Дело № 2–273/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.,
представителя ответчика Администрации Чернушинского муниципального района Поплаухиной Н.Р.,
представителя Управления образовательными учреждениями Альмухаметовой А.З.,
представителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Павловский детский сад» Чепуштановой Н.В.,
государственного инспектора Чернушинского и Бардымского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору – старшего инспектора 18 отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермской краю Ватрушкина А.С.;
при секретаре Бородулиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района к Администрации Чернушинского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Павловский детский сад» денежных средствами в целях исполнения предписаний государственных органов;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района обратился с заявлением о признании бездействия администрации Чернушинского муниципального района незаконным.
В исковом заявлении прокурор Чернушинского муниципального района указал, что прокуратурой Чернушинского района в ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что администрация Чернушинского муниципального района является учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Павловский детский сад» допускает нарушения требований действующего законодательства. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в ст. 31 закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Согласно п. 3.1.14 Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания района от 29.01.2010 года № 277, полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района. В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. ДД.ММ.ГГГГ сотрудником 22 отдела государственного пожарного надзора проведена проверка в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Павловский детский сад» (МДОУ «Павловский детский сад»), по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В данное время также имеют место нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности: п. 3 в здании допускается эксплуатация кабелей и проводов электрических сетей с алюминиевыми жилами; п. 4 лестничная клетка не оборудована дверями, ведущими из коридоров первого и второго этажей, устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; п. 5 в общем коридоре второго этажа здания для покрытия пола используется горючий материал (доски); п. 6 двери помещения электрощитовой выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 час.; п. 7 в местах перепада кровель лестницы для подъема пожарных подразделений выполнены из горючего материала (древесина); п. 8 косоуры маршей лестниц в лестничной клетке не имеют требуемого предела огнестойкости равного R 60; п. 9 в здании детского сада допускается проживание посторонних лиц. Также по данному объекту была произведена оценка пожарного риска. В соответствии с расчетами уровня пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ для приведения в соответствие с требованиями пожарной безопасности МДОУ «Павловский детский сад» необходимо: 1. установить противопожарные двери с пределом огнестойкости не ниже Е 160 в помещении прачечной, кухни, кладовой и электрощитовой; 2. установить модуль автоматического пожаротушения типа Буран – 2.5 или аналог, в количестве согласно техническим характеристикам, в помещении электрощитовой, расположенной на первом этаже; 3. провести модернизацию системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнить третьего типа согласно СП 3.13130.2009 вместо установленной на объекте системы оповещения второго типа. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, выполнять другие обязанности, возложенные настоящим законом на юридических лиц. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (п. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ). Санитарные правила, согласно ст. 1 закона № 52-ФЗ, – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 закона). ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной специалистами Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому края, было вынесено предписание №, так как данное общеобразовательное учреждение не соответствовало требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных учреждений». На данный момент не выполнены следующие пункты предписания, на которые требуется дополнительное финансирование со стороны учредителя, а именно: п. 1 не допускать использования помещений детского образовательного учреждения для проживания, использовать земельный участок учреждения по назначению; п. 2 провести капитальный ремонт кровли здания дошкольного учреждения; п.6 в теплое время года 1 раз в месяц исследовать песок на степень биологического загрязнения; п. 7 построить овощехранилище, оборудовать места для сушки белья и выбивания ковровых изделий; п. 10 оборудовать медицинский кабинет, изолятор в соответствии с требованиями; п. 11 оборудование сушильный устройств в шкафах или установить специальные сушильные шкафы в раздевальной; п. 13 оборудовать настенные доски в двух групповых в соответствии с требованиями; п. 16 обеспечить наличие двух комплектов наматрасников на каждого воспитанника; п. 17 один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере; п. 18 оборудовать туалетные для детей в соответствии с требованиями; п. 24 обеспечить внутреннюю отделку помещений в соответствии с требованиями; п. 26 в спальнях обеспечить инсоляцию помещений; п. 27 обеспечить уровень искусственного освещения в помещениях дошкольного учреждения в соответствии с требованиями; п. 31 в пищеблоке соблюдать поточность технологических процессов, оборудовать складское помещение согласно проекту. Причиной неисполнения требований контролирующих органов является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Учредителем образовательного учреждения является администрация Чернушинского муниципального района (п. 1.6 Устава МДОУ «Павловский детский сад»). Вместе с тем администрация Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме образовательное учреждение на устранение вышеуказанных нарушений. В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. ДД.ММ.ГГГГ у МДОУ «Павловский детский сад» закончился срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности. Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Так в соответствии с требованиями ст. 33.1 закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования. В соответствии с п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года № 277, для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности её соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством РФ требованиям. В связи с неисполнением предписаний органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный пожарный надзор, образовательное учреждение не смогло в установленные законом сроки получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, тем самым нарушает требования закона «Об образовании». Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц –воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей. Согласно Федеральной целевой программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 года № 51-ФЗ, развитие системы образования отнесено к приоритетным национальным проектам. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашения Российской Федерацией приоритета образования. Основными мероприятиями (заданиями) Программы являются, в том числе обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней. Таким образом, оспариваемое бездействие органов местного самоуправления одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации. В соответствии со ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации. На основании изложенного, прокурор Чернушинского района просит признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ «Павловский детский сад», направленных на устранение нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 18, 24, 27, 31 Предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, и в пунктах 3-9 Акта обследования 22 Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктов 1-3 Оценки уровня пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на администрацию Чернушинскому муниципального района обязанность по обеспечению МДОУ «Павловский детский сад» денежными средствами в размере, необходимом на устранение нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 18, 24, 27, 31 Предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в пунктах 3-9 Акта обследования 22 Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в пунктах 1-3 Оценки уровня пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ.
