Дело № 2-1064/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
г. Чернушка 19 сентября 2011 года.
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Паршаковой С.Л.,
с участием представителя истца Сергеева А.В. – Глумовой И.В.,
представителей администрации Чернушинского городского поселения – ФИО5, ФИО2,
при секретаре Воробьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Алексея Васильевича о признании незаконным решения Градостроительного Совета администрации Чернушинского городского поселения №09 от 26 июля 2011 года в части отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, в районе аэропорта в конце <адрес> (у карьера) с «для ведения садоводства» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»,
У С Т А Н О В И Л:
Сергеев А.В обратился в суд с иском о признании незаконным решения Градостроительного Совета администрации Чернушинского городского поселения №09 от 26 июля 2011 года в части отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, в районе аэропорта в конце <адрес> (у карьера) с «для ведения садоводства» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Иск мотивировал тем, что решением Градостроительного Совета № 9 от 26 июля 2011 года ему отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка для ведения садоводства на вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что сложившаяся инфраструктура садоводческого товарищества не соответствует действующим противопожарным, санитарным и градостроительным нормам. Ширина сложившихся проездов не позволяет формированию инженерной инфраструктуры, не учтены нормы проездов пожарных машин и прочей спецтехники. Считает решение не мотивированным и необоснованным по следующим основаниям. Земельный участок принадлежит ему на праве собственности, входит в состав земель населенного пункта. Земли населенных пунктов, согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса РФ используются и предназначаются для застройки и развития населенных пунктов, в отношении его земельного участка может быть подготовлен градостроительный план. Он имеет право возводить на своем земельном участке жилые здания. Земля населенного пункта, где расположен его земельный участок не является санитарной зоной. Учитывая, что его земельный участок расположен близ <адрес>, считает возможным изменить разрешенное использование земельного участка на индивидуальное жилищное строительство. Площадь его земельного участка 945 квадратных метров, на нем может быть расположен жилой дом, так как согласно Постановлению главы Чернушинского района №2448 от 08 декабря 2003 года минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 800 квадратных метров. Просит признать решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным.
Истец Сергеев А.В. в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца Сергеева А.В. – Глумова И.В., в суде на иске настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Пояснила, что решением Градостроительного совета нарушено право истца – собственника земельного участка, использовать земельный участок по своему усмотрению, из-за отказа он не имеет возможности получить разрешение на строительство жилого дома. Земельный участок расположен в жилой зоне <адрес>, правая сторона <адрес> в <адрес> застроена жилыми домами, имеется электроснабжение. Напротив земельного участка Сергеева А.В. по <адрес> расположен жилой дом. Ширина проезжей части соответствует установленным нормам. Садоводческое товарищество как юридическое лицо не зарегистрировано. Большинство земельных участков в этом районе являются бесхозяйными, на некоторых ведется жилищное строительство. Застройка земельного участка жилым домом приведет к развитию населенного пункта. Согласно генерального плана, в южной части <адрес> инфраструктура развита слабо, теплотрассы нет, не газифицирован этот район, центральное водоснабжение также отсутствует. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района в суд не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, в письменном отзыве указали, что считают себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика администрации Чернушинского городского поселения ФИО5, в суде с иском не согласилась, пояснила, что решение Градостроительного совета является законным и обоснованным, так как ранее при формировании садовых участков ширина проездов принималась не более четырех метров, при изменении вида разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соблюдаются требования СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка, при организации улично-дорожной сети ширину улицы необходимо принимать не менее 15 метров, в результате чего улица будет проходить по другим земельным участкам, находящимся в собственности у других граждан, что недопустимо. Право Сергеева А.В. решением не нарушено, поскольку он может возводить постройки на земельном участке без разрешений, проживать в доме и быть там зарегистрированным по месту жительства. Заключения конкретных служб о невозможности построить на этом участке жилой дом, отсутствуют. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика администрации Чернушинского городского поселения ФИО2., в суде с иском не согласилась, поддержала доводы представителя ФИО5, дополнительно пояснила, что территория, на которой расположен земельный участок Сергеева А.В., ранее предоставлялась Чернушинским горсетям для садов-огородов, проекта планировки и застройки садоводческого объединения не было, садоводческое товарищество как юридическое лицо не зарегистрировано, земля находится в частной собственности. Правила землепользования и застройки Чернушинского городского поселения не приняты, находятся в стадии разработки, отсутствует карта градостроительного зонирования, соответственно не приняты градостроительный регламент и Положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков. Градостроительный совет является структурным подразделением Чернушинского городского поселения и рассматривает вопросы градостроительной и архитектурной деятельности на территории Чернушинского городского поселения. Решение принимается большинством голосов. При принятии данного решения члены Градостроительного совета руки не поднимали, а высказывали каждый свое мнение, из чего был сделан вывод об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Заключение конкретных органов о соответствии либо о несоответствии ширины проезжей части дороги СНиП отсутствует, так как Градостроительный совет такие заключения не истребует, руководствуется исключительно СНиП. Земельный участок Сергеева А.В. расположен не у самой <адрес>, перед ним есть еще один земельный участок. В случае удовлетворения заявления Сергеева А.В. с такими заявлениями будут обращаться и другие собственники, так как в данном районе возводятся жилые дома, собственники намерены осуществлять строительство. Но в дальнейшем у администрации Чернушинского городского поселения не будет возможности обустроить эту территорию. Считает, что с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка должны обратиться все собственники земельных участков в этом квартале.
