Дело № 2-188/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 февраля 2012 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Миргуновой О.В.,
истца ФИО1,
при секретаре Наумове С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района в интересах ФИО1 к Администрации Чернушинского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма;
у с т а н о в и л :
Прокурор Чернушинского района в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с иском к администрации Чернушинского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении на администрацию Чернушинского муниципального района обязанности предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Исковые требования прокурор Чернушинского района обосновал следующим: Прокуратурой Чернушинского района на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства, регламентирующего защиту имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В прокуратуру Чернушинского района поступило обращение от ФИО1 об оказании помощи в получении жилого помещения, т.к. она не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить его интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 225-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 33 кв.м.- для одиноких граждан. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Мать, ФИО3 лишена родительских прав в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Отец, ФИО4 лишен родительских прав в отношении ФИО1 27 апреля 2001 года. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 15 ноября 2006 года ФИО1 поставлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, о чем имеется информация (очередность на 01.01.2012 года – 1). В 2009 году ФИО1 окончила МОУ «Етышинская СОШ». В настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 5, 8 ч. 1 абз. 2 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Законом Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 01.11.2008 г. № 334-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (статья 6). Порядок обеспечения жилой площадью указанной категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», установившим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения; обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ним жилого помещения; жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончания службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением приобретение жилых помещений и их последующее предоставление указанной категории граждан на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городском округам Пермского края. Согласно части 2 Положения перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 (часть 3 Положения). Законом Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермской области наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Закона, органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством, своевременно и в полном объеме передавать бюджетные средства муниципальным учреждениям и иным организациям на возмещения расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержке отдельным категориям населения области в пределах предоставленных субвенций. На основании части 2 статьи 4 Закона Пермской области № 2621-580 органы местного самоуправления имеют право на своевременное и полное получение финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете для осуществления переданных им государственных полномочий.
В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Миргунова О.В. заявила об отказе от исковых требований в интересах ФИО1, так как на данный период истец ФИО1 обучается в Техникуме, и у неё в настоящее время не возникло право на внеочередное получение жилого помещения. Просит производство по делу прекратить в связи с отказом от иска.
Истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказ прокурора от иска поддержала, пояснила, что с 2009 года она обучается в государственном образовательном учреждении Сарапульском техникуме по очной форме обучения, бесплатно, проживает в общежитии, срок обучения по июнь 2011 года.
Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик надлежащим образом уведомлен.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен.
Представитель третьего лица администрации Етышинского сельского поселения Чернушинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: …2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", …Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, …. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из доводов истца следует, что истец ФИО1 на момент подачи искового заявления и в настоящее время обучается в государственном образовательном учреждении профессионального образования, обучение не завершено.
При таких обстоятельствах на период 17 февраля 2012 года истец ФИО1 является лицом, пребывающим в государственном образовательном учреждении по очной форме обучения, с учетом положения ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилого помещения по договору социального найма возможно после окончания пребывания в образовательном учреждении после 25 июня 2012 года.
Сторонам разъяснены последствия принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.
Принятие отказа от иска не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ,
о п р е д е л и л :
Принять отказ помощника прокурора Чернушинского района Миргуновой О.В. и истца ФИО1 от исковых требований.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Чернушинского района в интересах ФИО1 к Администрации Чернушинского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма, прекратить в связи с отказом истца и прокурора от исковых требований.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении 15 дней со дня вынесения через Чернушинский районный суд.
Судья Е.Р. Низаева