Дело № 2-1199/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
г. Чернушка 27 октября 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мень О.А.,
с участием представителя истца, Серовой З.И., Серова В.И., представителя ответчика, УПФР в Чернушинском районе Пермского края, ФИО13, представителя третьего лица, МТУ №4 МСР Пермского края, ФИО10,
при секретаре Кашаповой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовой Зинаиды Ивановны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о признании отказа в выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, возложении обязанности произвести выплату не дополученного дополнительного ежемесячного материального обеспечения,
у с т а н о в и л:
Серова З.И. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о признании отказа в выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, возложении обязанности произвести выплату не дополученного дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Иск мотивирован тем, что она является вдовой умершего мужа, инвалида ВОВ, участника боевых действий 1943-1945 годов, инвалида 1 группы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего в ДД.ММ.ГГГГ году. Как вдове умершего инвалида ВОВ ей должны были выплачивать ежемесячно дополнительное материальное обеспечение в сумме 500 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Указа Президента РФ от 30 марта 2005 года № 363. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение должен был выплачивать Пенсионный фонд в беззаявительном порядке, чего сделано не было. При обращении в УПФР в Чернушинском районе ей был дан устный отказ со ссылкой на то, что муж-инвалид по общему заболеванию и выплата ей не положена. Отказ считает незаконным и просит взыскать с УПФР сумму недополученного ДЕМО в размере 38500 рублей, начиная с 1 мая 2005 года по настоящее время, возложить на УПФР обязанность в выплате ДЕМО по 500 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ от представителя истца Серова В.И. поступило заявление об уточнении исковых требований, просит суд о признания отказа Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края в выплате Серовой З.И. дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 500 рублей незаконным, возложить на ответчика обязанность производить выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения Серовой З.И. с ДД.ММ.ГГГГ до смерти, взыскать с ответчика недополученное истцом дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 2011 года, в размере 38500 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в сумме 5000 и судебные издержки в сумме 800 рублей.
Истец Серова З.И., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, т.к. ей 82 года, является инвалидом 2 группы, дома передвигается с трудом, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель истца Серовой З.И. Серов В.И. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Дополнил исковое заявление тем, что просит возложить обязанность по взысканию с УПФР в Чернушинском районе не дополученной суммы дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 38 500 рублей, доплату производить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно и до смерти Серовой З.И. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, за оформление доверенности в сумме 600 рублей, всего в пользу Серовой З.И. с УПФР в <адрес> взыскать 44300 рублей.
Представитель ответчика, ФИО13, с иском не согласилась, исковые требования Серовой З.И. просила оставить без удовлетворения, предоставила суду письменный отзыв следующего содержания. Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах но улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60 - летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» с 1 мая 2005 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, в том числе вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии, одновременно с пенсией, (территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерация по месту жительства, органами МВД, Министерства Обороны и др.). Установление ДЕМО осуществляется в беззаявительном порядке на основании документов, находящихся в распоряжении органов Пенсионного фонда РФ. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 г. № 437 внесены изменения в сроки назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Новые Правила распространяются также на вдов умерших инвалидов ВОВ. С учетом изменений, право на ДЕМО у этой категории возникает не со дня смерти супруга, а с даты выдачи свидетельства о смерти. При этом если свидетельство о смерти выдано до ДД.ММ.