Дело № 5-28/2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Чернушка
23 июня 2010 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,
с участием Представителя Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Хаматхановой Л.И.,
представителя юридического лица Муниципальное учреждение здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» Матушкиной Л.Ю.
при секретаре Воробьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница»,
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» обвиняется в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, в том, что при осуществлении медицинской деятельности и оказания медицинских услуг допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 31 мая 2010 года, 24.05.2010 года в 14.00 часов, при рассмотрении Акта о случае профессионального заболевания (отравления) от 24 мая 2010 года у Метляковой Светланы Низайевны медицинской сестры процедурного кабинета фтизиатрического отделения Муниципального учреждения здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» (юридический адрес: 617830, Пермский край, г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 16а.), при осуществлении деятельности процедурного кабинета фтизиатрического отделения расположенного по адресу: 617830, Пермский край, г.Чернушка,ул.Лермонтова, 8, было установлено, что юридическое лицо Муниципальное учреждение здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» при осуществлении медицинской деятельности и оказания медицинских услуг допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
Допустило оказание медицинских услуг (во фтизиатрическом отделении) по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Лермонтова, 8 с нарушением требований санитарного законодательства:
1. Допустило, что фтизиатрическое отделение МУЗ «Чернушинская ЦРБ» размещено в селитебной зоне. Расстояние от территории отделения до жилой застройки менее 500м, что не соответствует требованиям п.2.2. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (далее СанПиН 2.1.3.1375-03), где указано, что специализированные больницы (комплексы) мощностью свыше 1000 коек с пребывание больных в течение длительного времени, а также стационары с особым режимом работы (психиатрические, инфекционные, в т.ч. туберкулезные, онкологические, кожно-венерологические и др.) располагают в пригородной зоне или в зеленых массивах, на расстоянии не менее 500 метров от территории жилой застройки.
2. Допустило, что территория фтизиатрического отделения МУЗ Чернушинская ЦРБ не имеет ограждения, что не соответствует требованиям п.2.7 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», где указано, что территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей площади участка. В целях предупреждения снижения естественной освещенности и инсоляции в помещениях учреждения деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 метров, кустарник - 5 метров от здания.
3. Допустило, что в туберкулезном отделении используется один вход для приема больных и для выписки, а также для медперсонала, что не соответствует требованиям п.п. 3.3, 3.15. СанПиН 2.1.3.1375-03, что не соответствует требованиям п.2.7. приложения № 1 к приказу МЗ от 04.08.1983г. № 916 «Об утверждении санитарно-противоэпидемического режима и охране труда инфекционных стационаров», где указано, что структура учреждения и планировка его помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновения "чистых" и "грязных" технологических потоков (при госпитализации больных и рожениц, оказании медицинской помощи, проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).
В инфекционных отделениях входы, лестничные клетки и лифты должны быть раздельными для приема и выписки больных.
2.7. Проход персонала в здания инфекционной больницы (корпуса), а также выход из них должен быть организован со стороны "чистой" зоны. Проход персонала из "грязной" зоны в "чистую" должен осуществляться через санитарные пропускники.
4. Допустило, что в отделении отсутствует санпропускник для персонала, что не соответствует требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.3.1375-03, где указано, что состав и площади основных и вспомогательных помещений должны определяться заданием на проектирование в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Площадь основных помещений палатных отделений следует принимать согласно Приложению 1 и Приложению 2 настоящих санитарных правил. В больницах, родильных домах и других стационарах, являющихся учебными базами медицинских вузов и училищ, институтов усовершенствования врачей, а также научными базами научно-исследовательских институтов системы здравоохранения, необходимо дополнительно предусмотреть учебные помещения для студентов и курсантов, кабинеты для преподавателей, вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые и др.), обособленные от основных функциональных подразделений лечебного учреждения.
5. Допустило, что медицинские работники раздеваются в раздевалке в общем шкафу, но для хранения сменной одежды: халатов, шапочек или косынок, масок, тапочек - нет индивидуальных шкафчиков, что не соответствует требованиям п.п. 11.4. СанПиН 2.1.3.1375-03, где указано, что медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками) в количестве, обеспечивающем ежедневную смену одежды. Хранение ее надлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Верхняя одежда хранится в гардеробе для персонала.