Старший помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в судебном заседании требования поддержала, уточнила требования, просила признать незаконным бездействие администрации Чернушинского муниципального района, не принявшей меры по финансированию затрат МДОУ «Павловский детский сад», направленных на устранение нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 7, 10, 17, 18, 27, 31 Предписания Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в пунктах 3-9 Акта обследования 22 Отдела Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в пунктах 1-3 Оценки уровня пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ, и возложить на администрацию Чернушинскому муниципального района обязанность по обеспечению МДОУ «Павловский детский сад» денежными средствами в размере, необходимом на устранение указанных нарушений, пояснила, что прокурор обратился с заявлением в защиту не определенного круга лиц, у МДОУ «Павловский детский сад» ДД.ММ.ГГГГ закончился срок действия лицензии на образовательную деятельность, учреждение лицензию не получило, так как не выполнило мероприятия по устранению нарушений, выявленных контролирующими органами Роспотребнадзора, Госпожнадзора. Нарушения не устранены, так как администрация как учредитель не выделяет достаточных денежных средств.
Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района Поплаухина Н.Р. с заявлением прокурора не согласна, просит оставить без удовлетворения, пояснила, что согласно п. 2.1 Положения «Об управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района», утвержденного решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, основной целью деятельности управления образовательными учреждениями является проведение на территории Чернушинского муниципального района образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение качественного образования, и удовлетворения образовательных потребностей на основе действующего законодательства РФ. Одними из задач деятельности управления образовательными учреждениями являются: создание организационных условия для реализации государственной и муниципальной политики в сфере образования, а также обеспечение на территории Чернушинского муниципального района прав граждан на получение образования, соответствующего государственным стандартам во всех типах и видах учреждений, переданных в управление образовательного учреждениями. Согласно п. 3.3 Положения от ДД.ММ.ГГГГ №, управление образовательными учреждениями осуществляет организацию работы по лицензированию и аттестации муниципальных образовательных учреждений в пределах делегированных полномочий. Для получения лицензии ее соискатель должен предоставить в соответствующий лицензирующий орган заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности. Так как в данном случае Предписания Госпожнадзора и Управления, вынесенных Учреждению, не исполнены в полном объеме и не были доведены до администрации Чернушинского муниципального района, представитель считает, что администрация Чернушинского муниципального района не бездействует, наоборот принимает все возможные меры для устранения нарушений при их своевременном выявлении. Управление образовательными учреждениями в свою очередь не предприняло никаких действий по устранению нарушений Предписаний и не поставило администрацию Чернушинского муниципального района в известность о выявленных нарушениях для принятия мер по их устранению, что привело к сложившейся ситуации. Доводы прокурора о нарушении прав и свобод гражданина не обоснованы, препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина нет. Прокурором не представлено никаких доказательств, подтверждающих надлежащее и своевременное уведомление администрации Чернушинского муниципального района о выявленных нарушениях, содержащихся в Предписаниях вышеуказанных контролирующих органов. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа. Орган местного самоуправления муниципального района состоит из исполнительного органа (администрация муниципального района) и представительного органа (Земское Собрание муниципального района). В соответствии с Уставом Чернушинского муниципального района администрация Чернушинского муниципального района как орган местного самоуправления осуществляет исполнительно-распорядительные функции, и только представительный орган Земское Собрание Чернушинского муниципального района обладает исключительной компетенцией по утверждению местного бюджета. Таким образом, администрация муниципального района не может самостоятельно распоряжаться средствами местного бюджета. Поскольку бюджет муниципального района утверждается на соответствующий год в конце текущего года, соответственно, денежные средства на устранение нарушений Предписаний не были заложены. Для выделения дополнительного финансирования в текущем 2011 году управлением образовательными учреждениями должны быть представлены в финансовый орган администрации Чернушинского муниципального района проектно-сметные документации с указанием конкретной суммы, необходимой для устранения нарушений по Предписаниям, для корректировки бюджета. На основании представленных документов финансовый орган формирует и направляет пакет документов для утверждения в Земское Собрание Чернушинского муниципального района. Только после проведения все действий администрация Чернушинского муниципального района вправе распоряжаться средствами местного бюджета. Администрация Чернушинского муниципального района не признает незаконным бездействие по финансированию затрат учреждения, направленных на устранение нарушений Предписаний Госпожнадзора и Управления, так как не знала и не могла знать о вынесении вышеуказанных предписаний в адрес учреждение. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора.