Свидетель ФИО6, допрошенный в суде, пояснил, что он является членом Градостроительного совета и руководителем Чернушинских городских коммунальных электросетей. В 1995 году для коллективного садоводства был предоставлен земельный участок в районе аэропорта, садоводческое товарищество как юридическое лицо не зарегистрировано, материалов по отводу земель нет, план застройки садоводческого товарищества отсутствует, в настоящее время земля находится в частной собственности. Земельный участок Сергеева А.В. расположен слева на <адрес>, перед ним других земельных участков нет, правая сторона <адрес>, вплоть до земельного участка Сергеева А.В. застроена жилыми домами. На заседании Градостроительного совета он высказал свое мнение о том, что возможно Сергееву А.В. изменить вид разрешенного использования земельного участка для ИЖС, поскольку земельный участок находится на <адрес> сформировалась, застроена жилыми домами, к этому участку возможно провести электроэнергию. Фактически на заседании голосование не проводилось, было высказано мнение и принято решение, кто конкретно из членов совета выступал при рассмотрении этого вопроса, он не помнит. Почему Сергееву А.В. отказано, он пояснить не может, какая-либо инфраструктура отсутствует на данной территории. Земельный участок Сергеева А.В. расположен таким образом, что к нему возможно подведение инженерной инфраструктуры.
Суд, заслушав стороны, свидетеля, рассмотрев представленные доказательства, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Из обстоятельств установленных по делу следует, что Сергеев А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> в районе аэропорта в конце <адрес> (у карьера) площадью 945 квадратных метров, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения садоводства. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 июля 2011 года (л.д.8). Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 04 мая 2011 года данный земельный участок полностью относится к категории земель населенных пунктов. Вид разрешенного использования определен «для ведения садоводства» (л.д.9-11). 19 июля 2011 года Сергеев А.В. обратился в администрацию Чернушинского городского поселения с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения садоводства» на «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.57). Решением Градостроительного совета администрации Чернушинского городского поселения №9 от 26 июля 2011 года ему было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, отказ мотивирован тем, что сложившаяся инфраструктура садоводческого товарищества не соответствует действующим противопожарным, санитарным и градостроительным нормам. Ширина сложившихся проездов не позволит формированию инженерной инфраструктуры (электрификации, газоснабжению, телефонизации), а также не учтены нормы проездов пожарных машин и прочей спецтехники (л.д.58-60).
Не согласившись с указанным отказом, Сергеев А.В. обратился в суд.
Согласно ч.1,2 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению, подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно подп. 2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить, в том числе и жилые здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к жилым территориальным зонам и к территориальным зонам сельскохозяйственного использования. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Из подп.3,5 п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", следует, что до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство принимается главой местной администрации, без проведения публичных слушаний. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Согласно ч.2 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в случае необходимости изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Доводы истца и его представителя о том, что решение Градостроительного совета является незаконным и нарушает право Сергеева А.В. как собственника земельного участка возводить на данном земельном участке жилой дом, суд находит обоснованными.
Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 ст.263 ГК РФ РФ одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования п.2 ст.260 ГК РФ об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Между тем на назначении садовых земельных участков, находящихся на землях населенных пунктов отразилось принятие Земельного кодекса РФ. Как указывалось выше, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (п.1 ст.85 Земельного кодекса РФ), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых как указано в ст.77, для нужд сельского хозяйства), используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п.11 ст.85 Земельного кодекса РФ.
Статья 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Ее абзац второй, раскрывая содержание понятия "садовый земельный участок", определяет его целевое назначение - выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также отдых.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года №7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан», следует, что на садовых земельных участках не исключается возможность возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем.
