Дело № 12-94/2011
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Чернушка 12 сентября 2011 года
Судья Чернушинского районного суда Пермского края Мень О.А.,
в присутствии заявителя жалобы Девятковой Н.Г.,
представителя 18 ОНД УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО3
при секретаре Кашаповой О.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Девятковой Наталии Георгиевны на постановление по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора Чернушинского и Бардымского районов по пожарному надзору – заместителя начальника 18-ОНД УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО3 от 04 августа 2011 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 04 августа 2011 года заместителя главного государственного инспектора Чернушинского и Бардымского районов по пожарному надзору – заместителя начальника 18-ОНД УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО3 Девяткова Н.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно в том, что 04 июля 2011 года в 12 часов 00 минут по окончании мероприятия по надзору на объектах населенных пунктах администрации Таушинского сельского поселения, расположенной по адресу: <адрес>, и территории населенных пунктов поселения <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> нарушены требования пожарной безопасности в соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденные Приказом МСЧ №313 от 18.06.2003г.; Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03), «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные Приказом МЧС №315 от 18.06.2003; «Водоснабжение наружные сети и сооружения», утвержденные постановлением Госстроя СССР №123 от 27 июля 1984 г.; Федеральный закон от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 19); ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. (ст. 63,76). В здании администрации Таушинского сельского поселения <адрес>: покрытие пола в коридоре здания выполнено из горючего материала (линолеум с неизвестными показателями пожарной опасности, деревянные доски) СНиП 21-01-97** п. 6.25; ППБ 01-03 п. 3,53; отделка стен коридора выполнена из горючего материала (бумажные обои, стенды) СНиП 21-01-97** п. 6.25; ППБ 01-03 п. 3,53; дверь эвакуационного выхода из здания открывается не по ходу эвакуации ППБ 01-03 п. 52; при выходе из вестибюля наружу, в полу устроен перепад высоты ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97** п. 6.28; здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, совмещенной с системой оповещения людей о пожаре ППБ 01-03 п. 16, НПБ 110-03 табл. 1. п.9; не проверяется состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака с периодичностью не менее 2-х раз в год ППБ 01-03 п. 36; в коридоре здания допускается эксплуатация лампы накаливания без защитного колпака (рассеивателя) ППБ 01-03 п. 60; Снаружи на двери помещения котельной не обозначена категория по взрывоопасности, а также класс зоны по ПУЭ ППБ 01-03 п.33; в помещении котельной допускается эксплуатация лампы накаливания без защитного колпака (рассеивателя) ППБ 01-03 п. 60. В складском здании снаружи на двери склада не обозначена категория по взрывоопасности, а также класс зоны по ПУЭ ППБ 01-03 п. 33; склад не оборудован автоматической пожарной сигнализацией НПБ 110-03 т.3, п. 5.2; в помещении склада допускается эксплуатация лампы накаливания без защитного колпака (рассеивателя) ППБ 01-03 п. 60. На территории противопожарный разрыв между зданием администрации и складским зданием используется под складирование горючих материалов ППБ 01-03 п. 22; не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения, имеющиеся огнетушители не пронумерованы на корпусе белой краской, не назначен ответственный за приобретение, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения ППБ 01-03 п. 108. В населенном пункте <адрес> пожарные гидранты на территории населенного пункта не обозначены в соответствии с НПБ 160-97; не обозначены в соответствии с НПБ 160-97 места забора воды для целей наружного пожаротушения из естественных водоисточников (пруды, реки) ППБ 01-03 п. 90; населенный пункт не обеспечен мотопомпой для целей пожаротушения ППБ 01-03 п. 31; на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара ППБ 01-03 п. 114. Населенный пункт в д. Верх-Емаш не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с требованиями СНиП с учетом нормативного радиуса обслуживания одним противопожарным водоисточником (пожарным гидрантом, пожарным водоемом) не более 200 метров СНиП 2.04.02-84 п. 2.11,9.30; п. 3 ППБ 01-03; не определены и не обозначены в соответствии с НПБ 160-97 места забора воды для целей наружного пожаротушения из естественных водоисточников (пруды, реки) ППБ 01-03 п. 90; населенный пункт не обеспечен мотопомпой для целей пожаротушения ППБ 01-03 п. 31; на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара ППБ 01-03 п. 114. Населенный пункт в д. Таныпские Ключи не обеспечен мотопомпой для целей пожаротушения ППБ 01-03 п. 31; не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с требованиями СНиП с учетом