2-808/2011



Дело № 2-808/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чернушка                                                                                10 августа 2011 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,

с участием истца Могилева В.Г.,

представителя ответчика - УПФ России в Чернушинском районе Пермского края ФИО4, ФИО5,

при секретаре Черенковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Могилева Виктора Григорьевича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о признании отказа в проведении перерасчета дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Могилев В.Г. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о признании отказа в проведении перерасчета дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании судебных расходов.

Иск мотивировал тем, что в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» он получает дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в размере 330 процентов социальной пенсии, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» размеры пенсий, установленные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 г. № 216 установлено, что «...при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения». Постановлением Совета Министров СССР от 21.05.1987 г. № 591 и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 г. № 403/20-155 для Пермской области утвержден коэффициент 1,15. Таким образом, поскольку размер социальной пенсии согласно ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении, в РФ» состоит их двух составляющих: из твердой денежной суммы и районного коэффициента, то дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией ему должно выплачиваться в размере 330 процентов социальной пенсии, состоящей из твердой денежной суммы, увеличенной на соответствующий районный коэффициент для Пермской области - 1,15, так как он проживает в районе с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат. Однако, с 01 января 2010 г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение ему выплачивается без увеличения на районный коэффициент. 28 марта 2011 года он обратился к Ответчику с заявлением о перерасчете выплачиваемого ему дополнительного материального обеспечения с учетом применения районного коэффициента. Письмом № 1295 от 19.04.2011 г. Ответчик отказал ему в проведении перерасчета выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения. С решением Ответчика он не согласен, считает его незаконным и необоснованным по основаниям, указанным выше. На день подачи    иска    сумма    недополученного им дополнительного материального обеспечения за 2010 год и 6 месяцев 2011 года составила 25 505,65 рублей. Просит признать отказ Ответчика в проведении перерасчета дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в размере 330 процентов социальной пенсии с учетом районного коэффициента, незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемого дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией с учетом районного коэффициента с 01 января 2010 г. по настоящее время и выплатить недополученное дополнительное материальное обеспечение за 2010 год и 6 месяцев 2011 года; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины.

Истец Могилев В.Г. в суде заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, на их удовлетворении настаивал, указал, что с 01.01.2010 года размер дополнительного материального обеспечения рассчитывается исходя из размера социальной пенсии, установленной п.п.1 п.1 ст.18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении». Пунктом 2 ст.18 указанного закона, предусмотрено увеличение размера социальной пенсии для лиц, проживающих на Крайнем Севере, приравненных к нему районам, для проживающих в тяжелых климатических условиях, на величину районного коэффициента. Считает, что Пермский край является территорией с тяжелыми климатическими условиями. В Пермском крае социальная пенсия увеличивается на районный коэффициент 1,15, поэтому считает, что и размер дополнительного социального обеспечения должен быть увеличен на 15 процентов. Он обратился в Управление Пенсионного фонда в Чернушинском районе с заявлением о проведении перерасчета дополнительного материального обеспечения с учетом районного коэффициента, однако ему было отказано. Считает отказ незаконным.

Представители ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края - Фролова Н.В., Кабирова Н.В. с заявленными требованиями не согласились, представили письменные возражения на иск, пояснили, что п.2 ст.18 Закона № 166-ФЗ применяется при назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению в отношении категорий граждан, прямо указанных в п.1 ст.18 Закона 166-ФЗ, которым назначается и выплачивается социальная пенсия. Пункт 2 ст.18 Закона № 166-ФЗ на размер дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным Законом 21-ФЗ от 04.03.2002 года не влияет.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает требования истца Могилева В.Г. необоснованными, подлежащими отклонению.

Из материалов дела следует, что Могилев В.Г. является получателем дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"(далее Закон № 21-ФЗ).

28 марта 2011 года истец Могилев В.Г. обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края с заявлением о проведении перерасчета выплачиваемого ему дополнительного материального обеспечения с учетом районного коэффициента и выплате недополученного дополнительного материального обеспечения за период с 01.01.2010 года по март 2011 года. Необходимость применения районного коэффициента, мотивировал положениями п.2 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому, размеры пенсий, установленные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента, а так же положениями Постановления Совета Министров СССР от 21 мая 1987 г. № 591 и постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155, согласно которым для Пермской области утвержден коэффициент 1, 15.

19 апреля 2011 года Управлением Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Могилеву В.Г. отказано в проведении перерасчета, в связи с отсутствием оснований для перерасчета дополнительного материального обеспечения с учетом районного коэффициента.

Согласно ст.1 Закона № 21-ФЗ, 1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане), получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее - пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее - дополнительное материальное обеспечение). 2. Дополнительное материальное обеспечение назначается: …3) гражданам, награжденным орденом Ленина;…

Согласно ст.2 вышеуказанного закона, 1. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере: … 2) гражданам, награжденным орденом Ленина, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР) - 330 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; … 2. При определении размера дополнительного материального обеспечения в соответствии с настоящей статьей применяется размер социальной пенсии, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", на день установления дополнительного материального обеспечения. 3. При изменении (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размер социальной пенсии с 1 января 2010 г. составляет 2562 руб.

С учетом индексаций государственных пенсий, проведенных на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ размер социальной пенсии на момент рассмотрения дела в суде составляет 3178, 54 рублей.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (часть 3).

Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", как следует из его преамбулы, определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а предусмотренная им выплата фактически выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения указанных в этом Федеральном законе граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 444-О).

При определении размера дополнительного материального обеспечения в соответствии с со ст. 2 Закона РФ № 21-ФЗ применяется размер социальной пенсии, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Закон РФ № 166-ФЗ), на день установления дополнительного материального обеспечения. Использование размера социальной пенсии нетрудоспособных граждан при расчете размера дополнительного материального обеспечения является объективно обусловленным и оправданным, поскольку данная пенсия устанавливается в твердой сумме и не зависит ни от продолжительности стажа гражданина, ни от его заработка, ни от суммы уплаченных страховых взносов. При исчислении размера дополнительного материального обеспечения в соответствии с Законом РФ № 21-ФЗ во внимание применяется размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан, установленный п.п.1 п.1 ст. 18 Закона РФ № 166-ФЗ без учета его увеличения предусмотренного п.2 ст. 18 Закона РФ № 166-ФЗ для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях), поскольку главным критерием предоставления права на дополнительное материальное обеспечение является значимость достижений и заслуг гражданина перед Российской Федерацией, которая не может ставиться в зависимость от места его жительства. Применение положений пункта 2 статьи 18 Закона РФ № 166-ФЗ при исчислении размера дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией приведет к дифференциации размеров дополнительного материального обеспечения в отношении граждан, имеющих одинаковые, заслуги перед страной, что противоречит концепции Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".

Таким образом, отказ Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края в проведении перерасчета дополнительного ежемесячного материального обеспечения, выплачиваемого истцу Могилеву В.Г. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 21-ФЗ, с учетом районного коэффициента, является законным, доводы истца основаны на ошибочном толковании положений и норм пенсионного законодательства, в связи с чем, требования истца Могилева В.Г. подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                 р е ш и л:

Требования Могилева Виктора Григорьевича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о признании отказа в проведении перерасчета дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской федерацией в размере 330 процентов социальной пенсии с учетом районного коэффициента, выплачиваемого истцу с 01 января 2010 года незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет выплачиваемого истцу дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской федерацией в размере 330 процентов социальной пенсии с учетом районного коэффициента с 01 января 2010 года по настоящее время, выплате недополученного дополнительного материального обеспечения за 2010 год и 06 месяцев 2011 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                         И.Ю. Толпышева