6. Допустило, что отсутствуют душевые для медицинских работников и комната личной гигиены для работающих женщины, что не соответствует требованиям п.п. 3.27.2. СанПиН 2.1.3.1375-03, где указано, что
3.27.2. В санитарно-бытовых помещениях для обслуживающего персонала следует принимать:
а) количество санитарных приборов для персонала отделения - из расчета не менее 2-х приборов для женщин и 1-го прибора для мужчин; площадь туалета для персонала должна быть не менее 3 м2;
б) количество душевых кабин - из расчета: не менее 1 душевой кабины на 10 человек в инфекционных и туберкулезных отделениях, а в остальных отделениях - не менее 1 душевой кабины на 15 человек, работающих в наибольшей смене среднего и младшего персонала. При меньшем числе персонала следует предусматривать 1 душевую кабину на отделение.
7. Допустило, что в отделении не предусмотрены приемно-смотровые боксы и полубоксы (в составе которых должны быть предусмотрены санитарный узел, палата и шлюз), что не соответствует требованиям п. 3.15.1, 3.15.2 СанПиН 2.1.3.1375-03. где указано, что:
З.15.1. В инфекционных отделениях для приема больных следует предусмотреть приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек - 2 бокса; 60 - 100 коек - 3 бокса; свыше 100 коек - 3% от числа коек.
Процентное соотношение коек в боксах, полубоксах и палатах инфекционных отделений следует принимать по таблице 2.
Таблица 2
Количество коек в отделении | Боксы | Полубоксы | Палаты | ||
на 1 койку | на 2 койки | на 1 койку | на 2 койки | ||
От 25 до 30 | 50 | 50 | - | - | - |
30 - 60 | 25 | 25 | 15 | 35 | - |
60 - 100 | 15 | 25 | 4 | 16 | 40 |
Более 100: для взрослых для детей | 4 10 | 8 10 | 6 15 | 12 25 | 70 40 |
3.15.2. В составе боксов и полубоксов предусматривается: санитарный узел, состоящий из туалета и ванной, палата и шлюз между палатой и коридором. Кроме того, бокс должен иметь тамбур с выходом наружу.
8. Допустило, что в отделении при входе в палатную секцию не предусмотрены шлюзы, что не соответствует требованиям п. 3.17.1 СанПиН 2.1.3.1375-03, где указано, что:
3.17.1. Палатная секция должна быть непроходной. При входе в палатную секцию следует предусмотреть шлюз. Количество коек в палатной секции определяется заданием на проектирование.
9. Допустило, что все палаты имеют площадь менее 7,5 кв.м. на 1 койку, а именно палата № 1 площадь 21,2 кв.м. на 4 койки; палата № 2 площадь 10 кв.м. на 2 койки; палата № 3 площадь 11.9 кв.м. на 2 койки; палата № 4 площадь 12.4 кв.м. на 3 койки; палата № 5 площадь 14.6 кв.м. на 3 койки; палата № 6 площадь 11.6 кв.м. на 2 койки; палата № 7 площадь 14,9 кв.м. на 3 койки; палата № 8 площадь 11,9 кв.м. на 3 койки; палата № 9 площадь 11.7 кв.м. на 2 койки; палата № 10 площадь 13 кв.м. на 2 койки; палата №11 площадь 16,1 кв.м. на 3 койки; палата №12 площадь 15,8 кв.м. на 3 койки, что не соответствует требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.3.1375-03. где указано, что:
3.4. Состав и площади основных и вспомогательных помещений должны определяться заданием на проектирование в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Площадь основных помещений палатных отделений следует принимать согласно Приложению 1 и Приложению 2 настоящих санитарных правил.
В больницах, родильных домах и других стационарах, являющихся учебными базами медицинских вузов и училищ, институтов усовершенствования врачей, а также научными базами научно-исследовательских институтов системы здравоохранения, необходимо дополнительно предусмотреть учебные помещения для студентов и курсантов, кабинеты для преподавателей, вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые и др.), обособленные от основных функциональных подразделений лечебного учреждения.
10. Не организовало обеззараживание сточных вод от фтизиатрического отделения МУЗ Чернушинская ЦРБ, что не соответствует требованиям п.5.3.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», где указано, что
5.3.1. Сточные воды инфекционных и туберкулезных лечебных учреждений (отделений) перед сбросом в наружную канализацию должны быть обеззаражены.