Представитель Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района Альмухаметова А.З. с требованиями прокурора не согласна, просит оставить без удовлетворения, администрация была поставлена в известность о необходимости предоставления денежных средств, составлена смета по капитальному ремонту детского сада, ремонт запланирован на лето 2011 года.
Заведующая Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Павловский детский сад» Чепуштанова Н.В. пояснила, что выполнение мероприятий, указанных в предписаниях связаны с дополнительным расходованием денежных средств, необходима замена электропроводки и приборов освещения по всему зданию, двери заказаны, но не установлены, оплата не производилась, замена пола возможна только при капитальном ремонте, в здании детского сада находится квартира, предоставленная врачу общей практики, врач использует земельный участок для огорода, детские площадки граничат с огородом. По поводу проживания в здании врача ей неоднократно указывали контролирующие органы на протяжении нескольких лет, но вопрос переселения не может решить самостоятельно. Капитальный ремонт кровли возможен при капитальном ремонте, оборудование территории требует дополнительного финансирования. В смете расходов детского сада не предусмотрены средства на ежегодную химическую чистку постельных принадлежностей и ковровых изделий, требуется 50 000 рублей, по предписанию требуется полностью заменить сантехнику в туалетных комнатах. В пищеблоке требуется оборудование складского помещения, установка дополнительного выхода. Из мероприятий, указанных в Оценке пожарного риска установлен модуль автоматического пожаротушения, но оплата за выполненную работу не произведена.
Государственный инспектор Чернушинского и Бардымского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору – старший инспектор 18 отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю Ватрушкин А.С. пояснил, что в октябре 2010 года он проводил проверку по соблюдению требований пожарной безопасности, выявлено 17 нарушений, вынесено предписание, при плановой проверке ДД.ММ.ГГГГ выявлено 16 нарушений обязательных требований, мероприятия, указанные в Акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ в пунктах 3-9 не исполнены.
Представитель Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве по иску указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистом – экспертом Южного территориального отдела Управления Роспотребназдора по Пермскому краю была проведена плановая проверка в отношении МДОУ «Павловский детский сад». По результатам проверки вручено предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроками исполнения: до ДД.ММ.ГГГГ (4 пункта), до ДД.ММ.ГГГГ (7 пунктов), до ДД.ММ.ГГГГ (11 пунктов), до ДД.ММ.ГГГГ (1 пункт), до ДД.ММ.ГГГГ (6 пунктов), до ДД.ММ.ГГГГ (1 пункт), до ДД.ММ.ГГГГ (2 пункта), постоянно (10 пунктов), ежегодно после летнего периода (1 пункт), ежегодно в период проведения профилактических медосмотров (1 пункт). В ноябре 2009 года было проведено внеплановое мероприятие по контролю исполнения предписания. В связи с тем, что 14 пунктов из 25 не были выполнены в установленный срок, в отношении Чепуштановой Н.В. заведующей МДОУ «Павловский детский сад» был составлен протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен мировому судье для рассмотрения. Постановлением мирового судьи административное дело в отношении Чепуштановой Н.В. было прекращено за отсутствием состава правонарушения, поскольку причиной выявленных нарушений санитарного законодательства явилось недостаточное обеспечение МДОУ финансовыми средствами Управлением образования администрации Чернушинского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления образования ФИО9 было внесено представление об устранении причин и условий совершенных правонарушений, где в качестве основной причины также указана причина недостаточного выделения финансовых средств на содержание МДОУ «Павловский детский сад». ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования направлен ответ на представление, в котором указано, что Управлением будут приняты меры к увеличению финансирования и необходимая для устранения нарушении сумма, обозначенная в ходатайстве заведующей МДОУ «Павловский детский сад» Чепуштановой Н.В. будет внесена на рассмотрение заседания Земского Собрания в раздел «Корректировка бюджета». Других проверок в отношении данного юридического лица не было. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также требования постановлений, предписаний, санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, выполнять другие обязанности, возложенные законом. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Положения об администрации Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района отнесены к компетенции администрации Чернушинского муниципального района. Администрация Чернушинского муниципального района не финансирует в полном объеме указанное образовательное учреждение, необходимом для устранения всех выявленных нарушений. Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю исковые требования, заявленные прокурором Чернушинского района к администрации Чернушинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по перечислению денежных средств поддерживает полностью. (л.д. 119-120)
Представитель Администрации Павловского сельского поселения Чернушинского района Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в письменном отзыве по иску указал, что администрация Павловского сельского поселения не является учредителем МДОУ «Павловский детский сад», планового финансирования учреждения в 2009-2010 годах не производилось, оказывалась фактическая помощь в единичных случаях в размере не более 1000 рублей в год, в настоящее время силами администрации поселения осуществляется зимняя уборка подъездных путей к объекту от снега. (л.д.118)