ГГГГ, то ДЕМО следует назначить с 1 мая 2005года. Согласно п.1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии. В пенсионном деле ФИО2, супруга истицы имеются следующие документы: выписка из акта освидетельствования во ВТЭК к справке сер. ВТЭ-28 №, согласно которой ФИО2 признан инвалидом первой группы, причина инвалидности - общее заболевание, инвалидность установлена до 01.10.1974 года, выписка из акта освидетельствования во ВТЭК сер. ВТЭ-81 № 040788. согласно которой ФИО2 признан инвалидом второй группы, причина инвалидности - общее заболевание, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ, выписка из акта освидетельствования во ВТЭК сер. ВТЭ-112 № 094042, согласно которой ФИО2 признан инвалидом второй группы, причина инвалидности -общее заболевание, без переосвидетельствования, выписка из акта освидетельствования во ВТЕК к справке сер. ВТЭ-241 № 004284 от ДД.ММ.ГГГГ В выписке указано - первая группа инвалидности установлена бессрочно, причина инвалидности -общее заболевание. Имеются и другие выписки из актов освидетельствования, в которых причина инвалидности указана, как общее заболевание, основной диагноз в справке ВТЭК звучит так: «по поводу рака гортани». В деле имеется Справка № 562/031488, выданная Чернушинским районным военкоматом о том, что ефрейтор ФИО2 проходил военную службу в составе действующей армии в период боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Данная справка подтверждает статус ФИО2 как участника ВОВ, но не инвалида ВОВ. Выписка из военного билета ФИО2, согласно которой ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был призван для прохождения военной службы, ДД.ММ.ГГГГ был уволен в звании ефрейто<адрес> документ также подтверждает статус ФИО2 как участника ВОВ, но не инвалида ВОВ. В деле имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ № 173, выданная Военным комиссариатом Чернушинского района, в которой указано, что ефрейтор в отставке ФИО2 является участником ВОВ по статье 2 пункта 1 подпункта 1-«А» Федерального Закона «О ветеранах» с 08.01.1944 г. по 14.02.1945 г. проходил военную службу в должности шофера и имеет право на льготы, установленные статьей 15 Закона «О ветеранах». Напомним, что в статье 15 указанного закона речь идет о мерах социальной поддержки участников ВОВ. О мерах социальной поддержки инвалидов ВОВ речь идет в статье 14 Закона «О ветеранах». Еще раз сообщаем, что все имеющиеся в пенсионном деле документы свидетельствуют о том. что ФИО2 являлся участником ВОВ. Документов, свидетельствующих о том. что инвалидность получена им в результате ранения, контузии, увечья или заболевании, полученного в период Великой Отечественной войны нет. Кроме того сам ФИО2 при жизни не оспаривал факт того, что является участником, а не инвалидом ВОВ. В его пенсионном деле всегда значилось, что он имеет право на льготы как участник ВОВ (протоколы пенсионного дела прилагаются). Других документов, подтверждающих статус ФИО2, как инвалида ВОВ. в пенсионном деле нет. Поэтому у Управления не было и нет оснований для выплаты Серовой З.И. ДЕМО как вдове инвалида ВОВ, тем более в беззаявительном порядке. Статус обратившегося с заявлением о назначении ДЕМО подтверждается документами, подтверждающими право на получение данного вида обеспечения. При реализации права на ДЕМО вдов умерших инвалидов Великой Отечественной войны должны соблюдаться следующие условия: бывший военнослужащий ко дню смерти должен быть инвалидом Великой Отечественной войны; должны подтверждаться брачные отношения умершего инвалида и обратившейся за ДЕМО вдовы. Необходимым условием для назначения дополнительного ежемесячного материальною обеспечения вдовам инвалидов Великой Отечественной войны является документально установленный умершему супругу на день смерти статус инвалида Великой Отечественной воины. Вдовам умерших инвалидов ВОВ необходимо представить в Управления Пенсионного Фонда по месту жительства следующие документы: паспорт, копию свидетельства о браке, копию свидетельства о смерти умершего инвалида ВОВ, справку ВТЭК (МСЭ), выданную на имя умершего о признании его инвалидом ВОВ, удостоверение вдовы умершего инвалида ВОВ. Форма Удостоверения инвалида Отечественной войны, а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны утверждённых постановлением Совмина СССР от 23.02.1981 № 209. В пункте 28 указанного Постановления сказано, что инвалидам ВОВ выдается «Удостоверение инвалида ВОВ» и «Удостоверение инвалида о праве на льготы». ФИО2 было выдано «Удостоверение ветерана-участника ВОВ» и вкладыш к тому удостоверению, что «он имеет право на льготы, установленные для инвалидов ВОВ 1 группы». Выдача подобных вкладышей к «Удостоверениям