нормативного радиуса обслуживания одним противопожарным водоисточником (пожарным гидрантом, пожарным водоемом) не более 200 метров СНиП 2.04.02-84 п. 2.11,9.30; п. 3 ППБ 01-03; на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара ППБ 01-03 п. 114. Населенный пункт в <адрес> населенный пункт не обеспечен мотопомпой для целей пожаротушения ППБ 01-03 п. 31; на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара ППБ 01-03 п. 114; не обозначены в соответствии с НПБ 160-97 места забора воды для целей наружного пожаротушения из естественных водоисточников (пруды, реки) ППБ 01-03 п. 90,94. Не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Формирование бюджета происходит без учета мероприятий целевой программы пожарной безопасности ( ФЗ 123 от 22.07.2008 ст.63; ФЗ №69 ст. 19; в населенных пунктах не созданы добровольные пожарные формирования с оснащением их пожарным инвентарем и первичными средствами пожаротушения, в том числе пожарными мотопомпами. Отсутствует механизм принятии мер по локации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы силами добровольных пожарных формирований ППБ 01-03 п. 11,31; ФЗ №69 ст. 19, ФЗ 123 ст. 63, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе Девяткова Н.Г. просит постановление №139 от 04 августа 2011 года о привлечении ее к административной ответственности в виде штрафа 15000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. По следующим основаниям: заместителем главного государственного инспектора Чернушинского и Бардымского районов по пожарному надзору – заместителем начальника 18-ОНД УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО3 вынесено постановление №139 от 04 августа 2011 года о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, которым она, как должностное лицо, привлечена к административной ответственности в виде штрафа 15 000 рублей. С данным постановлением она не согласна, считает его незаконным и не обоснованным по следующим основаниям. 04 июля 2011 года главным государственным инспектором Чернушинского и Бардымского районов по пожарному надзору ФИО6 проводилась проверка противопожарного состояния объектов и населенных пунктов Таушинского сельского поселения. На момент проверки она находилась в очередном отпуске, и исполнение обязанностей главы администрации Таушинского сельского поселения были возложены на ведущего специалиста администрации Таушинского сельского поселения ФИО4 После отпуска 28 июля 2011 года в первый рабочий день после отпуска она узнала о проведенной проверке. Предписание об устранении нарушений не выдавалось. 11 августа 2011 года администрацией Таушинского сельского поселения были получены по почте предписания об устранении нарушений пожарной безопасности от 04 июля 2011 года, и постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 04 августа 2011 года. Считает, что при принятии оспариваемого акта нарушен порядок привлечения к административной ответственности: постановление принято уполномоченным лицом без предварительного предупреждения об устранении нарушений правил пожарной безопасности, т.е. предписание по результатам проверки не было выдано, а она получила по почте вместе с постановлением о назначении административного наказания.
Таким образом, при вынесении постановления о назначении административного наказания в виде штрафа 15 000 рублей, инспектором ФИО3 были нарушены процессуальные нормы, а именно не было выдано предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности, привлек к ответственности должностное лицо временно не исполняющее должностные обязанности, в связи с нахождением в очередном отпуске. Просит постановление № 139 от 04 августа 2011 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Должностное лицо Девяткова Н.Г. в судебном заседании полностью поддержали доводы, изложенные в жалобе. Представила суду доказательства устранения нарушений указанных в протоколе от 28.07.2011 года и постановлении от 04.08.2011 года.
Представитель государственного органа ФИО3, просил постановление оставить без изменений, жалобу без удовлетворения.
Суд, заслушав стороны, проверив административный материал, считает, что требования заявителя жалобы подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти.
Согласно ст. 37 федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 29.12.2010) соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 2); при составлении протокола законному представителю юридического лица разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3); законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу» в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 29.12.2010).
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из материалов дела следует, распоряжением начальника ОДН № 69 от 31 мая 2011 года назначена проверка в Таушинском сельском поселении, копия распоряжения направлена по факсимильной связи в адрес поселения. Глава поселения Девяткова Н.Г. ознакомлена с данным распоряжением 01.06.2011 года, данный факт сторонами не оспаривался, и не подлежит дополнительному доказыванию.