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Павловский детский сад» создано на основании Постановления администрации Чернушинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имеет право приобретать и осуществлять имущественные права, учредителем Учреждения является Администрация Чернушинского муниципального района, имущество Учреждения в денежной и иных формах формируется за счет бюджетных средств, грантов, доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, иных источников в соответствии с законодательством, финансирование осуществляется из районного бюджета, развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется Учреждением в пределах выделенных бюджетных и собственных средств согласно утвержденной смете расходов. (л.д. 6-20, 23-25, 26, 27)
Согласно Положения об управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление образовательными учреждениями (ранее наименование Управление образования) является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области дошкольного, общего и дополнительного образования, управление осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального района и находится в оперативном подчинении заместителя главы муниципального района, управление осуществляет организационно-содержательное обеспечение районной системы образования по организации работы по лицензированию и аттестации муниципальных образовательных учреждений в пределах делегированных департаментом образования полномочий, доведении сметы доходов и расходов бюджетных средств образовательных учреждений. (л.д. 53-55)
Согласно Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом образования Пермской области Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Павловский детский сад», учреждение имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников, лицензия действительна по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 27)
Согласно Акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором Чернушинского, Бардымского, Куединского, Октябрьского и Уинского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору - старшим инспектором 22 отдела ГПН УГПН Главного управления МЧС России по Пермскому краю Ватрушкиным А.С., при проверке обследования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Павловский детский сад» установлено, что здание и помещения юридического лица предназначены для ведения образовательной деятельности детей дошкольного возраста, в числе нарушений обязательных требований пожарной безопасности указаны: п. 3 в здании допускается эксплуатация кабелей и проводов электрических сетей с алюминиевыми жилами (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.1.34 ПУЭ), п. 4 лестничная клетка не оборудована дверями, ведущими из коридоров первого и второго этажей, устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах (п. 6.18 СНиП 21-01-97**), п. 5 в общем коридоре второго этажа здания для покрытия пола используется горючий материал (доски) (п. 6.25 СНиП 21-01-97**), п. 6 двери помещения электрощитовой выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 час (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89**), п. 7 в местах перепада кровель лестницы для подъема пожарных подразделений выполнены из горючего материала (древесины) (п. 6.30 СНиП 21-01-97**), п. 8 косоуры маршей лестниц в лестничной клетке не имеют требуемого предела огнестойкости равного R 60 (п. 5.18 СНиП 21-01-97**), п. 9 в здании детского сада допускается проживание посторонних лиц (п. 2.1.18 ППБ 101-89), по результатам обследования здание и помещения МДОУ «Павловский детский сад» не соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности. (л.д. 30-31, 34)
Согласно Оценки пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «ТехПожБезопасность» по объекту оценки - здания МДОУ «Павловский детский сад», расчетная величина пожарного риска на объекте защиты превышает нормативную величину пожарного риска, установленную Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с главой III «Порядок проведения расчета индивидуального пожарного риска» Методики (Приказ от 30.06.2009 года № 382 МЧС РФ «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности») для приведения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности предложены следующие дополнительные противопожарные мероприятия: 1. установить противопожарные двери с пределом огнестойкости не ниже Е 160 в помещении прачечной, кухни, кладовой и электрощитовой; 2. установить модуль автоматического пожаротушения типа Буран – 2,5 или аналог, в количестве согласно техническим характеристикам, в помещении электрощитовой, расположенной на первом этаже; 3. провести модернизацию системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнить 3-го типа согласно СП 3.13130.2009, вместо установленной на объекте системы оповещения 2-го типа. (л.д. 32-33)
Согласно Акта проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Чернушинского и Бардымского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору - старшим инспектором 18 отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю Ватрушкиным А.С., при проведении проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в том числе: в здании допускается эксплуатация кабелей и проводов электрических сетей соединение, ответвление и оконцевание жил выполнены вскрутку; в здании допускается эксплуатация кабелей и проводов электрических сетей с алюминиевыми жилами; лестничная клетка не оборудована дверями, ведущими из коридоров первого и второго этажей, устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; в общем коридоре второго этажа здания для покрытия пола используется горючий материал (доски); двери помещения электрощитовой выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часов; в местах перепада кровель лестницы для подъема пожарных подразделений выполнены из горючего материала (древесины); косоуры маршей лестниц в лестничной клетке не имеют требуемого предела огнестойкости равного R 60; в здании детского сада допускается проживание посторонних лиц.
