дело № 2-210/2012



Дело № 2–210/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 марта 2012 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Суетина И.В.,

представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ракинский детский сад» ФИО2,

представителя ответчика Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района ФИО5,

при секретаре Кашаповой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Чернушинского района Пермского края к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ракинский детский сад», Управлению образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по получению лицензии на право осуществления образовательной деятельности;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ракинский детский сад», Управлению образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по получению лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Исковые требования прокурора Чернушинского района мотивированы следующим: прокуратурой Чернушинского района на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних. Проведена проверка в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении (МБДОУ) «Ракинский детский сад». В ходе проверки установлено, что в данном учреждении не соблюдаются требования закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 277 от 31.03.2009 года. Осуществление образовательной деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан. Одной из таких гарантий является лицензия на осуществление образовательной деятельности. Необходимость получения лицензии при осуществлении образовательной деятельности предусмотрена ст. 33.1 закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», п.1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011 года, п. 18 Типового положения «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением правительства РФ № 666 от 12.09.2008 года. Обязанность по получению лицензии возложена на образовательное учреждение. Согласно требованиям указанных норм закона, только с момента выдачи лицензии у дошкольного образовательного учреждения возникает право на ведение образовательной деятельности. В нарушение данных требований муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ракинский детский сад» осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия имеющейся лицензии серии А № 193183 истек 27 декабря 2011 года. При таких обстоятельствах права граждан в области образования, гарантированные ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 51 закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», нарушены. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района, к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». В соответствии с п. 1.1, п. 1.5 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 года № 538, Управление является отраслевым органом администрации Чернушинского муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области образования, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления образования. Управление образовательными учреждения администрации Чернушинского муниципального района является учредителем МБДОУ «Ракинский детский сад». В соответствии с п. 1.6 Устава МБДОУ «Ракинский детский сад», п. 1.8, п. 3.5.3, п. 3.13 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 года № 538, Управление образовательными учреждениями района, являясь учредителем, организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для предоставления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности. В связи с этим обязанность по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности следует возложить не только на детский сад, но и на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района. Обращение прокурора основано на положениях ст. 45 ГПК РФ, согласно которых прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Обращение прокурора направлено на защиту неопределенного круга лиц, так как в настоящее время невозможно определить состав потенциальных истцов. В данном случае речь идет о нарушении прав детей, посещающих детский сад, детей, которые поступят в учреждение в будущем до устранения нарушений, а также иных граждан, посещающих дошкольное учреждение. В данном случае затрагиваются интересы Российской Федерации, поскольку согласно п. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, при таких обстоятельствах единообразие применения федеральных законов не обеспечивается. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Чернушинского района просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ракинский детский сад» в срок до 01 июня 2012 года получить лицензию на право осуществления детским садом образовательной деятельности; обязать Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности МБДОУ «Ракинский детский сад».

