дело № 2-1222/2011



Дело № 2–1222/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Суетина И.В.,

представителей ответчика Унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» Сторожева В.А., Мусихиной О.А.,

при секретаре Воложаниновой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Чернушинского района к Унитарному муниципальному предприятию «Водопроводно-канализационное хозяйство» о возложении обязанности по установке локальной системы оповещения населения;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Чернушинского муниципального района обратился с иском к Унитарному муниципальному предприятию «Водопроводно-канализационное хозяйство» о создании локальных систем оповещения.

Исковые требования прокурора обоснованы следующим: Прокуратурой Чернушинского района Пермского края по поручению Прокуратуры Пермского края от 31 августа 2011 года № 7-1180-11 проведена проверка исполнения требований законодательства по созданию локальных систем оповещения населения на территории Чернушинского муниципального района. В соответствии с Приложением № 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются и хранятся опасные вещества. К опасным веществам в соответствии с указанным приложением относится хлор. В силу положений ст. 13 Закона Пермского края «О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 12.03.2007 года № 12-ПК к потенциально опасным объектам, находящимся на территории Пермского края, относятся объекты, на которых используются и хранятся опасные химические вещества. В ходе проведения проверки установлено, что унитарное муниципальное предприятие «Водопроводно-канализационное хозяйство» имеет в ведении объект «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка», на котором в производственной деятельности используется хлор. Следовательно, «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка» является опасным производственным объектом. Согласно п. «г» ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 01.03.1993 года № 178 на действующих потенциально опасных объектах должно быть обеспечено проектирование локальных систем оповещения. Зоны действия локальных систем оповещения составляют для химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 года № 1533-р работы по созданию локальных систем оповещения населения организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, должны быть завершены в срок до 2010 года. Однако, несмотря на указанные императивные нормативные требования на потенциально опасном объекте «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка», который находится в ведении УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство», отсутствует локальная система оповещения. Таким образом, унитарным муниципальным предприятием «Водопроводно-канализационное хозяйство», в ведении которого находится потенциально опасный объект «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка» нарушены требования законодательства о создании локальных систем оповещения населения. При этом своевременное оповещение является важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и производственных аварий. Следует учитывать, что локальные системы оповещения предназначены для оперативного оповещения об авариях на химически опасных предприятиях, с их помощью можно своевременно оповещать рабочих и служащих указанных объектов, а также население, попадающее в зоны возможного химического заражения. На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор выступает в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов жителей Чернушинского района Пермского края, поскольку отсутствие локальной системы оповещения ставит под угрозу жизнь и здоровье населения Чернушинского района. Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным, в связи с чем, конкретные лица не могут быть индивидуализированы и привлечены к участию в рассмотрении дела. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1, ст. 45 ГПК РФ, прокурор Чернушинского района просит обязать унитарное муниципальное предприятие «Водопроводно-канализационное хозяйство» установить на потенциально опасном объекте «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка» локальную систему оповещения населения; установить срок исполнения указанной обязанности – 1 год со дня вступления решения в законную силу.

Помощник прокурора Чернушинского района Суетин И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит обязать УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство» установить локальную систему оповещения, срок исполнения обязанности определить 1 год 6 месяцев, пояснил, что при проверке установлено, что ответчиком УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство» используется опасное вещество – хлор, при этом на предприятии не установлена локальная система оповещения, обязанность по установке локальной системы оповещения определена законом и постановлением правительства, срок исполнения определен к 2010 году, предприятие привлечено к административной ответственности за указанное нарушение. Отсутствие денежных средств не освобождает предприятие от обязанности по исполнению предписания по установлению локальной системы оповещения.

Представитель ответчика Унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» Сторожев В.А. исковые требования прокурора не признал, пояснил, что предприятие является муниципальным, оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, тарифы на услуги устанавливаются и согласовываются в установленном порядке, деятельность по установлению тарифов контролируется государственными органами, расходы по проектированию о созданию локальной системы оповещения включались в тарифы на 2011 год, были по решению комиссии исключены, вероятные затраты на создание локальной системы оповещения составляют 12 000 000 рублей, указанные расходы влекут увеличение тарифов на услуги для населения. В 2013 году предприятием планируется реконструкция хлорного хозяйства и отказ от использования хлора, планируется использовать привозной гипохлорит натрия в жидком виде, необходимости в локальной системе оповещения не будет. Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка» УМП «ВКХ» включено в реестр потенциально опасных объектов Главного управления МЧС по Пермскому краю, водозабор расположен вне жилой зоны, для оповещения на здании фильтрованной станции установлена система звуковой сигнализации с зоной действия звукового сигнала около 1500 метров. На предприятии установлено специальное оборудование, производится постоянный контроль за состоянием воздуха.

