Дело № 2-56/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 16 января 2012 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,
с участием помощника прокурора Лыбиной О.В.,
истицы Деминой Т.Л.,
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Деминой Татьяны Леонидовны к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чернушинского муниципального района обратился в интересах Деминой Т.Л. в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Иск мотивировал тем, что Демина Т.Л. обратилась в прокуратуру Чернушинского района с заявлением об оказании помощи в получении жилого помещения. На основании ст.1 ФЗ РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Демина Т.Л. относится к числу лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Демина Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Мать, ФИО2 лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Отца юридически нет. Демина Т.Л. в 2001 году постановлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, очередность на 01 января 2011 года № 5, в списке внеочередников - 4. В 2005 году Демина Т.Л. окончила ГОУ СПО «Чернушинский государственный политехнический колледж». В настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. ДеминаТ.Л. является матерью несовершеннолетних ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих совместно с ней. Несовершенные ФИО6 и ФИО7, так же не имеют жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, либо находящегося в собственности. В соответствии с пунктом 3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 225-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Деминой Т.Л. на состав семьи из 3 человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся на территории Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 квадратных метров, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в судебном заседании на иске настаивала, полностью подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истица Демина Т.Л. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, своего жилья не имеет, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района ФИО11 в суд не явилась, просила рассмотреть дела без её участия, представила письменные возражения на иск, согласно которым, администрация района не согласна с требованиями прокурора в части размера предоставляемого жилого помещения (не менее 54 кв.м.), считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Деминой Т.Л. размером не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе, на состав семьи из 3 человек, то есть не менее 45 кв.м.
Ответчик - Правительство Пермского края, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направил, возражений на иск не представил.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;…
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч.6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно п.2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что мать Деминой (до регистрации брака Козыревой) Т.Л. – ФИО2, решением Чернушинского районного суда Пермской области от 09 апреля 2001 года лишена родительских прав, отец ФИО5, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19, ). Постановлением главы администрации Чернушинского района Пермской области от 28 сентября 2001 года № 1112 над несовершеннолетней Деминой Т.Л. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО12 (л.д. ). 01 октября 2001года Демина Т.Л. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, очередность на 01 января 2011 года № 5, в списке внеочередников – 3. На момент постановки, на учет, Демина Т.Л. находилась в возрасте 15 лет. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит Демину Т.Л. к лицам, оставшимся без попечения родителей. 30 июня 2005 года Демина Т.Л. окончила обучение в ГОУ СПО «Чернушинский государственный политехнический колледж».
В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие Деминой Т.Л. право на внеочередное предоставление жилого помещения – статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении. Решением комиссии по администрации Чернушинского муниципального района с 01 октября 2001 года за Деминой Т.Л. признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку за ней признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, она не утратила это право, ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района, и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Деминой Т.Л. жилого помещения.
Из материалов дела, следует, что истец Демина Т.Л. имеет малолетних детей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10, 11). Согласно сведениям ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах несовершеннолетних ФИО6., ФИО7. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества, отсутствует (л.д. ).
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Таким образом, в силу положений действующего жилищного законодательства, дочь и сын Деминой Т.Л. относятся к членам ее семьи, как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья, в силу пункта 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Демина Т.Л. подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам с учетом членов семьи.
На основании ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", требования прокурора и истца о предоставлении жилого помещения с учетом членов семьи подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о необоснованном возложении на администрацию Чернушинского муниципального района обязанности предоставить Деминой Т.Л. жилое помещение по договору социального найма с учетом членов её семьи ФИО6., ФИО7. площадью 54 кв.метра являются несостоятельными.
Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».
Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.
Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:
33 кв. м - для одиноких граждан;
42 кв. м - на семью из двух человек;
18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
Решением Земского собрания Чернушинского района №284 от 28 июня 2005 года норма предоставления установлена в Чернушинском муниципальном районе 15 квадратных метров на одного человека.
Суд считает, что применению к рассматриваемым отношениям подлежит Закон Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п.9 ст.1 Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Поскольку ст.8 Федерального закона №159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в большем размере, чем следует из ч.5 ст.57 ЖК РФ, суд исходит из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной Законом Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК.
Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом Пермского края от 14 июля 2008 года №255-ПК, предусмотревшим указанный прокурором размер жилой площади, подлежащий предоставлению.
С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанности по предоставлению Деминой Т.Л. на состав семьи из трех человек во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, находящегося в черте Чернушинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 квадратных метров за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Деминой Татьяне Леонидовне на состав семьи из трех человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещения на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным техническим требованиям, общей площадью не менее 54 квадратных метров за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Ю. Толпышева