11. Допустило, что во фтизиатрическом отделении отсутствует подводка горячей и холодной воды в палатах, что не соответствует требованиям п.5.5 СанПиН 2.1.3.1375-03. где указано, что
5.5. В палатах для больных (в том числе в детских палатах и палатах новорожденных), врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в шлюзах боксов и полубоксов, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в разводящей сети детских и психиатрических палат не должна превышать 37 град. С.
12. Допустило, что в процедурном кабинете, на посту медсестры не предусмотрены электроводонагреватели, что не соответствует требованиям п. 5.4 СанПиН 2.1.3.1375-03 (для существующих учреждений данные устройства устанавливаются в качестве резервного источника), где указано, что:
5.4. Для вновь строящихся и реконструируемых лечебных учреждений на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются электроводонагревательные устройства непрерывного действия в санпропускниках, предоперационных и родовых залах, процедурных, перевязочных, отделениях новорожденных и детей до 1 года, ванных, санитарных комнатах моечных, буфетах, буфетах-раздаточных, пищеблоках и других функциональных помещения требующих соблюдения особого противоэпидемического режима.
13. Допустило, что в кабинетах, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук (процедурные, помещения лаборатории) умывальники не имеют локтевых кранов со смесителями, что не соответствует требованиям п. 5.6 СанПиН 2.1.3.1375-03. где указано что:
5.6. Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а так же дозаторами (локтевыми) с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
В инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойно-септических, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях необходимо устанавливать умывальники с локтевыми кранами и дозаторы с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков в шлюзах боксов, полубоксов и санузлах для персонала.
Все санузлы обеспечиваются одноразовыми бумажными или электрополотенцами и педальными спусками для смывных бачков.
14. Допустило, что во всех палатах отсутствуют светильники ночного освещения, установленных около двери на высоте 0,3 м от пола, что не соответствует требованиям п. 7.8. СанПиН 2.1.3.1375-03. где указано, что:
7.8. В каждой палате, кроме того, должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный около двери на высоте 0,3 м от пола (в детских и психиатрических отделениях светильники ночного освещения палат устанавливаются над дверными проемами на высоте 2,2 м от уровня пола).
15. Допустило, что здание туберкулезного отделения не оборудовано системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, не предусмотрена вытяжная вентиляция с механическим побуждением посредством индивидуальных каналов в каждой палате, что не соответствует п. 6.5. СанПиН 2.1.3.1375-03 где указано, что:
6.5. Здания лечебных учреждений должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и естественной вытяжной без механического побуждения.
В инфекционных, в том числе туберкулезных отделениях, вытяжная вентиляция с механическим побуждением устраивается посредством индивидуальных каналов в каждом боксе и полубоксе, которые должны быть оборудованы устройствами обеззараживания воздуха.
При отсутствии в инфекционных отделениях приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением должна быть оборудована естественная вентиляция с обязательным оснащением каждого бокса и полубокса устройством обеззараживания воздуха рециркуляционного типа, обеспечивающая эффективность инактивации микроорганизмов и вирусов не менее 95%.
16. Допустило, что в туберкулезном отделении не предусмотрена вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока из помещений: душевых, уборных, ванных, помещений для грязного белья, что не соответствует требованиям п. 6.27 СанПиН 2.1.3.1375-03. где указано, что:
6.27. Вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока предусматривается из помещений: автоклавных, моек, душевых, уборных, санитарных комнат, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств.
17. Допустило, что в отделении имеются дефекты в отделке стен, пола в палатах, что не соответствует требованиям раздела IV, п. 10.3 СанПиН 2.1.3.1375-03, где указано, что
10.3. В основных помещениях лечебных учреждений следует ежегодно проводить косметический ремонт помещений. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно.
18. Допустило, что прием больных производится в ординаторской, на 4 рабочих местах, что не соответствует требованиям п. 3.15.1. СанПиН 2.1.3.1375-03, где указано, что:
З.15.1. В инфекционных отделениях для приема больных следует предусмотреть приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек - 2 бокса; 60 - 100 коек - 3 бокса; свыше 100 коек - 3% от числа коек.
Процентное соотношение коек в боксах, полубоксах и палатах инфекционных отделений следует принимать по таблице 2.
