предоставление жилого помещения



Дело №2-299/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Чернушка 24 марта 2011 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Мень О.А.,

с участием прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.,

Истца Башаровой Э.Т.,

При секретаре Галияхметовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах Башаровой Эльвиры Тайфуровны к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о перечислении денежных средств на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

установил:

Прокурор Чернушинского района в интересах Башаровой Э.Т. обратился в суд с иском, требует обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Башаровой Э.Т. благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм за счет средств бюджета Пермского края на условиях договора социального найма с учетом членов семьи; обязать Министерство финансов Пермского края перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его по договору социального найма Башаровой Э.Т. с учетом членов семьи. Требование мотивировано тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В адрес прокуратуры Чернушинского района было направлено заявление от Башаровой Э.Т. с просьбой в оказании помощи в получении жилого помещения, так как он не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить ее интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальных жилищных фондах.

Башарова Э.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. отец, ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО3, лишена родительских прав решением Далматовского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации Чрнушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Башарова Э.Т. была передана под опеку дяди, ФИО9, где и воспитывалась до совершеннолетия.

В соответствии с Федеральным законом РФ №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Башарова Э.Т. в настоящее время обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Башарова Э.Т.. с ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, о чем имеется информация (очередность на ДД.ММ.ГГГГ №, в списке внеочередников – 109).

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ граждане, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, а также лица из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных учреждениях имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся.

С момента окончания МУО «Сульмашинская СОШ» в 2006 году и по настоящее время Башарова Э.Т. не работает, жилого помещения, предоставленного как лицу данной категории, либо в собственности не имеет. БашаровА Э.Т. состоит в браке с ФИО5, брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, проживают совместно, супруг также не имеет жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, либо в собственности. Супруги проживают в квартире принадлежащей матери ФИО5 - ФИО7

В соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. полностью поддержала исковые требования, и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец Башарова Э.Т. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования, и доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что она ранее проживала в доме тети, зарегистрирована она в доме, принадлежащем дедушке, по адресу <адрес>, но никогда в этом доме не проживала. Дед умер около 5 лет назад, в права наследования никто не вступал, домом распоряжается дочь деда, она пустила туда квартирантов. Она была поставлена на учет на получение жилого помещения, как сирота. Опекуном у нее был дядя ФИО9, но она проживала в семье тети ФИО10, в селе <адрес>.. Познакомилась с ФИО5, 04.006.2010 года вышла замуж и в настоящее время проживает с ним, в доме его матери. Своего жилого помещения гражданский муж не имеет.

Ответчик – администрация Чернушинского муниципального района надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представитель в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения на иск от ДД.ММ.ГГГГ №, из которых следует, что он иск не признает, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета субъекта, предусмотренных на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П (в редакции от 5 февраля 2009 года) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. На основании доводов, излложенных в отзыве просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Ответчик – Министерство социального развития Пермского края, в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, письменные возражения на иск не представил.

Ответчик – Правительство Пермского края надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения от 24.03.2011 года, из которых следует, что иск не признает, что все действия по предоставлению жилых помещений детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном актом губернатора области и Правительства Пермского края, осуществляются органами местного самоуправления. Считает, что выделение денежных средств для приобретения жилья Башаровой Э.Т. должно осуществляться в установленном законом порядке, а не путем возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края перечислить денежные средства на приобретение жилья. Самостоятельно выделить запрашиваемые денежные средства Министерство финансов не вправе. Согласно статьи 152 Бюджетного Кодекса РФ Министерство финансов Пермского края является участником бюджетного процесса. Осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 года №8-П, перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края. Вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей урегулированы законодательно, выделение средств для приобретения жилья Башаровой Э.Т. должно осуществляться в порядке установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п, а не путем обязания Правительства Пермского края произвести перевод денежных средства администрации, так как такие требования противоречат закону.

Ответчик - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в суд представлены письменные возражения на иск от 10.03.2011 года, из которых следует, что согласно Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В соответствии с п.5 Постановления Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и лиц из их числа исходя из количества детей-сирот. Указанными нормативными правовыми актами возложена обязанность на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа по предоставлению жилых помещений только в отношении указанной категории лиц. Жилое помещение должно предоставляться органами местного самоуправления по месту жительства. То обстоятельство, что истица вышла замуж, не имеют юридического значения для настоящего дела, так как расчет размера субсидии и площади предоставляемого жилого помещения производится на одного человека. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год. Министерство жилищно-коммунального хозяйства перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. На основании Постановления №16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Суд, заслушав прокурора Лыбину О.В. Т.И., истца Башарову Э.Т., исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства, статьей 1142 ГК РФ предусмотрено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Статьей 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

Статья 1154 ГК РФ устанавливает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В судебном заседании установлено, что Башарова Э.Т. зарегистрирована в доме, принадлежащем на праве собственности ее деду ФИО12 (л.д. 18), который умер около 5 лет назад, в срок установленный законом Башарова Э.Т. не вступила в права наследования, так как домом распорядилась ее тетя. Данное обстоятельство подтверждается справками ЦТИ и регистрационной палаты об отсутствии у истца недвижимого имущества (л.д. 22-25).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года №353-П средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд (п. 1,2,3,8,9).