ветерана-участника ВОВ» не предусмотрена законодательством. Если ФИО2, действительно, являлся инвалидом ВОВ, ему полагалось выдать «Удостоверение инвалида ВОВ», а не вкладыш к «Удостоверению ветерана ВОВ». Кстати, форма «Удостоверения ветерана ВОВ», а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений участников Великой Отечественной войны утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1122. Комитет социальной защиты населения администрации Пермской области в своем письме от 17.04.2000 г. № 14-265/4-188 «О предоставлении льгот в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» в связи с многочисленными запросами территориальных отделов соцзащиты населения разъясняет следующее: «основанием для предоставления льгот является: удостоверение о праве на льготы и вкладыш к нему голубого цвета с указанием статьи 21 Закона «О ветеранах»; пенсионное удостоверение и вкладыш к нему голубого цвета». Из данных разъяснений видно, что выдача вкладышей голубого цвета предполагается только к пенсионным удостоверениям и удостоверениям о праве на льготы. Выдача вкладышей к удостоверению инвалида ВОВ, как уже говорилось выше, а также удостоверению Ветерана груда (речь идет о Серовой З.И. и ее удостоверении ветерана груда» не предусмотрены. Далее в письме Комитета социальной защиты населения администрации Пермской области (раздел II) разъясняется, что вкладыш в пенсионное удостоверение с указанием статьи 21 Закона «О ветеранах» выдается вдовам и родителям умерших инвалидов ВОВ, участников ВОВ. ветеранов боевых действий на основании следующих документов; удостоверения инвалида ВОВ, участников ВОВ, ветеранов боевых действий. Так как ФИО2 было выдано «Удостоверение участника ВОВ», то и во вкладыше, выданному к пенсионному удостоверению, а не удостоверению ветерана труда, его вдове должно быть указано, что она имеет право на льготы, установленные для вдовы участника ВОВ, а не инвалида ВОВ. В связи с тем. что ФИО2 являлся участником ВОВ, имевшим инвалидность, а не инвалидом ВОВ, его вдове Серовой З.И. выплата ДЕМО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60 - летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» с 1 мая 2005 года не положена. Что касается исковых требований в части взыскания с Управления компенсации морального вреда и взыскания судебных расходов они заявлены необоснованно.
Представитель ответчика, ФИО14, с иском не согласилась, исковые требования Серовой З.И. просила оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица ФИО10 с иском не согласилась, исковые требования Серовой З.И. просила оставить без удовлетворения.
Суд, заслушав стороны, участников процесса, исследовав материалы дела, считает требования истца Серовой З.И. необоснованными, подлежащими отклонению.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах но улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60 - летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» с 1 мая 2005 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, в том числе вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии, одновременно с пенсией, (территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерация по месту жительства, органами МВД, Министерства Обороны и др.). Установление ДЕМО осуществляется в беззаявительном порядке на основании документов, находящихся в распоряжении органов Пенсионного фонда РФ.
На основании Постановления Правительства РФ от 15.06.2010 г. № 437 внесены изменения в сроки назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Новые Правила распространяются также на вдов умерших инвалидов ВОВ. С учетом изменений, право на ДЕМО у этой категории возникает не со дня смерти супруга, а с даты выдачи свидетельства о смерти. При этом если свидетельство о смерти выдано до 01.05.2005 года, то ДЕМО следует назначить с 1 мая 2005 года.
В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии
Из обстоятельств, установленных по делу следует, что согласно свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак ФИО2 и Лазбиневой Зинаиды Ивановны. (л.д.4)
Свидетельством о смерти, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС Чернушинского района Пермской области подтверждается, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6)
В соответствии со справкой, выданной Военным комиссариатом Чернушинского района от ДД.ММ.ГГГГ, ефрейтор в отставке ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником ВОВ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в должности шофера в 962 отдельном батальоне связи 117 стрелкового корпуса и имеет право на льготы, установленные ст.15 Закона «О ветеранах» (л.д.7).
