Дело № 2-497/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2012 года город Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
судьи Синельниковой И.А.
с участием помощника прокурора Чернушинского района Суетина И.В.
представителя Управления образовательными учреждениями
ФИО5 по доверенности
представителя МБОУ «Средняя образовательная школа № ФИО2
при секретаре Кулановой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района незаконными и возложении обязанности.
у с т а н о в и л :
Прокурор Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О противодействии терроризму», Федеральный закон «О санитарно_эпидемиологическом благополучии населения», требует признать незаконным бездействие Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, не принявшего меры по финансированию затрат муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №»;обязать Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обеспечить ограждение забором территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района, в ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что Управление образовательными учреждениями Администрации Чернушинского муниципального района, являясь учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», допускает нарушения требований действующего законодательства. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Согласно п. 1.1 Решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 № 538 «Об утверждении Положения об управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района» Управление образовательными учреждениями Администрации Чернушинского муниципального района является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области дошкольного, общего и дополнительного образования в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программами развития образования с учетом районных особенностей. В силу п. 2.2.1 Положения к компетенции Управления относится предоставление образовательных услуг в сфере начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, дошкольного и дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Согласно требованиям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах обеспеченности и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритете мер предупреждения терроризма. В силу ч. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. В соответствии с требованиями ч. 3 с. 32, ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Основным способом защиты образовательного учреждения является оборудование объекта ограждением, которое в данное время отсутствует.
Согласно п. 2.2.8 Положения Управление обязано обеспечить охрану жизни и здоровья детей. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В силу положений п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10) санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях. В силу требований п. 3.1 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором. Однако, территория МБОУ «СОШ №» до настоящего времени не полностью ограждена забором. При этом, Управление образовательными учреждениями Администрации Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение для соблюдения указанных нормативных требований. Таким образом, оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В силу ст.2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Суетин И.В. полностью поддержал требования, и доводы изложенные в заявлении.
Представитель Управления образовательными учреждениями ФИО5 пояснил, что не согласен с заявлением о бездействии Управления образовательными учреждениями. Деньги выделялись МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», также решается вопрос о выделении денег на ограждение школы.
Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ФИО2 в судебном заседании пояснил, что полностью согласен с требованием прокурора. Только часть школы ограждена. Деньги Управлением образования на ограждение школы не выделялись. Необходимо, чтобы школа была огорожена, это предотвратит нахождению на территории школы посторонних людей, которые заходят, употребляют спиртные напитки, это в то время, когда рядом на стадионе занимаются школьники.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает заявление подлежащим по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.45 ч.1ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании», п. 11ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района.
Согласно п. 1.1 Решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 № 538 «Об утверждении Положения об управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района» Управление образовательными учреждениями Администрации Чернушинского муниципального района является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области дошкольного, общего и дополнительного образования в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программами развития образования с учетом районных особенностей. В силу п. 2.2.1 Положения к компетенции Управления относится предоставление образовательных услуг в сфере начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, дошкольного и дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.
Согласно требованиям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах обеспеченности и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритете мер предупреждения терроризма.
В соответствии с требованиями ч. 3 с. 32, ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Основным способом защиты образовательного учреждения является оборудование объекта ограждением, которое в данное время отсутствует.
Согласно п. 2.2.8 Положения Управление обязано обеспечить охрану жизни и здоровья детей.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу положений п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10) санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях. В силу требований п. 3.1 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
В судебном заседании установлено, что территория МБОУ «СОШ №» до настоящего времени не полностью ограждена забором. При этом, Управление образовательными учреждениями Администрации Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение для соблюдения указанных нормативных требований, что является причиной не выполнения требований законодательства, то есть бездействием со стороны Управления образовательными учреждениями.
На основании изложенного, приведенных выше норм законодательства оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В силу ст.2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.
На основании изложенного заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198, ст.258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, не принявшего меры по финансированию затрат муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №».
Обязать Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обеспечить ограждение забором территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья - И.А. Синельникова