Таблица 2
Количество коек в отделении | Боксы | Полубоксы | Палаты | ||
на 1 койку | на 2 койки | на 1 койку | на 2 койки | ||
От 25 до 30 | 50 | 50 | - | - | - |
30 - 60 | 25 | 25 | 15 | 35 | - |
60 - 100 | 15 | 25 | 4 | 16 | 40 |
Более 100: для взрослых для детей | 4 10 | 8 10 | 6 15 | 12 25 | 70 40 |
19. Не организовало производственный контроль в отделении за параметрами микроклимата и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, работой вентиляционных систем и кратности воздухообмена, что не соответствует требованиям п.6.39. СанПиН 2.1.3.1375-03 где указано, что
6.39. Администрацией лечебного учреждения организуется контроль за параметрами микроклимата и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, работой вентиляционных систем и кратности воздухообмена в следующих помещениях:
- в основных функциональных помещения операционных, послеоперационных, родовых, палатах интенсивной терапии, онкогематологических, Ожеговых отделениях, ФТО, помещениях для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, аптечных складах,: помещениях для приготовления лекарственных средств, лабораториях, отделении: терапевтической стоматологии, специальных помещениях радиологических отделений и в других помещениях, в кабинетах, с использованием химических и других веществ и соединений, могущих оказывать вредное воздействие на здоровье человека -1 раз в 3 месяца;
- инфекционных, в т.ч. туберкулезных больницах (отделениях), бактериологических, вирусных лабораториях, рентгенкабинетах - 1 раз в 6 месяцев;
- в остальных помещениях - 1 раз в 12 месяцев.
С целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью работников учреждения административным органом усматривается необходимость назначения наказания в виде административного приостановления деятельности фтизиатрического отделения Муниципального учреждения здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница».
В судебном заседании представитель Южного территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Хаматханова Л.И. протокол поддержала, на привлечении МУЗ «Чершушинская ЦРБ» к административной ответственности настаивала, пояснила, что при рассмотрении Акта о случае профессионального заболевания (отравления) от 24 мая 2010 года у Метляковой Светланы Низайевны медицинской сестры процедурного кабинета фтизиатрического отделения Муниципального учреждения здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» был выявлен ряд нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данный акт был составлен по результатам расследования причин возникновения выявленного у Метляковой С.Н. профессионального заболевания. В мае 2010 года в их отдел из Пермской краевой клинической больницы поступило извещение об установлении заключительного диагноза хронического профессионального заболевания у Метляковой С.Н. медицинской сестры процедурного кабинета фтизиатрического отделения МУЗ «Чернушинская районная центральная больница». На основании данного извещения ими было направлено письмо в адрес руководства МУЗ «Чернушинская районная центральная больница» о необходимости создания комиссии по расследованию случая профессионального заболевания. Также, 05 мая 2010 года вынесено предписание о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, исполнение которого было поручено специалистам Южного филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае». Объектом исследования было определено место работы заболевшей - фтизиатрическое отделение МУЗ «Чернушинская ЦРБ». Результат проведенного обследования отражен в Акте санитарно-эпидемиологического обследования от 18 мая 2010 года, согласно выводам которого, в МУЗ «Чернушинская ЦРБ» имеются нарушения п.п.2.2, 2.7, 3.3, 3.15, 3.4, 3.27.2, 3.15.1, 3.17.1, 5.5, 5.4, 5.3.1, 5.6, 7.8, 6.27, 6.39, 10.3, 11.4 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». Комиссия, образованная на основании приказа Главного врача МУЗ «Чернушинская ЦРБ» от 12 мая 2010 года № 107 для расследования обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания, рассмотрела результаты расследования, о чем 24 мая 2010 года был составлен Акт о случае профессионального заболевания. В состав комиссии входили специалисты Южного территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, а так же работники МУЗ «Чернушинская ЦРБ». Нарушения, выявленные при проведении санитарно-эпидемиологического обследования нашли свое отражение в окончательном Акте от 24 мая 2010 года. На основании данного Акта и был составлен протокол об административном правонарушении. Считает, приостановление деятельности фтизиатрического отделения единственным возможным к применению видом административного наказания.
