дело № 2-949/2012



Дело № 2-949/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 20 сентября 2012 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,

с участием помощника прокурора Миргуновой О.В.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад » ФИО3,

представителя ответчика Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района ФИО4,

при секретаре Черенковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Управлению образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад », Управлению образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

Иск мотивировал тем, что МБДОУ «Детский сад », осуществляет длительное время образовательную деятельность, в нарушение требований действующего законодательства без соответствующего разрешения – лицензии, срок действия предыдущей лицензии истек ДД.ММ.ГГГГ. Осуществление МБДОУ «Детский сад » образовательной деятельности в нарушение требований федерального законодательства, нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц и интересы Российской Федерации. Обязанность по получению лицензии возложена на образовательное учреждение. В соответствии с п. 1.6 устава МБДОУ «Детский сад », п.п.1.8., 3.5.3, 3.13 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 № 538, Управление образовательными учреждениями района, являясь учредителем, организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для предоставления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности. В связи с этим обязанность по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности следует возложить не только на детский сад, но и на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района. Просит обязать МБДОУ «Детский сад » в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на право осуществления детским садом образовательной деятельности, обязать Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад ».

Помощник прокурора Чернушинского района Миргунова О.В. в суде на иске настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, уточнила исковые требования, просила установить срок для получения лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад » ФИО3 в суде с иском согласилась, пояснила, что они действительно осуществляют образовательную деятельность без лицензии, в настоящее время необходимые мероприятия проведены, ждут заключение Роспотребнадзора.

Представитель ответчика Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района ФИО4 с иском согласился, пояснил, что они со своей стороны делают и сделают все возможное для получения детским садом лицензии.

Представитель заинтересованного лица – Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края – ФИО5 в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в письменном отзыве указала, что срок действия лицензии выданной МДОУ «Детский сад » истек ДД.ММ.ГГГГ. За истекший период МБДОУ «детский сад» обращалось за получением лицензии дважды: ДД.ММ.ГГГГ, но в связи с отрицательным ответом органа Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ в выдаче лицензии отказано; ДД.ММ.ГГГГ – лицензия не выдана в связи с отсутствием сведений о соответствии лицензиата санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности.

Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Закона « О прокуратуре» прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч.ч.1-4 ст. 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

В соответствии с п. 105 ч.1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности » от ДД.ММ.ГГГГ лицензированию в обязательном порядке подлежит образовательная деятельность по образовательным программам.

Порядок лицензирования образовательной деятельности определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174.

Согласно п.4 указанного Положения не подлежит лицензированию только образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров), и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

Согласно п.3.12 Устава МБДОУ «Детский сад », содержание образовательного процесса в Учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия имеющейся лицензии истек ДД.ММ.ГГГГ. Новая лицензия не получена, МБДОУ «Детский сад » продолжает осуществлять образовательную деятельность без лицензии.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными письменными доказательствами – лицензией, ответчиками не оспаривались.

Таким образом, с учетом действующего законодательства, суд считает, что иск прокурора о возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад » получить лицензию на право осуществления детским садом образовательной деятельности подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п.1.1, 1.5 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27 января 2012 №538, Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области дошкольного, общего и дополнительного образования в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программами развития образования с учетом районных особенностей. Управление наделено права юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления муниципального района по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Чернушинского муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п.1.6 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад » учредителем учреждения является управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района.

В соответствии с.п.п.1.8, 3.5.3, 3.13 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района 27.01.2012 № 538, Управление является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных учреждений Чернушинского муниципального района. В целях выполнения возложенных задач Управление осуществляет следующие функции и полномочия: организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для представления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности. Управление в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет управление деятельностью подведомственных ему учреждений, выполняет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений Чернушинского муниципального района, которые находятся в ведении Управления, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края и Чернушинского муниципального района в порядке, утверждаемым правовым актом главы муниципального района.

С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности и на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района.

Срок устранения нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ суд считает реальным и разумным для проведения осуществления мероприятий по получению лицензии на право осуществления детским садом образовательной деятельности.

    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.

    Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на право осуществления детским садом образовательной деятельности.

    Возложить на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обязанность обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад ».

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение месяца с момента вынесения.

Судья И.Ю. Толпышева