Дело № 2-27/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Чернушка 16 января 2012 года Чернушинский районный суд Пермского края в составе судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием: Помощника прокурора Чернушинского района Суетина И.В. Представителя третьего лица КООС Администрации ЧМР Шестакова В.В., Ракиной Е.В. при секретаре Сальниковой Ю.А. Гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края к ООО «Рябковское» о признании не законным бездействия и возложении обязанностей УСТАНОВИЛ: Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском к ООО «Рябковское» о признании не законным бездействия и возложении обязанностей по подготовке иловой карты в <адрес>, иловой карты в <адрес>, трех иловых карт в <адрес> к приемке навозной жижи, оборудованию к ним подъездных путей. Исковые требования прокурора мотивированы следующим. В прокуратуру Чернушинского района Пермского края 08.11.2011 года поступило обращение первого заместителя главы Чернушинского муниципального района по инфраструктуре и управлению ресурсами ФИО3 о принятии мер прокурорского реагирования по факту неисполнения ООО «Рябковское» обязанности по оборудованию иловых карт. В ходе рассмотрения обращения установлено, что Комитетом по ООС Администрации ЧМР 23.08.2011 года проведена проверка готовности ООО «Рябковское» к осенне-зимнему периоду, в частности, проверено состояние пяти иловых карт, находящихся в <адрес>, <адрес>, <адрес>. Установлено, что иловые карты не очищены, подъездные дороги к ним отсутствуют, обваловка подверглась усадке, местами разрушилась. По результатам проверки Комитетом по ООС выдано предписание от 23.08.2011 года № 07, в соответствии с которым ООО «Рябковское» обязано подготовить иловые карты к приемке навозной жижи, оборудовать к ним подъездные пути до 15.10.2011 года. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с положениями ст.3 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно ч.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст.11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В силу п.п. 2.9, 5.3, 5.5 «Санитарных правил для животноводческих предприятий», утвержденных заместителем главного государственного врача СССР 31.12.1987 площадки у животноводческих зданий, у навозохранилищ, предусмотренные для транспорта, находящегося под погрузкой и выгрузкой навоза, должны иметь твердое покрытие, быть оборудованы жижесборниками и подвергаться регулярной санитарной обработке. Канализование животноводческих предприятий следует проектировать по раздельной системе: производственно-бытовой, навозной и дождевой (ливневой). Жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Согласно п.п.5.6, 5.9, 5.10, 5.12 «Санитарных правил для животноводческих предприятий», твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка. Обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания – в течение 12 месяцев. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов КРС – 6 мес., свиноводческих предприятий – 12 мес., а полужидкого навоза КРС в подпольных навозохранилищах – 5 мес. Твердую фракцию навоза свиноводческих хозяйств и комплексов КРС, подстилочный навоз, а также компост следует обеззараживать биотермическим способом на водонепроницаемых площадках с твердым покрытием в специально устроенных буртах (высота их – до 2 м, ширина – до 2,5, длина – произвольная, укрытие сверху по периметру слоем земли толщиной 15-10 см). Время выдерживания отходов в буртах при достижении температуры 60 градусов во всех частях компоста должно быть не менее 1 мес. В теплый период года и не менее 2 мес. – в холодный период года. Ливневые и талые воды с выгульных площадок и территорий комплекса подлежат сбору, карантированию, очистке и утилизации. Участки, предназначенные для внесения отходов, должны быть обвалованы вдоль открытых водостоков. Согласно п.5.11 «Санитарных правил для животноводческих предприятий» ввод в эксплуатацию производственных помещений животноводческих предприятий должен осуществляться одновременно с системой обработки и использования навоза и навозных стоков. В соответствии с п.5.7.26 Постановления Минтруда РФ от 16.08.2002 № 61 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства» сооружения иловых площадок должны иметь удобные подходы и ограждения, обеспечивающие безопасную работу обслуживающих работников. Согласно п.3 Постановления главы Чернушинского муниципального района от 27.07.2010 № 765 «Об утверждении целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Чернушинского муниципального района на 2010-2015 годы» к основным мероприятиям, обеспечивающим совершенствование системы управления охраной окружающей среды и медико-экологическую реабилитацию населения относится строительство иловых карт. Строительство иловых карт в ООО «Рябковское» запланировано на период 2010-2011 годы. Вместе с тем, в нарушение вышеперечисленных нормативных требований иловая карта в д.Караморка, иловая карта в д.Зверево, три иловые карты в <адрес> не очищены, подъездные дороги к ним отсутствуют, обваловка указанных иловых карт подверглась усадке, местами разрушилась. Состояние указанных иловых карт представляют особую угрозу для окружающей среды: ввиду из заполнения во время паводка произойдут перелив навоза через обваловку и сбросы в реку Быстрый Танып выше водозабора, что приведет к существенному ухудшению качества питьевой воды, создаст угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – жителей Чернушинского района Пермского края, нарушит конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41, 42 Конституции РФ. Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь частью 1 ст.45 ГПК РФ, просит 1.) Признать не законным бездействие ООО «Рябковское» по подготовке иловой карты в д.Караморка, иловой карты в д.Зверево, трех иловых карт в с.Рябки Чернушинского района Пермского края к приемке навозной жижи, оборудованию к ним подъездных путей. 2.) Возложить на ООО «Рябковское» обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу подготовить иловую карту в <адрес>, иловую карту в <адрес>, три иловые карты в <адрес> к приемке навозной жижи, оборудовать подъездные пути к указанным иловым картам. В судебном заседании помощник прокурора Суетин И.В. заявление поддержал, просил его удовлетворить. Поскольку, в нарушение вышеперечисленных нормативных требований, иловая карта в д.Караморка, иловая карта в д.Зверево, три иловые карты в <адрес> не очищены, подъездные дороги к ним отсутствуют, обваловка указанных иловых карт подверглась усадке, местами разрушилась. Состояние указанных иловых карт представляют особую угрозу для окружающей среды: ввиду их заполнения во время паводка может произойти перелив навозной жижи через обваловку и ее сброс в реку Быстрый Танып выше водозабора, что приведет к существенному ухудшению качества питьевой воды, создаст угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – жителей Чернушинского района Пермского края, нарушит конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41, 42 Конституции РФ. Представитель ответчика ООО «Рябковское», извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом по месту регистрации юридического лица, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. Возражений и ходатайств относительно заявления суду также не представил. (л.д.25, 39). Представители третьего лица КООС Администрации ЧМР Шестаков В.В., Ракина Е.В. доводы, изложенные в заявлении прокурора поддержали, на его удовлетворении настаивали. Предоставили суду письменный отзыв следующего содержания. 23.08.2011 года Комитетом по ООС была проведена проверка готовности ООО «Рябковское» к осенне-зимнему сезону. Было проверено состояние пяти иловых карт, находящихся в <адрес>, у <адрес>, <адрес>. Обнаружено, что навозохранилища не очищены, подъездные дороги к ним отсутствуют, обваловка подверглась усадке, местами разрушилась, состояние иловых карт признано неудовлетворительным, что является нарушением п.п. 2.9, 5.3, 5.5 «Санитарных правил для животноводческих предприятий», утвержденных заместителем главного государственного врача СССР 31.12.1987 года. По результатам проверки ООО «Рябковское» выдано предписание от 23.08.2011№ 07 – подготовить иловые карты к приемке навозной жижи, оборудовать к ним подъездные пути до 15.10.2011 года. 25.10.2011 года в адрес Администрации Чернушинского района поступило гарантийное письмо от и.о. директора ООО «Рябковское» ФИО7, из которого следовало, что работы по устройству иловых карт будут проведены в срок до 07.11.2011 года. Проверки выполнения обязательств по подготовке иловых карт состоялись в ноябре-декабре 2011 года. В ходе проверок, выяснилось, что исполнение сроков, указанных в гарантийном письме, не выдерживается. На данный момент очищена лишь одна из пяти иловых карт, о чем свидетельствуют имеющиеся акты проверок. Считают, что не выполняя обязательства по подготовке иловых карт, ООО «Рябковское» создает угрозу для окружающей среды и здоровья населения г.Чернушка, так как уже были случаи загрязнения воды в р.Б.Танып выше водозабора навозной жижей из иловых карт, находящихся в неудовлетворительном состоянии. (л.д.26-27). Заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему выводу : В прокуратуру Чернушинского района Пермского края 08.11.2011 года поступило обращение первого заместителя главы Чернушинского муниципального района по инфраструктуре и управлению ресурсами ФИО3 о принятии мер прокурорского реагирования по факту неисполнения ООО «Рябковское» обязанности по оборудованию иловых карт (л.д.15-23). Согласно акту плановой проверки Комитета по ООС Администрации ЧМР от 23.08.2011 года о проведении проверки готовности ООО «Рябковское» к осенне-зимнему периоду, проверено состояние пяти иловых карт, находящихся в <адрес>, <адрес>, <адрес>, которым установлено, что иловые карты не очищены, подъездные дороги к ним отсутствуют, обваловка подверглась усадке, местами разрушилась. По результатам проверки Комитетом по ООС выдано предписание от 23.08.2011 года № 07, в соответствии с которым ООО «Рябковское» обязано подготовить иловые карты к приемке навозной жижи, оборудовать к ним подъездные пути до 15.10.2011 года. (л.д.10). 12.09.2011 года Комитету по ООС сопроводительным письмом сообщено, что ООО «Рябковское» разработан план мероприятий по приготовлению 7 иловых карт (3 иловых карты в <адрес>, 2 иловых карты в <адрес>, 2 иловых карты в <адрес>). (л.д.13). 21.10.2011 года председателем Комитета по ООС в отношении ООО «Рябковское» составлен протокол об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.2.16 Закона Пермского края от 01.11.2007 года № 139-ПК «Об административных правонарушениях» (л.д.12). 25.10.2011 года в адрес первого заместителя главы администрации Чернушинского МР ФИО3 ООО «Рябковское» направлено гарантийное письмо в котором указано, что в связи с трудным финансовым положением предприятия обустройство иловых ям отсрочено до 07.11.2011 года. (л.