В период с 11 февраля по ДД.ММ.ГГГГ специалистом – экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ФИО10 проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей РФ в отношении МДОУ «Павловский детский сад». (л.д. 35-45)
Согласно Предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ №, с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, МДОУ «Павловский детский сад» предложено: п. 1 не допускать использования помещений детского образовательного учреждения для проживания, использовать земельный участок учреждения по назначению до ДД.ММ.ГГГГ; п. 2 провести капитальный ремонт кровли здания дошкольного учреждения до ДД.ММ.ГГГГ; п. 7 построить овощехранилище, оборудовать места для сушки белья и выбивания ковровых изделий до ДД.ММ.ГГГГ; п. 10 оборудовать медицинский кабинет, изолятор в соответствии с требованиями срок до ДД.ММ.ГГГГ; п. 17 один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере в срок до ДД.ММ.ГГГГ; п. 18 туалетные для детей оборудовать в соответствии с требованиями в срок до ДД.ММ.ГГГГ; п. 27 обеспечить уровень искусственного освещения в помещениях дошкольного учреждения в соответствии с требованиями в срок до ДД.ММ.ГГГГ; п. 31 в пищеблоке соблюдать поточность технологических процессов, оборудовать складское помещение согласно проекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за выполнение мероприятий возлагается на заведующего МДОУ «Павловский детский сад» Чепуштанову Н.В. (л.д. 46-47)
Заведующей МДОУ «Павловский детский сад» Чепуштановой Н.В. представлены
- распоряжение Управления имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче МДОУ «Павловский детский сад» на праве оперативного управления здания детского сада, расположенного в <адрес> (л.д. 92);
- докладная записка начальнику Управления образования о том, что карниз над входом находится в аварийном состоянии, от ДД.ММ.ГГГГ, предыдущая докладная в мае 2008 года (л.д. 49);
- служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ начальнику Управления образования о необходимости установки приборов учета в квартиру врача общей практики ФИО11 (л.д. 50);
- ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ начальнику Управления образовательными учреждениями о том, что МДОУ «Павловский детский сад» не может получить лицензию на ведение образовательной деятельности в следствие проживания посторонних лиц – ФИО11 в здании детского сада, нормативными документами по дошкольным образовательным учреждениям не предусмотрено проживание в здании посторонних лиц (л.д. 51);
- объяснительная - ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ в Управление образования о проведении обследования, составлении акта, сметы, выделении финансовых средств на оборудование лестничной клетки дверями с устройством для самозакрывания и уплотнениями в притворах, демонтажа прокладки трубопровода на путях запасного выхода, демонтажа деревянного пола на первом этаже, оборудования в местах перепада кровель лестницами для подъема пожарных подразделений, в целях выполнения предписания органа государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, в целях выполнения предписания Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ провести обследования, составлении акта и выделении финансовых средств на оборудование шкафов для верхней одежды сушильными устройствами, встройку в пищеблок механической вентиляции, постройку овощехранилища, оборудование медицинского кабинета в соответствии с требованиями, оборудования туалетных (санузлов) для детей в соответствии с требованиями, предусмотреть устройство отапливаемого пола в группой ясельной группы, оборудование складского помещения на пищеблоке согласно проекта, ремонт пешеходных дорожек, въезда на территорию учреждения, указано, что ранее неоднократно были написаны заявки на выделение денежных средств на замену дверных проемов, замену электропроводки, указано о наличии предписаниях государственных органов замечания по проживанию в здании детского сада посторонних лиц (л.д. 53);
- Смета расходов на 2011 год, в которой предусмотрены расходы на год на содержание помещения 16686 рублей, прочие текущие расходы 5096 рублей, прочие расходные материалы 5590 рублей (л.д.91);
- информационное письмо о необходимости в целях выполнения предписаний Роспотребнадзора и Государственного пожарного надзора финансовых средств на установку противопожарных дверей 4 штук 12222,3 рублей; установку модуля автоматического пожаротушения типа «Буран» 2021,5 рублей; модернизацию системы АПС 6575,72 рубля; контейнер для мусора, монтаж мусорной площадки 14520 рублей; стойка для выбивания ковров и сушки белья 8280 рубле; детскую мебель 17710 рублей; покрытие пола на втором этаже плиткой, установки водонагревателей 189837, 54 рублей; установку системы вентиляции на пищеблоке 43163,15 рублей; установку двери на складе 3028 рублей; всего 297358,21 рублей (л.д. 93).