Согласно военного билета, ФИО2 был участником ВОВ с 03.12.1943 по 09.05.1945 на Лениградском, 3 Белорусском, 1Украинском фронтах 962 отделения батальона связи в должности шофера. (л.д. 8) В выписке из военного билета указано ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был призван для прохождения военной службы, ДД.ММ.ГГГГ был уволен в звании ефрейтор.(л.д.16)
На основании удостоверения серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Чернушинского района Пермской области и вкладыша к нему, ФИО2 является ветераном-участником ВОВ, инвалидом ВОВ 1 группы (л.д.10).
В соответствии с п.1 ст. 5 федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах", Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если инвалид войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа инвалидов войны, обучающимся в указанных образовательных учреждениях; обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году. Инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка; внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Согласно ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах",
1. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
2. Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Согласно пенсионного дела, выписок из актов освидетельствования ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годов группа инвалидности ФИО2 установлена в связи с общим заболеванием, а не вследствие ранения контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период ВОВ в районах боевых действий. Основной диагноз заболевания ФИО2 в справках звучит как «рак гортани», данное заболевание относится к общим заболеваниям и не входит в перечень оснований для признания Серова И.В. инвалидом ВОВ, в соответствии со ст. 14 закона «О ветеранах».
Судом установлено, что ФИО2 признавался инвалидом первой и второй группы, причина инвалидности - общее заболевание, что подтверждается актами освидетельствования во ВТЭК к справке сер. ВТЭ-28 (л.д. 19-22) с 1973 года по 1995, и с 1995 бессрочно инвалид 1 группы (л.д.23) и справкой ФГУ «ГБМСЭ по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).
Кроме того, справка № 562/031488, выданная Чернушинским районным военкоматом и выписка из военного билета ФИО2 подтверждают статус ФИО2 как участника ВОВ, а не инвалида ВОВ.
Справка от ДД.ММ.ГГГГ за № 173, выданная Военным комиссариатом Чернушинского района в отношении ФИО2 указывает его право на льготы, установленные ст.15 Закона «О ветеранах». Согласно ст.15 вышеуказанного закона речь идет о мерах социальной поддержки участников ВОВ, а не инвалидов ВОВ (ст.14 Закона).
В судебном заседании установленным является то обстоятельство, что при жизни сам ФИО2 не оспаривал факт того, что являлся участников ВОВ, а не инвалидом ВОВ. Данное обстоятельство подтверждается протоколами пенсионного дела ФИО2, в которых значится, что он имеет право на льготы как участник ВОВ.
Никаких других доказательств, подтверждающих статус ФИО2, как инвалида ВОВ, в судебное заседание истцом не представлено, в связи с чем УПФР в Чернушинском районе обоснованно отказано в назначении и выплате ДЕМО Серовой З.И как вдове инвалида ВОВ.
Статус обратившегося с заявлением о назначении ДЕМО подтверждается документами, подтверждающими право на получение данного вида обеспечения. При реализации права на ДЕМО вдов умерших инвалидов Великой Отечественной войны должны соблюдаться следующие условия: бывший военнослужащий ко дню смерти должен быть инвалидом Великой Отечественной войны; должны подтверждаться брачные отношения умершего инвалида и обратившейся за ДЕМО вдовы. Необходимым условием для назначения дополнительного ежемесячного материальною обеспечения вдовам инвалидов Великой Отечественной войны является документально установленный умершему супругу на день смерти статус инвалида Великой Отечественной войны.
Согласно вкладыша к удостоверению № 45504 Серовой З.И. указано, что она имеет право на льготы, установленные для вдовы инвалида ВОВ (л.д.9).
Форма Удостоверения инвалида Отечественной войны, а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны утверждённых Постановлением Совмина СССР от 23.02.1981 № 209. В п. 28 указанного Постановления указано, что инвалидам ВОВ выдается «Удостоверение инвалида ВОВ» и «Удостоверение инвалида о праве на льготы».