В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Суетин И.В. исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, просил обязать образовательное учреждение «Ракинский детский сад» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в срок до 01 сентября 2012 года, обязать Управление образовательными учреждениями обеспечить получение лицензии. Пояснил, что у образовательного учреждения «Ракинский детский сад» закончился срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности 27 декабря 2011 года, образовательное учреждение, Управление образовательными учреждениями меры к получению лицензии не принимают, в связи с этим прокурор обратился в суд с исковым заявлением об устранении нарушения закона и прав обучающихся в учреждении. Исковые требования просит удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ракинский детский сад» ФИО2 в судебном заседании пояснила, что учреждение согласно с требованиями прокурора, срок лицензии на образовательную деятельность МБДОУ «Ракинский детский сад» закончился 27 декабря 2011 года. Для получения новой лицензии необходимо выполнить ремонтные работы согласно предписаний контролирующих органов. По выданному предписанию должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 31.08.2008 года были выявлены нарушения, на устранение которых требуется выделение дополнительных денежных средств. В течении 2010 – 2011 года проведены некоторые ремонтные работы. По пункту 1 – заменены два окна на пищеблоке, пункт 2 – выполнен капитальный ремонт системы электроосвещения во всех помещениях ДОУ. Выполнение пунктов 3, 4, 6, 7 данного предписания, дополнительные мероприятия, согласно новым СанПин, включены в ремонтные работы на 2012 год. По выданному предписанию должностного лица, уполномоченного осуществлять надзор по выполнению требований пожарной безопасности № 119/1/1 от 14 сентября 2010 года, выполнены в 2010 – 2011 году 5 пунктов из 6. По пункту 1. 5 – произведена замена двери в спальном помещении, по пункту 2.3.4 – установлены сертификационные противопожарные двери; произведена оценка пожарного риска в ноябре 2010 года. Выполнение пункта 6 включено в ремонтные работы на 2012 год. Составлена локальная смета на проведение капитального ремонта помещений детского сада на сумму 484 488 рублей. Согласно предоставленному документу от учредителя «Реестр образовательных учреждений и мероприятий по региональному проекту «Новая школа» на ноябрь 2011 года» выделено из местного бюджета 121 122,0 рубля, остаток суммы в размере 363 366 рублей из краевого бюджета поступит по мере расходования средств местного бюджета. Ремонтные работы планируются в марте 2012 года. Пакет документов, необходимых для получения лицензии, собран, нет заключений от контролирующих органов Государственного противопожарного надзора и Роспотребнадзора. При соблюдении сроков проведения капитального ремонта учреждение намеревается получить положительные заключения со стороны органов Государственного противопожарного надзора и Роспотребнадзора. В дальнейшем документы будут в лицензирующий орган для получения лицензии на образовательную деятельность. Необходимость получения лицензии ответчик не отрицает, фактически образовательную деятельность учреждение ведет постоянно. В здании требуется проведение капитального ремонта. Денежные средства выделены для проведения ремонта в марте 2012 года. Здание детского сада находится в муниципальной собственности, учреждение владеет зданием по договору оперативного управления имуществом. Предписание Государственного противопожарного надзора выдано в 2009 года, предписание Роспотребнадзора выдано в 2008 году. Учреждение является бюджетным, финансирование производится из бюджета муниципального района, других источников финансирования не имеет. Просит установить срок для получения лицензии до 1 октября 2012 года.

Представитель ответчика Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района ФИО5 в судебном заседании пояснила, что 24 февраля 2012 года Земское Собрание утвердило выделение средств бюджета на капитальный ремонт в Ракинском детском саду, Управление капитального строительства администрации готовит документы для аукциона на выполнение работ по ремонту, срок аукциона 7 дней, затем в течении 10 дней заключается договор на выполнение работ. В настоящее время аукцион не объявлен. В апреле 2012 года Управление обратится в Земское Собрание для корректировки расходов бюджета и выделении средств для устройства и оборудования медицинского кабинета в детском саду. Просит учесть, что срок рассмотрения заявления на получение лицензии Гособрнадзором составляет 45 дней. Срок для получения лицензии просит определить до 1 октября 2012 года.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Устава, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ракинский детский сад» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем выступает Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, основными видами деятельности Учреждения являются: образовательная – реализация дошкольных образовательных программ; воспитательная; дополнительное образование детей. Уставом предусмотрено наличие у Учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности. (л.д. 21-28, 6, 7)

Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Ракинский детский сад» 26 декабря 2006 года Министерством образования Пермского края выдана Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, лицензия действительна до 27 декабря 2011 года. (л.д. 5)

Представитель ответчика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ракинский детский сад» указала в судебном заседании, что на момент обращения прокурора с исковым заявлением в суд и на момент рассмотрения дела учреждение непрерывно осуществляет образовательную деятельность, не имея лицензии.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ, 1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011 года, с изм. от 21.11.2011 года) "О лицензировании отдельных видов деятельности", 1. В соответствии с Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: …40) образовательная деятельность.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 (ред. от 03.12.2011 года) "Об образовании", 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);.. 3. К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования;…6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы.