Представитель ответчика Унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» Мусихина О.А. пояснила, что предприятие с исковыми требованиями прокурора не согласно, просит оставить без удовлетворения, поддержала доводы представителя Сторожева В.А.

Представитель третьего Администрации Чернушинского городского поселения в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в письменном отзыве по иску представитель администрации указал, что с исковыми требованиями прокурора не согласен.

Начальник 18 отдела надзорной деятельности по Чернушинскому и Бардымскому муниципальным района Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО5 пояснил, что в качестве специалиста предоставил заключение о необходимости создания локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка», находящегося в ведении УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство», объект водозабора входит в перечень потенциально химически опасных объектов Пермского края, так как использует сжиженный хлор, и обязано иметь локальную систему оповещения граждан об опасной аварийной ситуации, связанной с утечкой хлора, для быстрой эвакуации из опасной зоны или применения средств индивидуальной защиты органов дыхания. Локальная система оповещения представляет собой организационно – техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи. Поэтому УМП «ВКХ» в целях исполнения законодательства РФ, предотвращения возможного вреда жизни и здоровью людей при аварийной ситуации, обязано иметь на объекте «Водозабор» локальную систему оповещения.

Свидетель ФИО6 показала, что работает в должности исполняющего обязанности главного экономиста УМП «ВКХ», на предприятии нет финансовой возможности произвести создание локальной системы оповещения, тарифы на услуги определены региональной энергетической комиссией, срок установления тарифов на 2011 год 01 мая 2011 года. Чистая прибыль предприятия за год составляет 1,5 млн. рублей. Основная прибыль предприятия от реализации воды и очистки стоков населению и юридическим лицам, тарифы на данные услуги законодательно регулируемые. Стоимость установки локальной системы оповещения по коммерческому предложению составляет 12 000 000 рублей, что приведет к росту тарифов на услуги на 46 %.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Унитарное муниципальное предприятие «Водопроводно-канализационное хозяйство» является самостоятельным юридическим лицом, основано на праве хозяйственного ведения, собственником имущества предприятия является муниципальное образование «Чернушинское городское поселение», учредителем предприятия выступает администрация Чернушинского городского поселения, предприятие является коммерческой организацией, в соответствии с целью и предметом деятельности предприятие вправе осуществлять виды деятельности: распределение воды среди различных потребителей (населения, промышленных предприятий), удаление и обработка сточных вод, разработка и снос зданий, производство земляных работ, производство общестроительных работ, строительство водных сооружений, производство санитарно-технических работ, производство штукатурных работ, устройство покрытий полов и облицовки стен, производство малярных и стекольных работ, деятельность автомобильного грузового транспорта, прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта, иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ. (л.д. 19-23)

По информации Главного управления МЧС России по Пермскому краю Водозабор УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство» отнесено к химически опасным объектам, на котором отсутствует локальная система оповещения. (л.д. 8-10)

Начальником 18 отдела надзорной деятельности по Чернушинскому и Бардымскому муниципальным района Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО5 при проверке установлено на предприятии УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство» на территории водозабора «Чернушка» расположено хлорное хозяйство, имеется хлорная, где по технологии производится обеззараживание воды с помощью хлора, имеется также склад хлора, где хранится сжиженный хлор в сосудах под давлением, хлор относится к группе быстродействующих отравляющих веществ удушающего действия, при аварийных утечках создает устойчивое газовое облако, которое может распространяться на большие расстояния, в связи с чем предприятие в целях исполнения законодательства РФ, предотвращения возможного вреда жизни и здоровью людей при аварийной ситуации, обязано иметь на объекте «Водозабор» локальную систему оповещения. (л.д. 53-56, 11-16) На момент рассмотрения иска прокурора по заключению контролирующих органов указанная локальная система оповещения на предприятии отсутствует.

Использование жидкого хлора в процессе производственной деятельности предприятием УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство» не отрицается. (л.д. 26-27)

10 января 2010 года ответчиком УМП «ВКХ» заключен договор намерений с ООО «Технопол» на проектирование «Локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка». (л.д. 31-34) Из доводов представителей ответчика следует, что предусмотренная проектно-сметная документация на создание локальной системы оповещения ГО и ЧС объекта «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка» исполнителем не составлена, оплата во исполнение договора ответчиком как заказчиком не производилась.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ (ред. от 19.07.2011 года) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Согласно Приложения к закону, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие установленные характеристики.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.

Согласно Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; …г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года N 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010 года) "О гражданской обороне", 1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» установлено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, министерства, ведомства и организации Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обязаны обеспечивать начиная с 1993 года: включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах; создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон). Установлены зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов. 3. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществляется: а) при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов; б) на действующих потенциально опасных объектах: осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов; находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов; в) при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов.

Согласно ст. 13 Закона Пермского края от 12.03.2007 года N 12-ПК (ред. от 03.03.2010 года) "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с федеральным законодательством к потенциально опасным объектам, находящимся на территории Пермского края, относятся объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, расположенные на территории Пермского края и создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Отнесение потенциально опасных объектов Пермского края, кроме объектов, входящих в список, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, к классам опасности осуществляется комиссией, формируемой Правительством Пермского края.

Согласно ст. 14 Закона Пермского края от 12.03.2007 года N 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Оповещение и информирование населения Пермского края об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на Правительство Пермского края, органы местного самоуправления, организации, использующие систему централизованного оповещения Пермского края, каналы связи Министерства связи Российской Федерации, радиотрансляционную сеть и телевизионное вещание, ведомственные сети связи, локальные системы оповещения потенциально опасных объектов. …При возникновении чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах ответственность за организацию оповещения рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других организаций и населения, органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения территории от чрезвычайных ситуаций, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, возлагается на руководителей, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты. Зоны действия локальных систем оповещения потенциально опасных объектов определяются нормативными актами Российской Федерации.

Приведенными выше положениями Федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что на потенциально опасных объектах необходимо создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

По Распоряжению Правительства РФ от 25.10.2003 года № 1544-р в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, предписано завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров –Правительства РФ от 01.03.1993 года № 178.

В связи с тем, что УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство» осуществляет производственную деятельность на потенциально химически опасном объекте «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка», использует и хранит в значительном количестве опасное химическое вещество - хлор, необходимость наличия на предприятии локальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях предусмотрена приведенными выше положениями федеральных нормативных актов и нормативных актов Пермского края.

На основании ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» исковые требования прокурора о возложении обязанности на УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство» установить на потенциально опасном объекте «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка» локальную систему оповещения населения являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как в случае использования в технологическом процессе опасного вещества – жидкого хлора на предприятии должна быть создана локальная система оповещения.

Представитель ответчика УМП «Водопроводно-канализационное хозяйство» указал, что в 2013 года предприятие намерено перейти на новую технологию и отказаться от использования жидкого хлора.

Так как на момент рассмотрения исковых требований ответчик хранит и использует опасное химическое вещество, то предполагаемое изменение технологии в настоящее время не освобождает ответчика от обязанности, предусмотренной Федеральных законом, по созданию и поддержанию в постоянной готовности локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

При оценке доводов представителя ответчика о значительных расходах на создание указанной системы суд учитывает, что согласно устава, предприятие - ответчик является коммерческой организацией, вправе самостоятельно распоряжаться результатами производственной деятельности, и полученной прибылью.

С учетом доводов сторон в судебном заседании суд определяет срок исполнения обязанности по установке локальной системы оповещения до 01 июля 2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Возложить на Унитарное муниципальное предприятие «Водопроводно-канализационное хозяйство» в срок до 01 июля 2013 года установить на потенциально опасном объекте «Хлорное хозяйство водозабора «Чернушка» локальную систему оповещения населения в случае использования в технологическом процессе опасного вещества – жидкого хлора.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Е.Р. Низаева