Дело № 5-41/2011
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
07 июня 2011 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием представителя Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Хаматхановой Л.И.,
Главы Бедряжинского сельского поселения Усаниной Н.Г.,
при секретаре Бородулиной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
в отношении Администрации Бедряжинского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>,
по ст. 6.5 КоАП РФ.
у с т а н о в и л :
В отношении Администрации Бедряжинского сельского поселения специалистом – экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) Хаматхановой Л.И. составлен протокол об административном правонарушении в связи с тем, что 29 апреля 2011 года в 10 часов при осуществлении плановых мероприятий по контролю в отношении администрации Бедряжинского сельского поселения, <адрес>, установлено, что администрация Бедряжинского сельского поселения при осуществлении деятельности по организации в границах поселения водоснабжения населения, указанной в Уставе администрации, допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению:
1. Допустила отсутствие проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, согласованного и утвержденного в установленном порядке, с планом мероприятий по обеспечению режима в зоне санитарной охраны (ЗСО), что является нарушением п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 4 ст. 18 «Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., согласно которой проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организации зоны санитарной охраны (ЗСО) должна предшествовать разработка ее проекта.
2. Не обеспечила охраной, ограждением территорию 1 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения, что является нарушением п. 3.3.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
3. Не обеспечила проведение, в порядке производственного контроля, исследований качества воды в источниках водоснабжения, перед подачей в распределительную сеть водопровода и в распределительной сети в 2010 году - 2011году, что является нарушением п. 4.2, 4.3, 4.5. СанПиН 2.1.4.1074-01.
4. Допускает к работе случайных лиц, обслуживающих водопроводные сети и сооружения, не прошедших гигиеническое обучение и аттестацию, медицинский осмотр (исследование на гельминтозы, на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф) в 2009 году, 2010 году, 2011 году, что является нарушением Распоряжения Губернатора Пермской области № 6-р от 10.01.2003 года, ст. 36, 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., Приказа Минздрава РФ № 229 от 29.06.2000 года «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», п. 13.13 Приказа МЗ СССР № 555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», Приказа МЗ и социального развития РФ от 16.08.2004 года № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)». |Согласно ст. 34 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФЗ-52 от 30.03.99 года, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Согласно п. 13.13. Приказа МЗ СССР от 29.09.1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся», проходить периодический медицинский осмотр обязаны работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, и лица, обслуживающие водопроводные сети.
5. Допустила, что заключительные акты работ по промывке и дезинфекции водозаборных сооружений (в которых указывается дозировка активного хлора, продолжительность хлорирования (контакта) и заключительной промывки, данные контрольных анализов воды) не оформляются, что является нарушением п. 24 Инструкции по контролю за обеззараживанием хозяйственно-питьевой воды и за дезинфекцией водопроводных сооружений хлором при централизованном и местном водоснабжении № 723а-67 от 25.11.1967 года.
6. Допустила, что не разработан план по ликвидации аварийных ситуаций с комплексом мероприятий по обеспечению населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных ситуаций, схемами оповещения службы Роспотребнадзора, органов местного самоуправления, предприятий, что является нарушением п.2.5, 2.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 3.4.1 МУ 2.1.4.682-9 7 «Методические указания по внедрению и применению СанПиН «Вода питьевая...».
7. Не организовала производственный контроль посредством лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил при выполнении работ (условия труда), что является нарушением требований п. 4.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и не соответствует ст. 21 и 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ.
Глава Администрации Бедряжинского сельского поселения Усанина Н.Г. пояснила, что с протоколом согласна, перечисленные нарушения при проверке имели место, администрация осуществляла водоснабжение, водовод построен в 2010 году, с 6 мая 2011 года создано Муниципальное учреждения «Служба заказчика Бедряжинского сельского поселения», с 27 мая 2011 года водовод передан в оперативное управление учреждения. На момент проверки проект санитарно-защитной зоны отсутствует, но в целях лицензирования будет разработан, ограждение присутствовало, но охраны не было, водовод расположен в черте населенного пункта. Исследования качества воды проводилось с 2010 году при пуске водовода, в 1 квартале 2011 года не проводились, вода хорошего качества. В срок до 01 июля 2011 года сотрудники МУ «Служба заказчика» пройдут специальное обучение. Заключительные акты работ она не представила в Управление Роспотребнадзора, работы проводились при вводе в эксплуатацию. План по ликвидации аварийных ситуаций не разработала. Ведется журнал учета аварийных ситуаций, аварий не зарегистрировано. Организация производственного контроля и лабораторных исследований будет завершена в срок, указанный в предписании. Просит учесть, что выполнение некоторых требований требует дополнительных расходов из бюджета муниципального образования.
Представитель Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Хамаханова Л.И. пояснила, что указанные нарушения установлены при плановой проверке, ограждение зоны санитарной охраны должно быть установлено по проекту, проекта не было, при проверке качества воды, вода соответствует нормативам, но перечисленные нарушения должны быть устранены, чтобы исключить возможность заражения воды и обеспечить безопасность. Администрации выписано предписание, установлен срок для исполнения. Приостановление деятельности не производилось.
Согласно материалов дела, на основании Распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 17 марта 2011 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица, в период с 04 апреля по 29 апреля 2011 года специалистом – экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Хаматхановой Л.И. проведена проверка в отношении администрации Бедряжинского сельского поселения, установлено, что программа производственного контроля за качеством питьевой воды не разработана, не согласована с Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора, производственный контроль не производится, проект зон санитарной охраны источников водоснабжения отсутствует, план по ликвидации аварийных ситуаций не разработан, обслуживание водопроводных сетей и сооружений производится работниками без профессионального гигиенического обучения и периодических медицинских осмотров. (л.д. 8-15)
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. 2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. 3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. 4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. 5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. 3. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). 2. В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Согласно ст. 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. 2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются: …при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 года, 1.2. Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. 1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 1.4. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. 1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. … Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения. 3.2.1. Мероприятия по первому поясу 3.2.1.1. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. 3.3.1. Мероприятия по первому поясу 3.3.1.1. На территории первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должны предусматриваться мероприятия, указанные в п. п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3.
Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года N 24 (ред. от 25.02.2010 года, с изм. от 28.06.2010 года) "О введении в действие Санитарных правил", и "СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", 1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения). 1.3. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 1.4. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. 2.1. Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. 2.2. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. 2.3. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. 2.4. На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке. 2.5. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам. 4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. 4.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6. 4.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8. Примечание: В число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети. 4.7. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды. 4.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям. 4.9. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, утвержденные Госстандартом России или Минздравом России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Таким образом требования должностных лиц Управления Роспотребнадзора полностью основаны на положениях приведенного выше Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и на Санитарных нормах и правилах.
Указанные нарушения требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при организации питьевого водоснабжения подтверждаются исследованными материалами дела, не оспариваются представителем администрации.
Суд квалифицирует действия юридического лица – администрации Бедряжинского сельского поселения по ст. 6.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
При определении вида и размера наказания суд учитывает, что администрации вынесено предписание об устранении нарушений, установлен срок для устранения, определенные мероприятия по устранению нарушений выполняются, по результатам проверки качество воды удовлетворительное и соответствует нормам.
С учетом характера выявленных нарушений суд считает необходимым и справедливым назначение административного наказания в виде Административного штрафа.
При определении размера наказания суд учитывает доводы представителя учреждения, определяет минимальный размер штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
по с т а н о в и л :
Признать юридическое лицо – администрацию Бедряжинского сельского поселения виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей, подлежащего уплате в местный бюджет.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течении 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья Е.Р. Низаева