В целях исполнения предписаний государственных контролирующих органов ДД.ММ.ГГГГ произведена поставка системы вентиляции и её установка на пищеблоке МДОУ «Павловский детский сад»сметной стоимостью 43163,15 рубля (л.д. 94), ДД.ММ.ГГГГ приобретены по договору купли-продажи дверное полотно, дверная коробка и сопутствующие материалы на 1 дверь стоимостью 3028 рублей, отсрочка платежа 14 дней (л.д. 95, 96), из пояснений представителя МДОУ «Павловский детский сад» Чепуштановой Н.В. оплата по договору не произведена на момент рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ приобретены 4 игровые стенки стоимостью 17710 рублей (л.д. 97), заказаны ДД.ММ.ГГГГ стойка приспособление для выбивания ковров, стойка приспособление для сушки белья стоимостью 8220 рублей, контейнер для мусора, и другое оборудование для устройства мусорной площадки стоимостью 14520 рублей (л.д. 98,99), из пояснений представителя МДОУ «Павловский детский сад» Чепуштановой Н.В. оплата по договору не произведена на момент рассмотрения дела, выполнены работы по проектированию системы оповещения о пожаре ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6575,72 рубля (л.д. 100), из пояснений представителя МДОУ «Павловский детский сад» Чепуштановой Н.В. оплата по договору не произведена на момент рассмотрения дела, заказаны 4 противопожарные металлические двери ДД.ММ.ГГГГ на сумму 80123,98 рублей, (л.д. 101-102) из пояснений представителя МДОУ «Павловский детский сад» Чепуштановой Н.В. поставка и установка по договору не произведена на момент рассмотрения дела, оплаты не было, заключен договор подряда на установку модуля порошкового пожаротушения «Буран – 2,5» ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 103-104) из пояснений представителя МДОУ «Павловский детский сад» Чепуштановой Н.В. оплата по договору не произведена на момент рассмотрения дела, производились расходы по выполнению предписаний в 2009 году (л.д. 105-107).
Согласно Локальному сметному расчету сметная стоимость строительных работ по ремонту водопровода в МДОУ «Павловский детский сад» составляет 189837, 54 рублей. (л.д.108-115)
Управлением образовательными учреждениями представлены:
- ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ главе Чернушинского муниципального района о внесении корректировки бюджета и выделении бюджетных средств в размере 4405799,47 рублей в целях устранения предписаний надзорных органов и получения лицензии на образовательную деятельность (л.д. 86), в реестре указано МДОУ «Павловский детский сад» расчет противопожарных рисков 25000 рублей (л.д. 90).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Чернушинского муниципального района получено уведомление из Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края о том, что в 2010 году у 27 учреждений заканчивается срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности, с требованием обеспечить систему мер по организации функционирования образовательных учреждений в безопасных условиях, своевременное получение новых лицензий, предусмотреть финансирование уплаты госпошлины и оплаты работы экспертов.
Распоряжением Главы Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден график проведения лицензирования образовательных учреждений, в отношении МДОУ «Павловский детский сад» ноябрь – декабрь 2010 года, начальник управления образовательными учреждениями обязан провести собеседование с руководителями образовательных учреждений с целью расчета средств, необходимых для выполнения требований надзорных органов, подготовить сметы для проведения ремонтных работ в образовательных учреждениях, контроль за исполнением возложен на заместителя главы муниципального района.
