дело № 2-1201/2011



Дело № 2-1201/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Чернушка              10 ноября 2011 года

            

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Мусихиной Н.С.,

представителей ответчика – администрации Чернушинского городского поселения ФИО3, ФИО4,

представителей третьего лица- Комитета по охране окружающей среды Администрации Чернушинского муниципального района ФИО5, ФИО6,

при секретаре Черенковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чернушинского городского поселения о ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском и требует обязать администрацию Чернушинского городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную территории Чернушинского городского поселения вдоль юго-западной стороны леса квартала 98 Чернушинского участкового лесничества, в 50 метрах к северо-западу от городского кладбища в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Требование мотивировано тем, согласно акту проверки Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района от 27.09.2011 года на территории Чернушинского городского поселения вдоль юго-западной стороны леса квартала 98 Чернушинского участкового лесничества, в 50 метрах к северо-западу от городского кладбища находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Статьями 12-13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственно деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами, производства и потребления, а также ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывода бытовых отходов и мусора. Данные полномочия также предусмотрены п. 18 ч. 1 ст. 6 Устава Чернушинского городского поселения, утвержденного решением Думы Чернушинского городского поселения №7 от 18.11.2005 года. В соответствии с требованиями законодательства (ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с требованиями ст. 8,13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органом местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. Несоблюдение вышеназванных нормативно-правовых актов, создает угрозу жизни и здоровья граждан Чернушинского городского поселения, а также угрозу возникновения и распространении я массовых инфекционных заболеваний. Администрацией Чернушинского городского поселения меры к ликвидации несанкционированной свалки, не принимаются. Основанием для обращения прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц послужило нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ. Просит обязать администрацию Чернушинского городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную вдоль юго-западной стороны леса квартала 98 Чернушинского участкового лесничества, в 50 метрах к северо-западу от городского кладбища, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района полностью поддержала требования, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика – Администрация Чернушинского городского поселения ФИО3, ФИО4 с требованиями не согласились, факт расположения несанкционированной свалки в границах городского поселения не оспаривали, пояснили, что согласно кадастровой выписке земельный участок на котором расположена свалка имеет разрешенное использование: фонд перераспределения земель. Это означает, что данный земельный участок относится к категории земель государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления муниципального района. Чернушинское городское поселение не является участником земельных отношений в отношении данного конкретного земельного участка, так как не является собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором или обладателем сервитута. Статьей 13 ЗК РФ обязанность проводить мероприятия по защите и ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Представители третьего лица – комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района ФИО5, ФИО6, требования прокурора поддержали, на удовлетворении иска настаивали.

Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает заявленные требования прокурора Чернушинского района обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Права граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 декабря 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст. 8 ФЗ от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

При таких обстоятельствах, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В нарушение п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», на земельном участке в границах Чернушинского городского поселения расположенном вдоль юго-западной стороны леса квартала 98 Чернушинского участкового лесничества, в 50 метрах к северо-западу от городского кладбища допущено устройство несанкционированной свалки мусора. Указанный земельный участок располагается в непосредственной близости от городского кладбища, в связи с чем, есть все основания полагать, что несанкционированная свалка может представлять угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Однако, несмотря на наличие несанкционированной свалки на территории Чернушинского городского поселения, администрация поселения мер по ее ликвидации до обращения прокурора в суд не предпринимала.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Судом установлено, что 27 сентября 2011 года комитетом по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района проведено обследование мест несанкционированного размещения отходов. При обследовании установлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположенная в границах Чернушинского городского поселения вдоль юго-западной стороны леса квартала 98 Чернушинского участкового лесничества, в 50 метрах к северо-западу от городского кладбища.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 41 Устава Чернушинского городского поселения, утвержденного решением Думы Чернушинского городского поселения №7 от 18.11.2005 года, за администрацией поселения закреплены вопросы по организации сбора и вывоза, бытовых отходов и мусора.

Доводы представителей ответчика, о том, что поскольку Чернушинское городское поселение не является ни собственником, ни землепользователем, ни арендатором земельного участка на котором расположена несанкционированная свалка, то обязанность по ликвидации несанкционированной свалки не может быть возложена на ответчика, не являются основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленных требований.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Следовательно, Администрация Чернушинского городского поселения на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Представители ответчика, не оспаривали факт наличия на территории Чернушинского городского поселения несанкционированной свалки. На момент рассмотрения дела в суде свалка не ликвидирована.

Суд считает возможным увеличить срок для исполнения решения суда до 60 дней, этот срок является разумным для проведения работ по организации ликвидации несанкционированной свалки.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Возложить на администрацию Чернушинского городского поселения обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Чернушинского городского поселения вдоль юго-западной стороны леса квартала 98 Чернушинского участкового лесничества в 50 метрах к северо-западу от городского кладбища в течение шестидесяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья И.Ю. Толпышева