д.11). Постановлением по делу об административном правонарушении от 25.11.2011 года ООО «Рябковское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.2.16 Закона Пермского края от 01.11.2007 года № 139-ПК «Об административных правонарушениях» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 7000 рублей (л.д.14). Согласно актам проверок Комитета по ООС администрации ЧМР от 01,02,08 декабря 2011 года по исполнению обязательств, заявленных в гарантийном письме ООО «Рябковское» по обустройству иловых карт, установлено, что исполнение сроков, указанных в гарантийном письме не выдерживается, на момент проверки работы не производились, наполовину очищена одна иловая карта в <адрес>. Работы по очистке иловых карт в <адрес> и д<адрес> не начаты (л.д.7-9). Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.3 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно ч.1 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно ст.11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно п.п. 2.9, 5.3, 5.5 «Санитарных правил для животноводческих предприятий», утвержденных заместителем главного государственного врача СССР 31.12.1987 площадки у животноводческих зданий, у навозохранилищ, предусмотренные для транспорта, находящегося под погрузкой и выгрузкой навоза, должны иметь твердое покрытие, быть оборудованы жижесборниками и подвергаться регулярной санитарной обработке. Канализование животноводческих предприятий следует проектировать по раздельной системе: производственно-бытовой, навозной и дождевой (ливневой). Жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Согласно п.п.5.6, 5.9, 5.10, 5.12 «Санитарных правил для животноводческих предприятий», твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка. Обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания – в течение 12 месяцев. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов КРС – 6 мес., свиноводческих предприятий – 12 мес., а полужидкого навоза КРС в подпольных навозохранилищах – 5 мес. Твердую фракцию навоза свиноводческих хозяйств и комплексов КРС, подстилочный навоз, а также компост следует обеззараживать биотермическим способом на водонепроницаемых площадках с твердым покрытием в специально устроенных буртах (высота их – до 2 м, ширина – до 2,5, длина – произвольная, укрытие сверху по периметру слоем земли толщиной 15-10 см). Время выдерживания отходов в буртах при достижении температуры 60 градусов во всех частях компоста должно быть не менее 1 мес. В теплый период года и не менее 2 мес. – в холодный период года. Ливневые и талые воды с выгульных площадок и территорий комплекса подлежат сбору, карантированию, очистке и утилизации. Участки, предназначенные для внесения отходов, должны быть обвалованы вдоль открытых водостоков. Согласно п.5.11 «Санитарных правил для животноводческих предприятий» ввод в эксплуатацию производственных помещений животноводческих предприятий должен осуществляться одновременно с системой обработки и использования навоза и навозных стоков. Согласно с п.5.7.26 Постановления Минтруда РФ от 16.08.2002 № 61 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства» сооружения иловых площадок должны иметь удобные подходы и ограждения, обеспечивающие безопасную работу обслуживающих работников. Согласно п.3 Постановления главы Чернушинского муниципального района от 27.07.2010 № 765 «Об утверждении целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Чернушинского муниципального района на 2010-2015 годы» к основным мероприятиям, обеспечивающим совершенствование системы управления охраной окружающей среды и медико-экологическую реабилитацию населения относится строительство иловых карт. Строительство иловых карт в ООО «Рябковское» запланировано на период 2010-2011 годы. Таким образом, требования прокурора Чернушинского района к ООО «Рябковское» о возложении обязанностей подготовить иловую карту в д.Караморка, иловую карту в д.Зверево, три иловые карты в с.Рябки Чернушинского района Пермского края к приемке навозной жижи, оборудовать подъездные пути к указанным иловым картам в соответствии с требованиями п.п. 2.9, 5.3, 5.5, 5.6, 5.9, 5.10, 5.11, 5.12 «Санитарных правил для животноводческих предприятий», утвержденных заместителем главного государственного врача СССР 31.12.1987 года, п.5.7.26 Постановления Минтруда РФ от 16.08.2002 № 61 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства», п.3 Постановления главы Чернушинского муниципального района от 27.07.2010 № 765 «Об утверждении целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Чернушинского муниципального района на 2010-2015 годы» основаны на положениях приведенных выше ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.3, ч.1 ст.11 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и отнесено к полномочиям и обязанностям органов местного самоуправления. С учетом изложенного, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ РЕШИЛ: Признать не законным бездействие ООО «Рябковское» по подготовке иловой карты в д.Караморка, иловой карты в д.Зверево, трех иловых карт в с.Рябки Чернушинского района Пермского края к приемке навозной жижи, оборудованию к ним подъездных путей. Возложить на ООО «Рябковское» обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу подготовить иловую карту в <адрес>, иловую карту в <адрес>, три иловые карты в <адрес> к приемке навозной жижи, оборудовать подъездные пути к указанным иловым картам. Решение в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд. Судья О.С. Лупенских