С учетом указанного Постановления Конституционного Суда РФ, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс РФ и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подп.5 п.1 ст.1), а для возведения жилого дома необходимо получение разрешения на строительство, которое выдается только после предоставления, в том числе и документа, подтверждающего право собственности на земельный участок, с соответствующим видом разрешенного использования, оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства в данном случае являются незаконными.
Кроме того, судом установлено, что на территории Чернушинского городского поселения правила землепользования и застройки поселения не приняты в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, отсутствует карта градостроительного зонирования, градостроительный регламент, не принято и Положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков, отсутствует и проект планировки и застройки данной территории как садоводческого товарищества. Соответственно какие-либо ограничения в изменении вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют, собственник земельного участка – Сергеев А.В. может использовать земельный участок по своему усмотрению и выбрать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Выбранный Сергеевым А.В. вид разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства является основным видом разрешенного использования для такой категории как земли населенных пунктов.
Судом установлено, что земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов», то есть предназначен для застройки и развития <адрес>, следовательно, Сергеев А.В. как собственник указанного недвижимого имущества вправе возводить на участке жилые здания, строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Мотивы отказа и доводы представителей ответчиков о том, что сложившаяся в садоводческом товариществе инфраструктура не соответствует действующим противопожарным, санитарным и градостроительным нормам, суд находит необоснованными. Из пояснений сторон, свидетеля ФИО6, представленных ответчиком фотографий (л.д.65-72), выкипировки из генерального плана (л.д.74), следует, что в кадастровом квартале № какая-либо инфраструктура отсутствует. Доводы о том, что ширина сложившихся проездов не позволит в будущем формированию инженерной инфраструктуры, суд также находит необоснованными, поскольку из представленных фотографий следует, что в зоне, где расположен земельный участок Сергеева А.В. проезды отсутствуют и не сформированы. Выводы отказа о том, что не учтены нормы проездов пожарных машин и прочей спецтехники также являются необоснованными, поскольку проезды отсутствует.
Кроме того, в решении Градостроительного совета содержится предположение о невозможности в будущем сформировать инфраструктуру, что также свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку фактические обстоятельства в решении не указаны. Из пояснений представителей ответчиков следует, что за основу отказа было принято то обстоятельство, что ранее в садоводческих товариществах ширина проездов составляла не более четырех метров, однако при рассмотрении заявления Сергеева А.В. замеры не проводились, доказательств, подтверждающих, какова фактическая ширина проездов, если они имеются не представлено. То обстоятельство, что согласно нормам ранее ширина проездов не могла быть более четырех метров не является основанием полагать, что фактическая ширина проездов в этой зоне не более четырех метров.
Кроме того, согласно правоустанавливающим документам, межевому делу, выкипировке из генерального плана, из пояснений свидетеля ФИО6 следует, что земельный участок, принадлежащий Сергееву А.В., расположен в конце <адрес>, правая сторона <адрес> застроена жилыми домами, напротив земельного участка Сергеева А.В. расположен жилой дом, данное обстоятельство не оспаривалось и подтверждено пояснениями представителей ответчика. Из генерального плана следует, что земельные участки расположенные напротив земельного участка Сергеева А.В. по <адрес> также были первоначально предоставлены для ведения садоводства, тем не менее на этих участках разрешено строительство жилых домов. При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчиком нарушено равенство прав граждан. Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что относительно <адрес> перед земельным участком Сергеева А.В. имеется другой земельный участок, суд находит необоснованными, поскольку из пояснений свидетеля ФИО6, генерального плана, схемы расположения земельного участка (л.д.73-74), проекта разбивки коллективного сада (л.д.98-99) следует, что земельный участок Сергеева А.В. расположен на <адрес>, указанная на л.д.98 как Тауш-Чернушка, является <адрес> сформировалась, на ней расположена жилая зона, имеется автотранспортное сообщение.
Из представленных фотографий следует, что земельные участки с левой стороны <адрес> пустуют, садоводство на них не ведется, некоторое застроены жилыми домами. Истцом принимаются меры к застройке земельного участка, тем самым развивается территория городского поселения.
Из заключения о земельном участке №13 от 09 марта 2011 года (л.д.92) следует, что участок ограничен полосой рекультивации недействующего нефтепровода. Данное обстоятельство не является основанием для оставления исковых требований без удовлетворения, поскольку из схемы расположения земельных участков следует, что нефтепровод проходит в стороне от земельного участка Сергеева А.В. (л.д.84), из свидетельства о государственной регистрации права следует, что какие-либо обремения отсутствуют. Кроме того, охранная зона не зарегистрирована в установленном законом порядке, и земли населенного пункта на этой территории в другую категорию не переведены.
