить в срок до 01 октября 2011 года выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории поселения, а именно обеспечить имеющийся естественный водоисточник, расположенный в дер. Коробейники, подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12м х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, место нахождения пожарного водоема (пирса) обозначить знаком пожарной безопасности.
Помощник прокурора Чернушинского района Смирнова Е.В. исковые требования в судебном заседании поддержала в полном объеме, уточнила исковые требования, просила обязать администрацию Калиновского сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и обязать обеспечить в срок до 01 августа 2012 года находящийся в деревне Коробейники Калиновского сельского поселения Чернушинского района Пермского края естественный водоисточник - речку Брякун подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 м х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, место нахождения пожарного водоема (пирса) обозначить знаком пожарной безопасности, место подъезда около пересечения <адрес> с речкой. Пояснила, что отсутствие указанного подъезда с площадкой является нарушением действующего законодательства, нарушает права и интересы граждан сельского поселения.
Представитель ответчика Администрации Калиновского сельского поселения Чернушинского района глава сельского поселения ФИО3 исковые требования прокурора признал, пояснил, что деревня Коробейники относится к Калиновскому сельскому поселению, в деревне проживает 160 жителей. В деревне Коробейники из естественных водоисточников имеется ручей – небольшая речка Брякун. В деревне установлены два искусственных противопожарных водоема, но по нормативам они не обеспечивают пожарного водоснабжения на территории всего населенного пункта. В деревне нет центрального водопровода. Администрация согласна с необходимостью оборудования площадки в месте подъезда к указанной речке около <адрес>. В дальнейшем администрация обратится в отдел надзорной деятельности за разъяснением место положения размещения водоисточников и их количества.
Представитель третьего лица – 18 отдела надзорной деятельности по Чернушинскому, Бардымскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО4 исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что водоисточников для целей пожарной безопасности на территории деревни Коробейники не достаточно, в 2009 году в адрес администрации Калиновского сельского поселения вносилось предписание по устранению требований пожарной безопасности, 5 сентября 2011 года при проверке наружного водоснабжения в дер. Коробейники установлено, что у естественных водоисточников отсутствуют площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей, отсутствуют соответствующие указатели, населенный пункт не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в необходимом нормативном количестве. По заявлению представителя администрации отдел произведет расчет необходимого количества водоисточников. Радиус действия одного водоисточника 200 метров. Указанную представителем ответчика речку в деревне возможно оборудовать подъездом и площадкой для установки автомобилей.
Представитель третьего лица Администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Представитель третьего лица – Государственного учреждения 22 отряда Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Суд, заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, с учетом заявления представителя ответчика о признании иска, полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По информации Государственного учреждения - 22 отряда Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю МЧС России в населенном пункте Калиновского сельского поселения в дер. Коробейники для ликвидации возможных пожаров естественные водоисточники не оборудованы обозначениями и площадками с твердым покрытием для установки пожарной техники и указательными знаками. (л.д. 6)
17 августа 2009 года в адрес администрации Калиновского сельского поселения вынесено Предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в <адрес>, указано, что у естественных водоисточников отсутствуют площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, у естественных водоисточников, в также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), населенный пункт не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в количестве необходимом по требованиям норм (л.д. 31)
При проверке представителем отдела надзорной деятельности на 05 сентября 2011 года установлено, что указанное предписание не исполнено, площадки у водоисточника, указатели отсутствовали.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 18.07.2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1. К вопросам местного значения поселения относятся:…9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 18.07.2011 года), к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», … 4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона.
Согласно ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», 1. На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. 2. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. 4. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, … допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. 5. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Таким образом, на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные), указаны два вида источников наружного противопожарного водоснабжения: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.
Из доводов представителя ответчика администрации Калиновского сельского поселения о количестве проживающих в населенном пункте дер. Коробейники жителей оснований для применения положения ч. 5 ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не установлено.
Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 24.11.2006 года N 31-КЗ (ред. от 27.06.2011 года) "Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае", Порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории поселений и городских округов Пермского края устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года N 178) (ред. от 09.12.2010 года), Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций. Пункт 9.4. Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. 9.8. Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 4.1. 9.9. Объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п. п. 5.2 - 5.8 и 6.3. Примечания: 1. Объем открытых искусственных пожарных водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м. 2. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин. 3. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026. 9.10. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. 9.11. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Согласно "НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования", (утв. ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 N 46), нормы распространяются на сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности, которые предназначены для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара и (или) выполнения им определенных действий при пожаре для обеспечения собственной безопасности и снижения размера потерь от пожара. 1.1. Применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществляться в соответствии с настоящими нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности в порядке реализации мер пожарной безопасности по согласованию с Государственной противопожарной службой (ГПС) МВД России
Согласно Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4838), 90. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. 94. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). 23. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. 27. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Согласно Устава Калиновского сельского поселения, Калиновское сельское поселение является муниципальным образование в составе Чернушинского муниципального района, в состав Калиновского сельского поселения входит территория населенного пункта – деревня Коробейники, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Калиновского сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения обладает правами юридического лица.
Согласно приведенных выше положений создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения как первичные меры пожарной безопасности в границах городского поселения отнесено к вопросам местного значения Калиновского сельского поселения и администрации Калиновского сельского поселения. Обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности возлагается на администрацию как на исполнительно-распорядительный орган сельского поселения.
Требования прокурора к администрации Чернушинского городского поселения основаны на положениях 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 6, 63, 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на положениях Устава Калиновского сельского поселения.
Из приведенных выше положений Правил пожарной безопасности, Свода правил пожарной безопасности следует, что при наличии на территории естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, и других) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, к пожарным водоемам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин, у мест расположения пожарных водоемов должны быть предусмотрены указатели.
На основания изложенного, суд находит исковые требования прокурора к Администрации Калиновского сельского поселения по возложению обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и обязать обеспечить находящийся в деревне Коробейники Калиновского сельского поселения естественный водоисточник подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 м х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, место нахождения пожарного водоема (пирса) обозначить знаком пожарной безопасности, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. С учетом позиции прокурора в судебном заседании срок выполнения определяется до 01 августа 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Калиновского сельского поселения обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории Калиновского сельского поселения и в срок до 01 августа 2012 года обеспечить находящийся в <адрес> естественный водоисточник - речку Брякун подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 м х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, место нахождения пожарного водоема (пирса) обозначить знаком пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева