дело № 2-1220/2011



Дело № 2-1220/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Чернушка             24 октября 2011 года

        

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Мень О.А.,

с участием прокурора Чернушинского района Пермского края Мусихиной Н.С.,

представителя ответчика, Администрации Чернушинского городского поселения, Агаповой Е.А.,

представителей третьих лиц, ООО «Служба ЖКХ» ФИО11, Южного территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО10, Комитета по охране окружающей среды ФИО9,

при секретаре Кашаповой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского муниципального района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чернушинского городского поселения о возложении обязанности организовать сбор жидких бытовых отходов

у с т а н о в и л:

Прокурор Чернушинского района Пермского края в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию Чернушинского городского поселения о возложении обязанности организовать сбор жидких бытовых отходов для населения, проживающего в жилых домах <адрес>. Иск мотивирован тем, что Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка по материалу проверки Южного территориального отдела Роспотребнадзора по Пермскому краю по жалобе ФИО4, проживающие в доме <адрес>, ФИО5, проживающей в доме <адрес>, по вопросу организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов. По результатам проверки установлено следующее. 02.07 2011 года по жалобам жителей указанных жилых домов заведующим санитарно-эпидемиологическим отделением Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование территории жилого дома, дворовых уборных и дворовых помойниц по адресу: <адрес>. По результатам обследования установление, что жилой дом <адрес> является двухквартирным, жилой дом <адрес> -2-этажный многоквартирный дом. Жилые дома с децентрализованным водоснабжением, не канализованы. На территории земельного участка <адрес> установлена дворовая уборная и для сбора жидких отходов дворовая помойница. Дворовая уборная и дворовая помойница - общие и используются жильцами домов <адрес>. Расстояние от дворовой уборной до жилого дома № 31-5 м. до жилого дома № 33 -8 м, расстояние от общего колодца - 15 м. дворовая убрная выполнена в виде ямы, которая закрыта старыми досками, отсутствует наземная часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с помощником главы Чернушинского городского поселения по ГО и ЧС ФИО6 проведено обследование дворовой уборной и дворовой помойницы, расположенных на территории Чернушинского городского поселения около МКД № 33 <адрес>. Установлено, что во дворе указанного многоквартирного дома оборудована самодельная помойница в виде ямы, закрытой досками, не отвечающая требованиям СанПиН 42-128-4690-88, не имеющая водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Кроме того, дворовая уборная не удалена от жилого здания на расстояние не менее 20 и от колодца на расстояние не менее 50 м. В соответствии с п.п. 2.3.1 - 2.3.5., СанПиН 42-128-4690-88.

Документы о собственности на дворовую уборную и дворовую помойницу отсутствуют. Кем и когда установлены указанные дворовая уборная и дворовая помойница не установлено. В нарушение природоохранного законодательства сбор жидких бытовых отходов от указанных домов не организован, имеется факты захламления частного подворья (<адрес>) бытовыми отходами, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения жидких бытовых отходов.

В соответствии с ч 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

В ходе проверки был установлено, что дворовая уборная и дворовая помойница не соответствуют СанПиН 42-128-4690-88. Иных мест для сбора ЖБО от жителей домов <адрес> на территории указанных домовладений не имеется. Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления - Администрацией Чернушинского городского поселения не организован сбор жидких бытовых отходов на территории поселения, а именно д<адрес>, т.е. не предпринимаются все необходимые меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований на территории указанного муниципального образования.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Чернушинского городского поселения проживающего в домах <адрес> на благоприятную окружающую среду. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать Администрацию Чернушинского городского поселения организовать сбор жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства для населения, проживающего в жилых домах <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Мусихина Н.С. полностью поддержала требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрация Чернушинского городского поселения Агапова Е.А., с требованиями не согласилась, пояснила, что жители домов <адрес> неоднократно обращались в администрацию города. Указала, что квартиры и прилегающие земельные участки, в указанных домах, являются собственностью жильцов, кроме этого в бюджете Чернушинского городского поселения не запланированы денежные средства на подобные мероприятия. Собственники указанных домов обязаны самостоятельно и за свой счет организовать сбор и вывоз ЖБО в соответствии с требованиями

Представитель третьего лица – Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района ФИО9, иск прокурора поддержала, настаивала на его удовлетворении. Пояснила, что нарушена санитарная и эпидемиологическая обстановка в городе. Считает, что Администрация ЧГП обязана организовать сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

Представитель Южного территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО10 в судебном заседании иск прокурора поддержала, считает необходимым для жителей домов по <адрес> установить туалет и выгребную яму для сбора жидких бытовых отходов. На момент проверки документов на дворовую помойницу не имеется. Считает, что дворовая уборная и дворовая помойница должны относится к общему имуществу собственников дома.

