Дело № 12-1/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2011 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском районе Бурматовой Т.И.,
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по жалобе Першина Евгения Николаевича на постановление начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском районе Бурматовой Т.И. от 14 декабря 2010 года № 59-043-10/120-2 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 35000 рублей;
УСТАНОВИЛ:
В отношении Першина Е.Н. как должностного лица - директора ООО «СпецСервис» 10 декабря 2010 года инспектором Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском районе Деминой Т.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенном при следующих обстоятельствах: 10 декабря 2010 года в 11 часов 10 минут в г. Чернушка пер. Банковский д. 3 в помещении Отделения УФМС было выявлено административное правонарушение, допущенное Першиным Е.Н. Першин Е.Н., являясь директором ООО «СпецСервис» нарушил положения п. 9 ст. 13. 1 Федерального закона № 115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ», п. 2 Постановления Правительства РФ № 183 от 18.03.2008 года «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использования для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу», заключил трудовой договор 24 июля 2010 года с гражданином Армении Дарчинян Сасуном Мгеровичем, 17 января 1979 года рождения, но не направил в срок с 24 июля 2010 года по 10 декабря 2010 года уведомление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Першин Е.Н. как должностное лицо в срок с 24 июля 2010 года по 10 декабря 2010 года не проконтролировал направление уведомления о приеме на работу и об увольнении с работы в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина.
Постановлением начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском районе Бурматовой Т.И. от 14 декабря 2010 года № 59-043-10/120-2 Першин Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 35000 рублей. Постановление получено Першиным Е.Н. 14 декабря 2010 года.
24 декабря 2010 года Першин Е.Н. обратился с жалобой на постановление, указал, что считает постановление не обоснованным, так как выполнил все действия при привлечении на работу иностранного гражданина в полном объеме: иностранным гражданином Дарчинян С.М. было получено разрешение на работу в ООО «СпецСервис» от 21.07.2010 года, заключен трудовой договор № 8 от 24.07.2010 года, иностранный гражданин встал на миграционный учет в Отделении УФМС 27 июля 2010 года, ООО «СпецСервис» уведомило Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 13 по Пермскому краю 28 июля 2010 года. ООО «СпецСервис» является малым предприятием со штатом 15 человек, специальной кадровой службы не имеет. Всеми кадровыми вопросами занимается лично заявитель. Заявитель считал, что на миграционной карточке Отделения УФМС стоит печать учреждения, уведомление принято, требования закона выполнены правильно. Заявитель обращался к инспектору Отделения УФМС Деминой Т.А., которая разъяснила об отсутствии дополнительных документов. 31 октября 2010 года трудовые отношения с Дарчинян С.М. были прекращены в связи с выполнением работ в полном объеме. Дарчинян М.М. снят с учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю, с миграционного учета в Управлении ФМС, в начале ноября 2010 года покинул территорию РФ. Штраф в размере 35000 рублей существенный, у заявителя находится на иждивении малолетний ребенок, жена находится в декретном отпуске. Заявитель Першин Е.Н. просит отменить постановление.
Заявитель Першин Е.Н. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель государственного органа - начальник Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском районе Бурматова Т.И. с жалобой не согласна, просит оставить без удовлетворения, постановление вынесено законно и обоснованно, так как Першин Е.Н. не уведомил Управление Федеральной миграционной службы в Пермском крае о приеме на работу иностранного гражданина, и увольнении с работы. Не уведомил Службу занятости. Требования о направлении уведомления и срок направления уведомления указаны в законе.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, находит, что постановление о наложении административного взыскания подлежит оставлению без удовлетворения.
20 июля 2010 года ООО «СпецСервис» в лице директора Першина Е.Н. заключил трудовой договор с гражданином Армении Дарчинян С.М. (л.д. 5, 7)
По информации Управления Федеральной миграционной службы в Управлении были получены разрешения на работу по ходатайству работодателя ООО «СпецСервис», заключившего с иностранными работниками трудовые договоры, в том числе с Дарчинян С.М., но работодателем не было представлено уведомление о заключении трудового договора в Управление. (л.д. 9)
Согласно ст. 18.15 Кодекса об административных нарушения РФ, часть 3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Примечания: 1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. 2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Согласно ст. 13. 1 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", 1. Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу. …9. Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 года N 183 "Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу" (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 года N 634, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 23.08.2010 года, в "Российской газете" - 24.08.2010 года, но действовал на период 20 июля 2010 года), утверждены Правила подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу; форма уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу. Согласно п. 2 Правил, Работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения), о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства (далее - иностранный гражданин). … 6. Уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в порядке, установленном настоящими Правилами. … 10. Подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи.
Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 28.06.2010 года N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.07.2010 года N 18010) утвержден Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (Приложение N 6), контроль за исполнением Приказа возложен на заместителя директора Федеральной миграционной службы по курируемому направлению деятельности. Согласно указанного Порядка, 1. Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при представлении работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (далее - уведомление). 2. Работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения). …6. Уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в соответствии с настоящим Порядком. …10. Подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи.
Приведенными положения Федерального закона, Постановления Правительства предусмотрена обязанность Работодателя заключившего и расторгнувшего трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом вывод государственного органа о неисполнении должностным лицом – директором ООО «СпецСервис» Першиным Е.Н. предусмотренной законом обязанности по уведомлению Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю о заключении и расторжении трудового договора с гражданином Армении Дарчинян С.М. является законным и обоснованным.
Заявитель Першин Е.Н. выступает должным лицом, так как к должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, нанимать и увольнять работников, распоряжаться денежными средствами.
Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, нарушает установленный порядок правового положения иностранных граждан в РФ, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, совершенное заявителем административное правонарушение посягало на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области миграции, привлекая к трудовой деятельности граждан, заявитель как директор ООО несет ответственность за последствия нарушения законодательства, допущенные в процессе привлечения к работе граждан, в том числе иностранных государств.
Директор предприятия обязан осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или несовершения им юридически значимых действий. В данном случае заявитель Першин Е.Н. не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации привлечения рабочей силы, и не принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на основании ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, жалоба Першина Е.Н. подлежит оставлению без удовлетворения, оснований для изменения и снижения размера штрафа не усматривается, так как наказание назначено в отношении должностного лица минимальное, предусмотренное санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Першина Евгения Николаевича на постановление начальника Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском районе Бурматовой Т.И. от 14 декабря 2010 года № 59-043-10/120-2 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 35000 рублей, оставить без удовлетворения, постановление о наложении административного взыскания оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течении 10 дней со дня вынесения через Чернушинский районный суд.
Судья Е.Р. Низаева