дело № 2-984/2012



Дело № 2–984/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2012 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Белева И.П.,

представителя третьего лица Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района ФИО4,

при секретаре Дёминой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Чернушинского района к Администрации Бедряжинского сельского поселения о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на территории сельского поселения;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района обратился с иском к Администрации Бедряжинского сельского поселения о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Исковые требования прокурора мотивированы следующим: в ходе проверки исполнения законодательства, регламентирующего соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду, прокуратурой Чернушинского района установлено, что в Бедряжинском сельском поселении на расстоянии трех километров справа от автотрассы <адрес> (12 км), с правой стороны автодороги <адрес> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, строительного мусора, крупногабаритных отходов. Согласно акта проверки Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена в границах Бедряжинского сельского поселения. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьями 12, 13 Земельного кодекса РФ установлено, что одной из целей охраны земли является предотвращения деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. В соответствии с требованиями законодательства (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Требования ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливают, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 16.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данные полномочия закреплены за Бедряжинским сельским поселением в п. 17 ст. 6 Устава Бедряжинского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Бедряжинского сельского поселения Чернушинского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. Несоблюдение вышеуказанных нормативно правовых актов создает угрозу жизни и здоровья жителей Бедряжинского сельского поселения, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Администрацией Бедряжинского сельского поселения меры к ликвидации несанкционированной свалки не принимаются. Основанием для обращения прокурора в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц послужило нарушение их права на благоприятную окружающую среду, гарантированную Конституцией РФ. На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», прокурор просит обязать Администрацию Бедряжинского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, строительного мусора, крупногабаритных отходов, расположенную по адресу: Бедряжинское сельское поселение, в 3-х км справа от автотрассы <адрес> (12 км), с правой стороны автодороги <адрес>, в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Чернушинского района Белев И.П. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить, обязать администрацию Бедряжинского сельского поселения ликвидировать указанную несанкционированную свалку, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ была обнаружена несанкционированная свалка, расположенная на территории Бедряжинского сельского поселения, организация сбора мусора и отходов относится к вопросам местного значения и находится в компетенции местной сельской администрации.

Представитель ответчика Администрации Бедряжинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, письменно указал, что администрация с исковыми требованиями прокурора согласна.

Представитель третьего лица Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района ФИО4 исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что при проверке на территории Бедряжинского сельского поселения у дороги Каменные Ключи – Андроново вдоль леса обнаружена несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов, предписание о ликвидации свалки администрация не исполнила, указала на отсутствие финансирования.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной комитетом по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района совместно с помощником прокурора, обнаружено, что в границах Бедряжинского сельского поселения на расстоянии трех километров справа от автотрассы <адрес> (12 км) с правой стороны автодороги <адрес> вдоль леса расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, строительного мусора, крупногабаритных отходов. (л.д. 6-8)

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ, 1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. 2. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, 1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: …4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012 года) "Об охране окружающей среды", 1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. 2. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; …3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012 года) "Об отходах производства и потребления", 1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. 2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012 года) "Об отходах производства и потребления", 1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. 2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1. К вопросам местного значения поселения относятся:… 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно Устава Бедряжинского сельского поселения, статья 6 Устава, к вопросам местного значения Бедряжинского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. (л.д. 9, 10)
С учетом приведенных выше положений к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Следовательно, администрация Бедряжинского сельского поселения на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данную обязанность она должна осуществлять. При этом отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на проживание в санитарно благополучном районе.

На основании ст. 12 Земельного кодекса РФ, ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Судом возлагается обязанность на Администрацию Бедряжинского сельского поселения по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, строительного мусора, крупногабаритных отходов, расположенной на административной территории Бедряжинского сельского поселения в 3 км справа от автотрассы <адрес> (12 км) с правой стороны от автодороги <адрес>, в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Возложить на Администрацию Бедряжинского сельского поселения обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, строительного мусора, крупногабаритных отходов, расположенную на административной территории Бедряжинского сельского поселения в 3 км справа от автотрассы <адрес> (12 км) с правой стороны от автодороги <адрес>, в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.

Судья Е.Р. Низаева