Согласно устава Таушинского сельского поселения, в редакции 2010 года, в статье 6 к вопросам местного самоуправления отнесено: организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со статьей 33 Устава глава поселения является высшим должностным лицом Таушинского сельского поселения и наделено Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (л.д. адм.мат. 21-32).
Главой Таушинского сельского поселения избрана Девяткова Наталия Георгиевна, постановление № 3 от 23.10.2008 года (л.д. адм.мат. 33-34).
В материалах дела представлены правоустанавливающий документы на объект недвижимого имущества, здание сельского совета, принадлежащее Образованию «Таушинское сельское поселение» Чернушинского района Пермского края на праве собственности и его технический паспорт (л.д. адм.мат. 9-20).
Согласно, представленного, устава Таушинского сельского поселения, глава поселения является высшим должностным лицом, руководит деятельностью администрации поселения, организует управление собственностью поселения. Доводы жалобы о необходимости привлечения к административной ответственности временно исполняющей обязанности главы ФИО4 необоснованны, не переставлены доказательств того, что все выявленные нарушения допущены в период исполнения обязанностей главы поселения - ФИО4.
На основании установленных обстоятельств суд считает, что решение должностного лица органа государственного пожарного надзора о привлечении к административной ответственности главы поселения Девятковой Н.Г. является правильным. Девяткова Н.Г., как глава поселения, является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом учреждения, должна обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
04 июля 2011 года с 10-00 часов до 12 часов была проведена плановая проверка в отношении Администрации Таушинского сельского поселения, юридический адрес: <адрес>. Проверены объекты учреждения, документация области пожарной безопасности, населенные пункты, расположенные на территории сельского поселения, исполнении первичных мер пожарной безопасности, и составлен акт № 69, с приложением (л.д. адм.мат. 1-7). При проведении проверки присутствовали и.о. главы администрации Таушинского сельского поседения ФИО4, директор МУ «Служба заказчика» ФИО5, в ходе проверки установлены нарушения федерального закона «О пожарной безопасности» и других нормативных актов.
04 июля 2011 года должностное лицо органа государственного пожарного надзора, ФИО6, вынес определение о вызове лиц для составления протокола, в котором указал о необходимости вызова лица, в отношении которого возбуждено административное дело руководителя учреждения – главу администрации Таушинского сельского поселения Девяткову Н.Г., на 28.07.2011 к 10 часам для составления административного протокола. Определение от 04.07.2011 года вручено Девятковой Н.Г. 20.07.2011 года.
Должностное лицо Девяткова Н.Г. была ознакомлена с результатом проверки 28.07.2011 года, ей вручена копия акта № 69 от 04.07.2011 с приложениями (л.д. адм. мат.6-7).
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом органа государственного пожарного надзора в отношении должностного лица – главы Администрации Таушинского сельского поселения Девятковой Н.Г. в <адрес> 28 июля 2011 года. Копия протокола была вручена должностному лицу 28 июля 2011 года, при составлении протокола, Девяткова Н.Г. была ознакомлен с правами и обязанностями, предусмотренными КоАП РФ (л.д. адм. мат.37-38).
Поскольку указанное лицо присутствовало при составлении протокола, и в деле имеются доказательства извещения должностного лица организации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, Девяткова Н.Г. не была лишена возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ (л.д. адм. мат.35-36).
Девяткова Н.Г. надлежащим образом извещена о дате и времени рассмотрения административного материала в отношении нее, в материале об административном правонарушении имеется определение от 28.07.2011 года, в соответствии с которым рассмотрение административного материала назначено на 04.08.2011 года, в соответствии с которым Девяткова Н.Г. ознакомлена с правами по ст.25.1 КоАП РФ. Девятковой Н.Г. вручена копия определения в тот же день 28.07.2011 года (л.д. адм. мат.41-42).
04 августа 2011 года Девяткова Н.Г. не явилась к заместителю инспектора Чернушинского и Бардымского района по пожарному надзору – заместителю начальника 18-ОДН УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО3 для рассмотрения протокола №139 от 28.07.2011 года материала административного дела в отношении должностного лица - главы Администрации Таушинского сельского поселения Девятковой Н.Г. В связи с неявкой Девятковой Н.Г., постановление № 139 от 04.08.2011г., представление № 139 и 138, предписания № 69/1/1, 2/4/1-9, 3/3/1-6 были направлены в адрес главы Администрации сельского поселения заказным письмом от 09.08.2011 года и получены по доверенности 11.08.2011 года (л.д. адм.мат. 48).