По информации Управления образовательными учреждениями в МДОУ «Павловский детский сад» в 2008 году выполнены работы по ремонту водовода на пищеблоке на сумму 10,52 тыс. рублей, в 2010 году работы по устройству вентиляции на пищеблоке на сумму 43,163 тыс. рублей, и работы по расчету пожарных рисков на сумму 25, 0 тыс. рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Управление образовательными учреждениями направило запрос в Управление капитального строительства о проведении обследования и составления сметы на ремонт 25 образовательных учреждений в целях выполнения предписаний надзорных органов, в том числе по МДОУ «Павловский детский сад» по перечню работ: установка межэтажных дверей, ремонт путей эвакуации, ремонт системы электроосвещения, устройство наружных эвакуационных лестниц, обработка косоуров лестницы огнезащитным составом, устройство веранды, оборудования площадки для сбора мусора, устройство горячего водоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ Управление образовательными учреждениями направило запрос и.о. главы муниципального района о выделении необходимой суммы финансовых средств на выполнение ремонтных работ в учреждениях образования в размере 60588 тыс. рублей, в том числе установка АПС 3 типа, установка противопожарных дверных блоков, установка межэтажных дверей, ремонт путей эвакуации, ремонт системы электроосвещения, устройство наружных эвакуационных лестниц, обработка косоуров лестницы огнезащитным составом, устройство веранды, оборудование площадки для сбора мусора, устройство горячего водоснабжения.
Согласно Локальной сметы по капитальному ремонту МДОУ «Павловский детский сад», сметная стоимость работ 1282,681 тыс. рублей, запланированы работы по замене сантехнического оборудования в туалетных комнатах, по замене полов, по монтажу лестниц, замена дверей, по ремонту крыши, и другие работы, смета составлена ДД.ММ.ГГГГ.
Требования прокурора предъявлены к администрации Чернушинского муниципального района как учредителю Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Павловский детский сад».
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1. К вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; … 11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, 1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: …3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Согласно ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 (ред. от 02.02.2011 года) "Об образовании", 1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:..2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 8 Устава Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского района от 28.06.2005 года N 278 (ред. от 28.05.2010 года) "Об утверждении Устава Чернушинского муниципального района" (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 21.12.2005 N RU595350002005001), 1. К вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; … 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; …11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно ст. 28 Устава Чернушинского муниципального района, 1. Администрация Чернушинского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции (далее - администрация муниципального района) и действующий на основании Положения об администрации муниципального района.
Согласно ст. 29 Устава Чернушинского муниципального района, 1. В сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава муниципального района: - осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации; - заключает от имени администрации муниципального района договоры в пределах своей компетенции; - разрабатывает и представляет на утверждение Земского Собрания структуру администрации муниципального района, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации; - утверждает положения о структурных подразделениях администрации; - осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Земского Собрания и депутатов); - разрабатывает и вносит в Земское Собрание на утверждение проект местного бюджета муниципального района, планы и программы социально-экономического развития муниципального района, а также отчеты об их исполнении. Отчет об исполнении бюджета предоставляется одновременно с отчетом главы местного самоуправления.
Согласно Положения об администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 29.01.2010 года N 277 "Об утверждении Положения об администрации Чернушинского муниципального района", п. 3.1. Администрация района обладает полномочиями, определенными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального района, в том числе: 1) обеспечивает исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления района по реализации вопросов местного значения; …14) организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Пермского края; организует предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организует отдых детей в каникулярное время;
Таким образом требования прокурора основаны на положениях ст. 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании", положениях Устава Чернушинского муниципального района, согласно которых организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения и к полномочиям администрации Чернушинского муниципального района. Управление образовательными учреждениями является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района и осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального района, в отношении учреждений образования Управления осуществляет контрольные и организационные функции, и финансирование учреждений не осуществляет.
Установлено из представленных материалов, что у МДОУ «Павловский детский сад» на данный период истек срок действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ.
При наличии распоряжения Главы Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р об утверждении графика проведения лицензирования в отношении МДОУ «Павловский детский сад» в ноябре – декабре 2010 года, фактические лицензирование не проведено.
Согласно ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 (ред. от 02.02.2011 года) "Об образовании", 1. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 2. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. 3. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. 4. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. 5. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует бессрочно.. ..14. Для получения лицензии, временной лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискатель лицензии или лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, временной лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в котором указываются: 1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; … 19. Основанием для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 9 настоящей статьи, является: …2) несоответствие условий осуществления образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности, лицензионным требованиям и условиям.
Согласно Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года N 277 (ред. от 24.09.2010) "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", п. 10. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности (далее - лицензия) ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: …г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии, … д) заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям. Постановление утрачивает силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, вступающего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования в "Собрании законодательства РФ" 21.03.2011 года.
Согласно Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", п. 10 Для получения временной лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные подпунктами "а", "б", "е" - "з" пункта 8 настоящего Положения, а в случае реорганизации также копии документов, подтверждающих наличие лицензии, юридических лиц, реорганизованных в форме слияния или присоединения к лицензиату, с приложением (приложениями). … П. 26. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (временной лицензии) или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие со следующими органами исполнительной власти: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям; б) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности; в) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в целях подтверждения сведений о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности; г) Федеральная налоговая служба - в целях подтверждения сведений о государственной регистрации юридического лица, а также сведений о постановке соискателя лицензии или лицензиата на учет в налоговом органе; д) Федеральное казначейство - в целях подтверждения сведений об уплате государственной пошлины соискателем лицензии или лицензиатом; е) иные лицензирующие органы - в целях получения сведений о предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, этими лицензирующими органами.