Представитель третьего лица ООО «Служба ЖКХ» ФИО11 иск прокурора поддержала. Пояснила, что жилой дом по <адрес> находится в управлении их компании, в техническом паспорте такие постройки, как сараи, дворовая уборная, колодец не значатся. Услугу по вывозу ЖБО их компания не оказывает, только по желанию жильцов, управляющие компании ЖБО не вывозят, поскольку это стоит в два раза дороже. Дворовая помойница находится на земельном участке, не оборудована в соответствии с СанПином. Вывоз ТБО не осуществляется, т.к. жители заключили договор с ООО «Ритуал Сервис».

Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает заявленные требования прокурора Чернушинского района обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Права граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 декабря 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст. 8 ФЗ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

При таких обстоятельствах, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В соответствии с п.п. 2.3.1 - 2.3.5., СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) для сбора жидких отходов в не канализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов. В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе судебного заседания на основании исследованных материалов дела, пояснений сторон судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Чернушинского района совместно с помощником главы Чернугинского городского поселения по ГО и ЧС ФИО6 проведена проверка по материалу проверки Южного территориального отдела Роспотребнадзора по Пермскому краю по жалобе ФИО4, проживающие в доме <адрес>, ФИО5, проживающей в доме <адрес>, по вопросу организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов. При обследовании установлено, что во дворе указанного многоквартирного дома оборудована самодельная помойница в виде ямы, закрытой досками, не отвечающая требованиям САПин 42-128-4690-88, не имеющая водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Кроме того, дворовая уборная удалена от жилых зданий на расстояние 5-8 и от колодца на расстояние не менее 15 м.

ДД.ММ.ГГГГ по жалобам жителей указанных жилых домов заведующим санитарно-эпидемиологическим отделением Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование территории жилого дома, дворовых уборных и дворовых помойниц по адресу: <адрес>.

Управляющая компания ООО «Служба ЖКХ» в 2011 году не производит вывоз твердых и жидких бытовых отходов из дома № 33, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, сальдовыми ведомостями за 2009 год и 2011 год.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 41 Устава Чернушинского городского поселения, утвержденного решением Думы Чернушинского городского поселения №7 от ДД.ММ.ГГГГ, за администрацией поселения закреплены вопросы по организации сбора и вывоза, бытовых отходов и мусора.

Представитель ответчика Администрации ЧГП Агапова Е.А., не оспаривала факт наличия на территории домов <адрес>, дворовой помойницы и дворовой уборной, не соответствующим требованиям СанПиН 42-128-4690-88.

Из пояснений ответчика Администрации ЧГП Агаповой Е.А. следует, что в бюджете города денежные средства на мероприятия по организации сбора ЖБО не запланированы и, соответственно, не могут быть выделены, а свободными финансовыми средствами орган местного самоуправления не располагает.

Суд на основании установленных обстоятельств по делу, с учетом исследованных материалов дела и доказательств считает, что органом местного самоуправления - Администрацией Чернушинского городского поселения не организован сбор жидких бытовых отходов на территории поселения, а именно домов <адрес>, т.е. не предпринимаются все необходимые меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства на территории муниципального образования - Чернушинского городского поселения, данные обстоятельства так же подтверждаются представленной в материалах дела копией технического паспорта домовладения <адрес>, в котором отсутствует информация об имеющихся на прилегающей к дому территории дворовой помойницы и дворовой уборной (л.д. 21-24).

Суд полагает, что денежные средства должны быть заложены в бюджет городского поселения, иных препятствий для исполнения решения суд не усматривает, и о них ответчиком не заявлено.

Срок до ДД.ММ.ГГГГ суд считает реальным для исполнения решения суда.

Прокурор выступает в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов жильцов домов <адрес> <адрес> и других прилегающих домов, так как имеющаяся на прилегающей территории к ломам № 33 и 31 дворовая уборная, для сбора ЖБО, дворовая помойница, для сбора ТБО, согласно протокола (акта) санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям СанПиН 42-128-4690-88. От состояния окружающей среды зависит состояние здоровья не только жителей указанных домов, но и других жителей <адрес>, так как указанные объекты являются источником инфекции и различных заболеваний. Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и, в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Таким образом, обращение прокурора с указанным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц не противоречит ст. 45 ГПК РФ

В соответствии с действующим законодательством и на основании установленных обстоятельств по делу, исследованных материалов дела, пояснений сторон суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворении в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.

Обязать Администрацию Чернушинского городского поселения организовать сбор жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства для населения, проживающего в жилых домах <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд, в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судья                 О.А. Мень