ФИО2 было выдано «Удостоверение ветерана-участника ВОВ» и вкладыш к удостоверению, что «он имеет право на льготы, установленные для инвалидов ВОВ 1 группы». Выдача подобных вкладышей к «Удостоверениям ветерана-участника ВОВ» не предусмотрена законодательством.
Форма «Удостоверения ветерана ВОВ», а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений участников Великой Отечественной войны утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1122.
Согласно письма Комитета социальной защиты населения администрации Пермской области от 17.04.2000 г. № 14-265/4-188 «О предоставлении льгот в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» в связи с многочисленными запросами территориальных отделов соцзащиты населения разъяснено следующее: «основанием для предоставления льгот является: удостоверение о праве на льготы и вкладыш к нему голубого цвета с указанием статьи 21 Закона «О ветеранах»; пенсионное удостоверение и вкладыш к нему голубого цвета».
Из данных разъяснений видно, что выдача вкладышей голубого цвета предполагается только к пенсионным удостоверениям и удостоверениям о праве на льготы.
Таким образом, выдача вкладышей к удостоверению инвалида ВОВ и удостоверению Ветерана труда законодателем не предусмотрены.
Разделом 2 вышеуказанного письма Комитета социальной защиты населения администрации Пермской области разъясняется, что вкладыш в пенсионное удостоверение с указанием статьи 21 Закона «О ветеранах» выдается вдовам и родителям умерших инвалидов ВОВ, участников ВОВ, ветеранов боевых действий на основании следующих документов; удостоверения инвалида ВОВ, участников ВОВ, ветеранов боевых действий.
Поскольку ФИО2 было выдано удостоверение участника ВОВ, во вкладыше к нему указано, что он имеет право на льготы установленные для инвалидов ВОВ первой группы. Во вкладыше выданному к пенсионному удостоверению Серовой З.И. должно быть указано, что она имеет право на льготы установленные для вдовы участника ВОВ, а не инвалида ВОВ. Данные обстоятельства подтверждаются доводами представителя третьего лица МТУ №4 ФИО10, о том, что вкладыш истцу был выдан незаконно и в настоящее время МТУ №4 принято решение о выдаче Зверевой Зинаиде Ивановне вкладыша к Пенсионному удостоверению, о том, что она является вдовой участника ВОВ.
На основании установленных обстоятельств по делу и в соответствии с действующим законодательством суд считает отказ УПФР в Чернушинском районе в выплате Серовой З.И., как вдове умершего участника ВОВ ФИО2, дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», является законным, доводы истца основаны на ошибочном толковании положений и норм пенсионного законодательства, в связи с чем требования истца Серовой З.И., о признания отказа в выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 500 рублей незаконным, о возложении обязанности производить выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения Серовой З.И. с 1 ноября 2011 года до смерти, о взыскании недополученного дополнительного ежемесячного материального обеспечения Серовой З.И. с 1 мая 2005 года по октябрь 2011 года, в размере 38500 рублей, подлежат оставлению без удовлетворения.
Истцом Серовой З.И. также заявлены требования в части взыскания с отьветчика компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
Согласно ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда взыскивается в связи нарушением личных неимущественных прав истца, причиненных виновным действием (бездействием) ответчика.
Действия ответчика признаны судом законными, следовательно, у истца нет оснований для взыскания морального вреда.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы
Требования истца Серовой З.И о возмещение понесенных судебных расходов не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования Серовой Зинаиды Ивановны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о признания отказа в выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 500 рублей незаконным, о возложении обязанности производить выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения Серовой З.И. с ДД.ММ.ГГГГ до смерти, о взыскании недополученного дополнительного ежемесячного материального обеспечения Серовой З.И., с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 2011 года, в размере 38500 рублей, о взыскании морального вреда в сумме 5000 и судебных издержек в сумме 800 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд, в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Мень