Дело № 2-1414/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
г. Чернушка 19 декабря 2011 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Паршаковой С.Л.,
с участием помощника прокурора Миргуновой О.В.,
истицы Пилюгиной М.Н.,
представителя ответчика администрации Чернушинского муниципального района Поплаухиной Н.Р.,
при секретаре Воробьевой С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Пилюгиной Марии Николаевны к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чернушинского муниципального района обратился в интересах Пилюгиной М.Н. в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Иск мотивировал тем, что Пилюгина М.Н. обратилась в прокуратуру Чернушинского района с заявлением об оказании помощи в получении жилого помещения. На основании ст.1 ФЗ РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Пилюгина М.Н. относится к числу лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Пилюгина М.Н., 18 октября 1990 года рождения, осталась без попечения родителей. Мать, Пилюгина Любовь Михайловна лишена родительских прав 18 октября 2006 года. Отца юридически нет. Пилюгина М.Н. с 16 марта 2000 года состоит на учете в администрации Чернушинского района как нуждающаяся в жилом помещении, очередность на 01 января 2011 года № 7, в списке внеочередников - 4. 24 июня 2011 года Пилюгина М.Н. окончил ГОУ НПО «Профессиональный лицей №75». В настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Пилюгиной М.Н. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся на территории Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Помощник прокурора Чернушинского района Миргунова О.В. в судебном заседании на иске настаивала, полностью подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что площадь жилого помещения должна быть определена на основании Закона Пермского края №255-ПК от 14 июля 2008 года, согласно п.3 ст.9 указанного закона норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет для одиноких граждан 33 квадратных метра.
Истица Пилюгина М.Н. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, своего жилья не имеет, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района Поплаухина Н.Д. в суде с иском согласилась частично, пояснила, что Пилюгина М.Н. осталась без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, жилое помещение должно быть ей предоставлено, но площадью не 33 квадратных метра, как указано прокурором, а площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе 15 квадратных метров.
Ответчик - Правительство Пермского края, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилось, представили заявление, в котором просили дело рассмотреть в их отсутствие, в письменном отзыве иск не признали, указали, что не являются надлежащим ответчиком по делу, не согласны с требованием прокурора о предоставлении жилого помещения площадью не менее 33 квадратных метров.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно п.2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что мать Пилюгиной М.Н. – Пилюгина Л.М. решением Чернушинского районного суда Пермской области от 18 октября 1996 года лишена родительских прав, отца юридически нет. (л.д.15-17). Постановлением главы администрации Чернушинского района от 21 декабря 2005 года над несовершеннолетней Пилюгиной М.Н. установлена опека, опекуном назначен Евдокимов И.А. (л.д. 14). 16 марта 2000 года Пилюгина М.Н. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, очередность на 01 января 2011 года № 7, в списке внеочередников – 4. На момент постановки, на учет, Пилюгина М.Н. находилась в возрасте 9 лет. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит Пилюгину М.Н. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 30 июня 2011 Пилюгина М.Н. окончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 75».
В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения – статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении. Решением комиссии по администрации Чернушинского муниципального района с 16 марта 2000 года за Пилюгиной М.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку за ней признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, она не утратила это право, ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района, и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Пилюгиной М.Н. жилого помещения.
Доводы представителей ответчиков о том, что жилое помещение должно быть предоставлено Пилюгиной М.Н. не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе – 15 квадратных метров, суд находит необоснованными.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Земского собрания Чернушинского района №284 от 28 июня 2005 года норма предоставления установлена в Чернушинском муниципальном районе 15 квадратных метров на одного человека.
Данная норма предоставления не может быть применена при разрешения спора, поскольку в соответствии с п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 квадратных метра – для одиноких граждан.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п.9 ст.1 Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Поскольку ст.8 Федерального закона №159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в большем размере, чем следует из ч.5 ст.57 ЖК РФ, суд исходит из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной Законом Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК.
Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК, предусмотревшим указанный прокурором размер жилой площади, подлежащий предоставлению.
С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанности по предоставлению Пилюгиной М.Н. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района общей площадью не менее 33 квадратных метров за счет бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Пилюгиной Марии Николаевне во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района общей площадью не менее 33 квадратных метров за счет бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Судья С.Л. Паршакова.