Согласно ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 (ред. от 03.12.2011 года) "Об образовании", 1. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 2. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. 3. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. 4. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" утверждено Положение, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. …3. Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (федеральный лицензирующий орган) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (лицензирующие органы), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных статьей 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Положением….5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования. …8. Для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются следующие документы: а) копии учредительных документов; б) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам; г) копия документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей); д) подписанная руководителем соискателя лицензии или лицензиата справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам; е) копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале); ж) копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки); з) опись представленных документов. 26. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (временной лицензии) или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие со следующими органами исполнительной власти: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям; б) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности.

Указом Губернатора Пермского края от 04.07.2011 года N 52 (ред. от 29.10.2011 года) "Об утверждении Административного регламента Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций" утвержден Административный регламент Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций на территории Пермского края, который определяет сроки и последовательность действий Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края (Гособрнадзор) по предоставлению государственной услуги, порядок и формы контроля предоставления государственной услуги, порядок и формы обжалования решений и действий (бездействия) Гособрнадзора, а также должностных лиц, государственных служащих, участвующих в предоставлении государственной услуги. В качестве заявителей могут выступать образовательные учреждения, научные организации, иные организации, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, намеревающиеся вести образовательную деятельность и имеющие место нахождения в Пермском крае, и их филиалы, в том числе расположенные на территории иных субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации. Государственная услуга по лицензированию образовательных учреждений и образовательных организаций (государственная услуга) предоставляется Гособрнадзором. При предоставлении государственной услуги Гособрнадзор взаимодействует с: территориальными отделами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям; отделами надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности. Согласно п. 2.3 Административного регламента, Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" утверждено Типовое положение, которое регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности). Согласно п. 18 Типового положения, право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" лицензированию на право осуществления образовательной деятельности подлежат: образовательные учреждения (организации). Следовательно, если дошкольное учреждение является образовательным и является юридическим лицом, то осуществляемая им образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Соответствующей лицензии у Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ракинский детский сад» в настоящее время не имеется, что является нарушением положений ст. 49 Гражданского кодекса РФ и ст. 33.1 Закона «Об образовании».

Условиями для получения лицензии являются, согласно Положения о лицензировании и Административного регламента Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, получение Заключения территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям, и Заключения отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности.

Из доводов представителя ответчика МБДОУ «Ракинский детский сад» следует, что на данный период учреждением не исполнены в полном объеме ранее выданные Предписание должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю и Предписание государственного инспектора по пожарному надзору.

Ответчиком не выполнено Предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 31 января 2008 года, в части: п. 3 провести частичный ремонт пола в буфетной, в пищеблоке, п. 4 провести частичный ремонт кровли, п. 6 обеспечить внутреннюю отдел стен, пола, туалетной в соответствии с требованиями, п. 7 обеспечить внутреннюю отделку пола, потолка в прачечной, стен в методкабинете в соответствии с требованиями (л.д. 8, 15, 56-57), в учреждении не обеспечено наличие медицинского кабинета, изолятора. (л.д. 58-59)

Исполнение предписания возможно при проведении капитального ремонта с объемом работ: замена водопроводных труб в помещении здания, замена труб отопления, замена канализационных труб, ремонт крыши здания, ремонт полов в помещении, замена оконных блоков, ремонт входных дверей, ремонт крылец и навесов, укладка плитки в пищеблоке и прачечной, установка моечных ванн в пищеблоке и буфетной, установка вентиляции в пищеблоке и прачечной, замена линолеума, оборудование пешеходных дорожек твердым покрытием. (л.д. 62)

Ответчиком не выполнено Предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 14 сентября 2010 года, в части п.6 – отсутствует сертификат пожарной безопасности на линолеум, расположенный на путях эвакуации. (л.д. 83-84, 81)