Таким образом, наличие заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям, и заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности, является обязательным и необходимым для МДОУ «Павловский детский сад».
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) "О пожарной безопасности", Руководители организации имеют право: …вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности. … Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; ….содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;… обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях… Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; …руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», … юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; …своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. …3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», …2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: …образовательная деятельность.
Представленными в судебное заседание материалами подтверждается, что при проведении проверок деятельности МДОУ «Павловский детский сад» установлено наличие нарушений требований санитарного законодательства, требований пожарной безопасности, не исполнены предписания должных лиц, осуществляющих государственный надзор.
Неисполнение пунктов 1, 2, 7, 10, 17, 18, 27, 31 Предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, № от ДД.ММ.ГГГГ, в пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 о нарушениях обязательных требований пожарной безопасности Акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором по пожарному надзору 22 отдела государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в пунктов 1, 2, 3 о проведении дополнительных противопожарных мероприятий Оценки пожарного риска, составленной ДД.ММ.ГГГГ Обществом с ограниченной ответственностью «ТехПожБезопасность», на момент вынесения решения суда подтвердила представитель МДОУ «Павловский детский сад», и не оспаривается представителями администрации Чернушинского муниципального района и Управления образовательными учреждениями.
Выполнение указанных пунктов влечет за собой дополнительные финансовые затраты муниципального учреждения. Собственных денежных средств на исполнение предписаний учреждение не имеет, данное обстоятельство ответчиками не опровергается. Следовательно, финансирование расходов по исполнению предписаний должно производиться учредителем Администраций Чернушинского муниципального района.
Представителем МДОУ «Павловский детский сад» указано о необходимости дополнительных финансовых средств в размере 297358,21 рублей для выполнения предписаний государственных органов, о необходимости капитального ремонта здания, о наличии неоднократных требований государственных органов по исключению использования помещений детского сада не по назначению, в связи с проживанием в помещении лица, не являющегося работником учреждения.
Перечисление денежных средств на выполнение указанных мероприятий ответчиком не произведено.
Бездействием является неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления.
Ходатайство заведующей МДОУ «Павловский детский сад» в адрес Управления образовательными учреждениями по вопросу лицензирования зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ходатайство об аварийности здания зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ходатайство о выделении средств зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Управление образовательными учреждениями является отраслевым (функциональным) органом администрации Чернушинского муниципального района.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований полагать, что требования государственных органов не были доведены до администрации района.
Кроме того, распоряжением Главы Чернушинского муниципального района утвержден график проведения лицензирования в отношении данного учреждения МДОУ «Павловский детский сад» в ноябре – декабре 2010 года, фактически указанное распоряжение не исполнено.
Из представленных Управлением образовательными учреждениями и Администрацией района материалов следует, что переписка по вопросам выделения денежных средств для выполнения предписаний надзорных органов в целях получения лицензии образовательным учреждением зарегистрирована после подачи заявления прокурора в суд.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Чернушинского муниципального района по непринятию мер по финансированию затрат МДОУ «Павловский детский сад» по устранению нарушений, указанных в предписаниях государственных органов, и возложении обязанности на администрацию района по обеспечению учреждения необходимыми денежными средствами являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Чернушинского муниципального района по непринятию мер по финансированию затрат Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Павловский детский сад» по устранению нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 7, 10, 17, 18, 27, 31 Предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, № от ДД.ММ.ГГГГ, в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 о нарушениях обязательных требований пожарной безопасности Акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором по пожарному надзору 22 отдела государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в пунктах 1, 2, 3 о проведении дополнительных противопожарных мероприятий Оценки пожарного риска, составленного ДД.ММ.ГГГГ Обществом с ограниченной ответственностью «ТехПожБезопасность».
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по обеспечению Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Павловский детский сад» денежными средствами в размере, необходимом для устранения нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 7, 10, 17, 18, 27, 31 Предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, № от ДД.ММ.ГГГГ, в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 о нарушениях обязательных требований пожарной безопасности Акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором по пожарному надзору 22 отдела государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в пунктах 1, 2, 3 о проведении дополнительных противопожарных мероприятий Оценки пожарного риска, составленного ДД.ММ.ГГГГ Обществом с ограниченной ответственностью «ТехПожБезопасность».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.Р. Низаева