Согласно Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения, (п.2,4). С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться 1) законные представители детей сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в образовательных учреждениях всех видов профессионального образования - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) -опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (пункт 6).

В соответствии со п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (ч. 8 ст. 6 ЖК РФ).

Из обстоятельств дела установлено, что отец Башаровой Э.Т. - ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4 ). Мать ФИО3, лишена родительских прав решением Далматовского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-15) Опекуном Башаровой Э.Т. назначен дядя ФИО9, что подтверждается постановлением администрации Чернушинского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ Башарова Э.Т. обратилась с заявлением в Администрацию Чернушинского муниципального района о постановке на учет нуждающейся в жилом помещении, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.(л.д.19). Решением администрации Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Башарова Э.Т. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении,(л.д.19) очередность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № в списке внеочередников – 109 (л.д.21).

Судом установлено, что Башаровой Э.Т. предоставила полный пакет документов для постановки на учет как нуждающийся в жилом помещении, она поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденном указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170. В Правилах также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В Положении о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства края от 10 августа 2006 года № 16-П также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит Башарову Э.Т. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Башарова Э.Т. поставлена на учет в соответствии с предъявляемыми требованиями закона для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. Ответчиками не оспаривается статус Башаровой Э.Т.

В 2006 году Башарова Э.Т. окончила МУО «Сульмашинская СОШ» (л.д.26).

В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения – статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении. Решением комиссии по администрации Чернушинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ за Башаровой Э.Т. признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку за ней признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, она не утратила это право (л.д.21), ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Из материалов дела следует, что истец во время опеки проживала в <адрес>.

Суд считает, что требования о предоставлении жилого помещения Башаровой Э.Т., с учетом члена семьи, мужа ФИО5, обоснованы и подлежат удовлетворению. Доводы ответчиков, изложенные в отзывах по иску, в части незаконности требований о предоставлении жилого помещения, с учетом членов семьи истца, суд считает необоснованными и противоречащими действующему законодательству.

Судом установлено, что Башарова Э.Т. состоит в браке с ФИО5, брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, проживают совместно, супруг также не имеет жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, либо в собственности. Супруги проживают в квартире принадлежащей матери ФИО5 - ФИО7 (л.д.10, 33). В соответствии со ст. 69 ЖК РФ муж относится к членам семьи нанимателя. В судебном заседании установлено, что у Башаровой Э.Т. и ее супруга ФИО5 отсутствует жилое помещение (л.д. 22-25,33-35).

Согласно п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в ст.1 настоящего закона (в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются с учетом членов их семей. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющихся у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности.

В Пермском крае действует постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п.2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Решением от 28 июня 2005 года № 284 Земского Собрания Чернушинского района «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению жилого помещения Башаровой Э.Т. на состав семьи из двух человек – на нее и мужа ФИО5

В части требований прокурора к Правительству Пермского края об обязательстве выделения из бюджета Пермского края денежных средств для приобретения администрацией Чернушинского муниципального района жилого помещения суд учитывает, что на момент рассмотрения дела в соответствии с п. 7 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением Правительства Пермского края № 247 -рп от 14.12.2010 года «О распределении средств бюджете Пермского края, субсидий, из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для тетей сирот, детей оставшихся без попечения родителей» Чернушинскому муниципальному району выделено 1083,0 тыс. рублей, из федерального бюджета и 5054,1 тыс. рублей из краевого бюджета.

Кроме того требования прокурора не соответствуют положениям ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, определяющей право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Со стороны прокурора не приведено каких-либо доводов и доказательств о том, что ответчиками Правительством Пермского края, Министерством социального развития Пермского края, Министерством жилищного - коммунального хозяйства Пермского края не исполняются положения Закона Пермского края от 17.12.2009 года N 560-ПК (ред. от 02.09.2010 года) "О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", предусматривающего в ведомственной структуре расходов бюджета на 2010 год определенные средства на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено доказательств, которые должны выступать основаниями для изменения установленного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п порядка распределения и использования указанных средств.

Кроме этого суд отмечает, требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Башаровой Э.Т. не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда, к тому же этот порядок определен действующим законодательством и не требуется дополнительного решения об этом.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Чернушинского района в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета Пермского края денежных средств для приобретения администрацией Чернушинского муниципального района жилого помещения и предоставления его вне очереди на условиях социального найма Башаровой Э.Т. на состав семьи из 2 человек, оставляются без удовлетворения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Башаровой Эльвире Тайфуровне по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям Чернушинского района Пермского края жилое помещение в черте Чернушинского района Пермского края отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края, на состав семьи из двух человек, с учетом мужа ФИО5, не менее 15 кв. метров на каждого, общей площадью не менее 30 кв. метров.

Решение подлежит исполнению за счет средств, направляемых органу местного самоуправления из бюджета Пермского края для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Исковые требования прокурора Чернушинского района в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета Пермского края денежных средств для приобретения администрацией Чернушинского муниципального района жилого помещения и предоставления его вне очереди на условиях социального найма Башаровой Э.Т. на состав семьи из 2 человек, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья О.А. Мень