Доводы представителей ответчика о том, что невозможно будет сформировать инженерную инфраструктуру, суд находит несостоятельными, из пояснений свидетеля ФИО6, следует, к земельному участку Сергеева А.В. технически возможно провести электроэнергию. Из генерального плана следует, что на этой территории не предусмотрено проведение центрального газопровода, центрального водопровода и теплотрассы для нужд населения.
Согласно, Положению о Градостроительном Совете при администрации Чернушинского городского поселения (л.д.15), Уставу Чернушинского городского поселения, Градостроительный совет, являясь структурным подразделением администрации Чернушинского городского поселения, уполномочен принимать решения по рассмотрению вопросов градостроительной и архитектурной деятельности. Публичные слушания в данном случае не проводятся, что следует из ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В то же время, согласно регламенту работы Градостроительного Совета, утвержденному постановлением главы администрации Чернушинского городского поселения от 06 апреля 2006 года №142, решения Градостроительного Совета принимаются простым большинством голосов при открытом голосовании.
Судом установлено, что фактически голосование по вопросу №5 не проводилось, данное обстоятельство подтвердили представитель ответчика ФИО7, свидетель ФИО6 Из пояснений представителя ответчика следует, что присутствующие высказали свое мнение, этого было достаточно для определения кто из членов Совета за изменение вида разрешенного использования земельного участка, кто против.
Суд считает, что в данном случае был нарушен порядок принятия решения. В частности, из представленного протокола заседания Градостроительного Совета от 26 июля 2011 года (л.д. 58, копия заверена судьей), следует, что на Градостроительном Совете присутствовали ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО6, по вопросу №5 о возможности изменении вида разрешенного использования земельного участка слушали ФИО2, выступили ФИО6, ФИО12, ФИО8, ФИО13 Соответственно члены Градостроительного совета ФИО9 и ФИО11 не высказывали свое мнение относительно данного вопроса.
Поскольку простое голосование не проводилось, в протоколе отсутствует мнение выступающих, мнение по этому вопросу высказали не все члены Градостроительного Совета, в протоколе не указано количество голосов за и против, из протокола установить невозможно, кто какое мнение высказывал, следовательно, заявление Сергеева А.В. фактически рассмотрено не было.
Кроме того, суду были представлены копии протокола и выписки из протокола, заверенные ответчиком (л.д. 7, 61, 62), из которых следует, что состав выступающих отличается по количеству и фамилиям от протокола на л.д. 58.
Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка является голословным, не мотивированным, не указаны фактические параметры сложившихся проездов, если они сложились, выводы, изложенные в отказе, не подтверждены письменными доказательствами.
Каких-либо существенных обстоятельств, по которым Сергееву А.В. могло быть отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, судом не установлено.
Доводы представителя ответчика о том, что право Сергеева А.В. не было нарушено, поскольку он может возводить на садовом участке строения без разрешительных документов, суд находит несостоятельными.
Согласно ч.1, 2, 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, начать строительство индивидуального жилого дома возможно лишь после получения разрешения на строительство. При обращении за разрешением на строительство необходимо предоставить, в том числе и документ, подтверждающий право собственности на земельный участок с видом разрешенного использования либо для индивидуального жилищного строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства. Не предоставление этого свидетельства препятствует получению разрешения на строительство. При этом вопросы о соответствии планируемого строительства градостроительным регламентам, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным правилам и нормативам рассматриваются при утверждении проектно-сметной документации.
Учитывая, что при вынесении решения Градостроительным советом, заявление Сергеева А.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка фактически рассмотрено не было, решение не может быть признано законным. Удовлетворяя требования Сергеева А.В., суд учитывает, что решение Градостроительного совета должно быть мотивировано, в том числе должны быть названы факты, препятствующие изменению вида разрешенного использования земельного участка, а не предположения.
Доводы представителей ответчика о том, что с заявлением об изменении вида разрешенного земельного участка должны обратиться все участники садоводческого товарищества, суд находит несостоятельными. Судом установлено, что садоводческое товарищество как юридическое лицо не существует, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и принадлежит на праве собственности Сергееву А.В., следовательно, Сергеев А.В. вправе единолично обратиться с требованием об изменении вида разрешенного использования своего земельного участка.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Градостроительного Совета администрации Чернушинского городского поселения №09 от 26 июля 2011 года в части отказа Сергееву Алексею Васильевичу в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, в районе аэропорта в конце <адрес> (у карьера) с «для ведения садоводства» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме.
Судья С.Л. Паршакова