Жалоба подана в пределах установленного ст. 30.3 КоАП РФ срока, 19.08.2011 года.
В материалах дела представлены доказательства частичного устранения нарушений отраженных в акте от 04.07.2011года и постановлении № 139 от 04.08.2011 года.
Однако, большая часть работ проведена в августе 2011 года, после вынесения постановления № 139. В том числе нет доказательств фактического устранения нарушений, представляющих непосредственную опасность жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях здания администрации (п. 1-4), а именно: покрытие пола в коридоре здания выполнено из горючего материала (линолеум с неизвестными показателями пожарной опасности, деревянные доски); отделка стен коридора выполнена из горючего материала (бумажные обои, стенды); дверь эвакуационного выхода из здания открывается не по ходу эвакуации; при выходе из вестибюля наружу, в полу устроен перепад высоты.
Судья считает необходимым исключить из предъявленного Девятковой Н.Г. обвинения нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в пунктах 31 и 32 протокола об административном правонарушении от 28 июля 2011 года, так как целевая программа разработана и утверждена, что подтверждается копиями распоряжения № 3 от 28.01.2011 года и планом мероприятий по пожарной безопасности на 2011-2013 гг; также учреждением разработано и утверждено Положение о добровольной пожарной дружине, что подтверждается копиями постановления № 2 от 13.01.2011 и Положением. Нарушения, указанные в п. 20, 24, 27 и 30 протокола не могут быть исключены, так суду не представлены доказательства сроков возведения объектов, подтвержден лишь факт их наличия, путем предоставления фотографий.
Остальные нарушения, указанные в протоколе, обоснованны, сторонами не оспариваются и являются доказанными. При этом на вывод о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения не влиял довод Девятковой Н.Г. об отсутствии соответствующего финансирования со стороны районного бюджета. Занимая помещение и используя его по назначению в качестве административного здания, учреждение в любом случае обязано было эксплуатировать помещение с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при невозможности соблюдения соответствующих норм - самостоятельно прекратить эксплуатацию помещения.
Действия должностного лица Девятковой Наталии Георгиевны суд квалифицирует по с. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление от 04.08.2011 года вынесено должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, действия должностного лица Девятковой Н.Г. квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено минимальное наказание в пределах санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, учтено отсутствие отягчающих и смягчающих вину обстоятельств.
Оснований для отмены постановления № 139 от 04.08.2011 года по делу об административном правонарушении не имеется.
Из мотивировочной части постановления подлежит исключению вывод о том, что не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Формирование бюджета происходит без учета мероприятий целевой программы пожарной безопасности (ФЗ 123 от 22.07.2008 ст.63; ФЗ №69 ст. 19); в населенных пунктах не созданы добровольные пожарные формирования с оснащением их пожарным инвентарем и первичными средствами пожаротушения, в том числе пожарными мотопомпами. Отсутствует механизм принятии мер по локации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы силами добровольных пожарных формирований (ППБ 01-03 п. 11,31; ФЗ №69 ст. 19, ФЗ 123 ст. 63).
С учетом установленных обстоятельств нарушений процессуальных прав и гарантий должностного лица при производстве, по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Девятковой Наталии Георгиевны удовлетворить частично.
Изменить постановление от 04 августа 2011 года. Исключить из мотивировочной части постановления от 04 августа 2011 года вывод о том, что не разработана целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Формирование бюджета происходит без учета мероприятий целевой программы пожарной безопасности ( ФЗ 123 от 22.07.2008 ст.63; ФЗ №69 ст. 19; в населенных пунктах не созданы добровольные пожарные формирования с оснащением их пожарным инвентарем и первичными средствами пожаротушения, в том числе пожарными мотопомпами. Отсутствует механизм принятии мер по локации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы силами добровольных пожарных формирований ППБ 01-03 п. 11,31; ФЗ №69 ст. 19, ФЗ 123 ст. 63.
В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Чернушинского и Бардымского районов по пожарному надзору – заместителя начальника 18-ОНД УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО3 от 04 августа 2011 года о привлечении к административной ответственности Девятковой Наталии Георгиевны по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в административную группу Пермского краевого суда через Чернушинский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Судья О.А. Мень