Дело № 5-37/2011
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Чернушка 16 июня 2011 года
Судья Чернушинского районного суда Пермского края Толпышева И.Ю.,
с участием представителя Краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - Клышковой Н.В.,
при секретаре Черенковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП Краевое государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Ананьинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»,
У С Т А Н О В И Л:
Комиссией Управления Росздравнадзора в ходе проведения, в период с 04-06 мая 2011 года, контроля соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в Краевом государственном автономном стационарном учреждении социального обслуживания населения «Ананьинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ) по адресу осуществления деятельности: <адрес>, установлено следующее: КГАСУСОН «Ананьинский ДИПИ» осуществляет медицинскую деятельность согласно лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на срок до ДД.ММ.ГГГГ. На момент проверки выявлено отсутствие контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), а именно проживающие в КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ граждане пожилого возраста и инвалиды не получают в полном объеме необходимое лечение и обследование:
- в учреждении медицинская помощь оказывается только медицинскими сестрами; отсутствуют врачебные осмотры не реже 1 раза в неделю,
- ежегодные углубленные медицинские осмотры всех инвалидов и престарелых врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, онкологом, окулистом, дерматологом, гинекологом, отоларингологом, психиатром) проводятся не в полном объеме. В 2010 году не проводились осмотры врачами-специалистами: онкологом, окулистом, дерматологом, гинекологом, отоларингологом, психиатром;
- стоматологическая помощь и зубопротезирование проживающим не организованы;
- физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, медицинский массаж отсутствуют.
Указанные обстоятельства являются нарушением приказа Минздрава СССР от 17.03.1987 N 375 "О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов", п.21 приказа Минсоцзащиты РФ от 11.10.1993 N 180 "Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов", ст. 12 Федерального закона от 02 08 1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ реорганизовано путем присоединения к КГАСУСОН «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ, 3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. 7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
В силу положений пунктов 3, 7 ст.2.10 КоАП РФ, Краевое государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» подлежит привлечению к участию в деле в качестве юридического лица привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представитель юридического лица КГАСУСОН Чайковский ДИПИ Клышкова Н.В., вину в совершении правонарушения не признала, суду пояснила, что Ананьинский ДИПИ – филиал КГАСУСОН Чайковский ДИПИ (ранее КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ) имеет лицензию на работы (услуги) осуществляемее при осуществлении доврачебной медицинской деятельности по лечебному делу, сестринскому делу. Фельдшер учреждения проводит еженедельный обход клиентов с отметкой в истории болезни и по результатам обхода оказывается необходимая экстренная доврачебная помощь, при необходимости клиены направляются в учреждение здравоохранения. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь клиентам оказывается по договору в рамках «Программы государственных гарантий оказания населанию Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год» МУЗ «Чернушинская центральная поликлиника». Вневедомственный контроль качества оказываемых медицинских услуг в учреждении ведется по договору лицензированной организацией ГКПБ № 7, нарушений в 2010 году выявлено не было. Ведомственный контроль осуществляется по приказу, ответственный – фельдшер ФИО5 Приказы Минздрава СССР от 17.03.1987 года № 375 и Минсоцзащиты РФ от 11.10.1993 года № 180 на сегодняшний день морально устарели. Основным регламентирующим документом при оказании социальных услуг, является государственный стандарт социального обслуживания населения Пермского края. Стандарт устанавливает объемы и формы социально-медицинских услуг оказываемых гражданам пожилого возраста, в том числе предусматривает содействие в получении медицинской помощи, содействие в оказании стоматологической помощи, содействие в проведении медицинских осмотров. Считает, что лицензионная медицинская деятельность ведется в учреждении без грубых нарушений.
Суд, заслушав представителя КГАСУСОН Чайковский ДИПИ, рассмотрев представленные материалы, пришел к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно подпункту 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
В п. 2 ст. 17 указанного Закона предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается Перечень работ и услуг по перечисленным ниже восьми видам деятельности, в том числе и медицинской деятельности.
Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30.
Как следует из материалов дела, КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ имеет лицензию N ФС-59-01-001081 от 23.03.2010, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление медицинской деятельности.
В приложении N 59-1 от 23.03.2010 к названной лицензии указана номенклатура работ и услуг, на осуществление которых выдана лицензия, а именно: доврачебная помощь: лечебное дело, сестринское дело (л.д. 18-20).
Согласно протоколу об административном правонарушении № 29/11 от 06 мая 2011 года, административное правонарушение со стороны КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ выразилось в том, что в учреждении отсутствуют врачебные осмотры не реже одного раза в неделю; в 2010 году не проведены осмотры врачами- специалистами: онкологом, окулистом, дерматологом, гинекологом, отоларингологом, психиатром; в учреждении не организованы стоматологическая помощь и зубопротезирование проживающим; отсутствуют физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, медицинский массаж.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Закона N 128-ФЗ).
В силу подп. "з" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно приложению к названному Положению.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2007 г. N 323 утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской помощи (в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной, скорой и пр.).
В п. 3 указанного Порядка предусмотрено, что указанные работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемых к настоящему Порядку.
Из содержания Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 г. N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001; далее - Отраслевой классификатор) следует, что осмотр врача терапевта, осмотр врачей специалистов, стоматологическая помощь, общий массаж, лечебная физкультура, физиотерапевтическое лечение относятся к простым медицинским услугам и медицинской деятельности (разделы 1-3, 17,19, 21, 23 Отраслевого классификатора)
В приложении к Порядку организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323, такие виды медицинских услуг как терапия, медицинские осмотры, стоматология, лечебная физкультура, физиотерапия, медицинский массаж выделены отдельно.
Из совокупности приведенных норм следует, что при оказании услуг, которые включены в указанные Перечни, следует получать лицензию. Следовательно, в случае если в перечне видов медицинской деятельности, указанных в выданной юридическому лицу лицензии, отсутствует какой-то из видов медицинских услуг, предусмотренный Перечнем, утв. Приказом № 323, оно не имеет права оказывать такие услуги.
Поскольку лицензией на осуществление медицинской деятельности, выданной КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ оказание работ и услуг по таким видам деятельности как терапия, медицинские осмотры, стоматология, лечебная физкультура, физиотерапия, медицинский массаж не предусмотрены, не выполнение учреждением положений требований нормативных актов, связанных с оказанием перечисленных выше услуг не может быть квалифицировано как нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии).
Таким образом, в действиях КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, соответственно правопреемник КГАСУСОН Ананьинский ДИПИ – КГАСУСОН Чайковский ДИПИ подлежит освобождению от административной ответственности, административное производство подлежит прекращению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения (вручения копии постановления представителю нарушителя).
Судья И.Ю. Толпышева