02 ноября 2011 года составлена локальная смета на капитальный ремонт МДОУ «Ракинский детский сад», общая стоимость работ 484,488 тыс. рублей, в перечне работ предусмотрены работы по замене полов, ремонт стен, потолков, ремонтные по работы по водопроводным и канализационным сетям. (л.д. 10-13)

02 ноября 2011 года Начальник Управления образовательными учреждениями направил ходатайство Главе Чернушинского муниципального района, начальнику Управления финансов о выделении денежных средств в целях реализации проекта «Новая школа», устранения предписаний надзорных органов и подготовки образовательных учреждений к лицензированию, в том числе для образовательного учреждения МДОУ «Ракинский детский сад» в сумме 484 488 рублей для ремонта полов на путях эвакуации, ремонта перегородок, ремонта канализации, водопровода.

Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района № 549 от 24.02.2012 года утверждено направление расходования средств фонда софинансирования, в том числе по проекту «Новая школа», в числе образовательных учреждений предусмотрено МДОУ «Ракинский детский сад».

Отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ для муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регламентируются Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает единый порядок размещения заказов.

Проведение капитального ремонта в целях исполнения предписаний государственных надзорных органов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Ракинский детский сад» должно производиться в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 года.

С учетом изложенного, доводы представителя ответчика МБДОУ «Ракинский детский сад» о необходимости дополнительного времени для производства капитального ремонта с целью получения Заключения территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю и отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю о соответствии здания и помещений детского сада установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности являются обоснованными.

На основании ст. 33.1 закона «Об образовании», исковые требования прокурора Чернушинского района к МБДОУ «Ракинский детский сад» о возложении обязанности получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности подлежат удовлетворению. Срок исполнения обязанности определяется судом с учетом доводов сторон до 01 сентября 2012 года.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011 года, с изм. от 07.12.2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1. К вопросам местного значения муниципального района относятся: …11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно Устава Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского района от 28.06.2005 года N 278 (ред. от 01.04.2011 года) "Об утверждении Устава Чернушинского муниципального района" (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 21.12.2005 N RU595350002005001), статья 8, 1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:… 11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно Положения об управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решение Земского Собрания Чернушинского муниципального района № 538 от 27.01.2012 года, Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района (Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области дошкольного, общего и дополнительного образования в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программами развития образования с учетом районных особенностей. Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района наделено правами юридического лица и является отраслевым органом администрации муниципального района, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления муниципального района по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Чернушинского муниципального района. Основной целью деятельности Управления является проведение на территории района образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение качественного образования, и удовлетворение образовательных потребностей на основе действующего законодательства Российской Федерации и Пермского края. Задачи деятельности: организация предоставления образовательных услуг в том числе дошкольного образования; обеспечение на территории района прав граждан на получение образования, соответствующего государственным стандартам во всех типах и видах учреждений, переданных в Управление. По отношению к учреждениям образования Управление осуществляет текущую организационную деятельность и оказывает организационную помощь образовательным учреждениям в государственной регистрации и получении лицензии, являясь учредителем, организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства, согласовывает документы, необходимые для предоставления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности.

В связи с тем, что Управление образовательными учреждениями выступает учредителем МБДОУ «Ракинский детский сад», требования прокурора по возложению обязанности на Управление обеспечить получение лицензии является законным и обоснованным, так как определение основных видов деятельности образовательного учреждения относится к исключительной компетенции учредителя. Согласно Положению Управление обязано проводить мероприятия, направленные на обеспечение получения лицензии образовательным учреждением.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет исковые требования прокурора и возлагает на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ракинский детский сад».

При исполнении решения суда, в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения в указанный срок до 01 сентября 2012 года, подтвержденных надлежащими, бесспорными и убедительными доказательствами, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением по отсрочке исполнения решения суда.

На момент рассмотрения гражданского дела указанные ответчиками доводы в части определения срока исполнения - до 1 октября 2012 года носят предположительный и вероятностный характер.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ракинский детский сад» обязанность в срок до 01 сентября 2012 года получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Возложить на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ракинский детский сад».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.

Судья Е.Р. Низаева