Представитель юридического лица МУЗ «Чернушинская центральная районная больница» Матушкина Л.Ю., вину МУЗ «Чернушинская ЦРБ» в совершении административного правонарушения не признала, считает проведение обследования фтизиатрического отделения МУЗ «Чернушинская ЦРБ» незаконным, т.к. порядок проведения проверки не соответствует требованиям Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", соответственно достаточных доказательств того, что выявлены какие-либо нарушения не приведено. По пунктам, вменяемых нарушений Сан ПиН пояснила, что согласно техническому паспорту нежилого здания, расположенного по адресу: ул. Лермонтова, 8, а так же данным кадастрового паспорта, здание фтизиатрического отделения МУЗ «Чернушинская ЦРБ», построено и сдано в эксплуатацию в 1948 году, город Чернушка Пермского края был образован в соответствии с Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 07 февраля 1966 года, поэтому утверждение что юридическим лицом МУЗ «Чернушинская ЦРБ» допущено, что территория фтизиатрического отделения находится в селитебной зоне необосновано. Руководством МУЗ «Чернушинская ЦРБ» принимаются меры для приведения здания фтизиатрического отделения в соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, так в течение 2009 года и в начале 2010 года администрацией МУЗ «Чернушинская ЦРБ» заключены ряд договоров на проведение текущего и капительного ремонтов здания туберкулезного отделения, так же в Администрацию Чернушинского муниципального района направлены письма с просьбами о выделении дополнительных денежных средств и перераспределении имеющихся, с целью их использования для проведения проектных работ на установление приточно-вытяжной вентиляции, а так же подготовке отделения к лицензированию. Благодаря проводимой работе в настоящее время устранены нарушения указанные в п. 3 протокола – организованы два отдельных входа, для больных, поступающих в отделение и пациентов, выписывающихся из отделения и медицинского персонала, так же приняты меры к устранению нарушений, указанных в п. 5 протокола. Устранение нарушений, приведенных в п.п. 4, 6, 7, 8, 9, 10, 18 протокола невозможно в связи с проектными особенностями здания, ветхостью конструкций и коммуникаций; устранение нарушений, указанных в п.п.2, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19 требует больших финансовых затрат. Содержание фтизиатрического отделения осуществляется только на бюджетной основе. Согласно смете расходов на 2010 год, расходы на текущий и капитальный ремонт в ней не заложены. Просит в качестве меры наказания административное приостановление деятельности не применять, т.к. учитывая процент заболеваемости туберкулезом среди населения г. Чернушка, процент выполнения показателей коечного фонда (в период с января по май 2010 года он составил 96,5 %), невозможностью перевода пациентов фтизиатрического отделения в другие отделения, а так же высокий процент среди пациентов отделения асоциальных элементов, проходящих принудительное лечение от открытых форм туберкулеза, приостановление деятельности отделения может привести к ухудшению эпидемиологической ситуации в районе.
Суд, заслушав представителя Южного территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, представителя Муниципального учреждения здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница», рассмотрев представленные материалы, считает, что действительно имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
Согласно п.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ст. 6.3 КоАП РФ уполномочены рассматривать органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Порядок проведения расследования и учета профессиональных заболеваний, определен положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967. В соответствии с п.19 указанного положения, работодатель в течение 10 дней, с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее именуется - комиссия), возглавляемую главным врачом центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. В расследовании могут принимать участие другие специалисты.
В соответствии с п.п.25, 26 Положения, для принятия решения по результатам расследования необходимы следующие документы:
а) приказ о создании комиссии;
б) санитарно - гигиеническая характеристика условий труда работника;
в) сведения о проведенных медицинских осмотрах;
г) выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;
д) протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц;
е) экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов;
ж) медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;
з) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;
и) выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора;
к) другие материалы по усмотрению комиссии.
На основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно - эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 1 (Сфера применения) Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Проведение расследования и составление Акта о случае профессионального заболевания не может рассматриваться как осуществление административным органом надзорных и контролирующих функций за деятельностью юридического лица. Данные мероприятия направлены на выявление причин заболевания и принятия мер по предупреждению возникновения новых случаев заболеваний, поэтому требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", применению, к рассматриваемой ситуации, не подлежат.
24 мая 2010 года составлен Акт о случае профессионального заболевания (отравления), выявленного у Метляковой С.Н., медицинской сестры процедурного кабинета фтизиатрического отделения МУЗ «Чернушинская ЦРБ».
31 мая 2010 года должностным лицом органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, специалистом-экспертом Южного территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Хаматхановой Л.И., составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципальное учреждение здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» по ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В протоколе об административном правонарушении при указании каждого допущенного нарушения приведена правовая норма, нарушение требований которой было допущено юридическим лицом. Каждое нарушение мотивировано ссылкой на положения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.1375-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.06.2003 года. Процессуальных нарушений, при составлении протокола об административном правонарушении, не обнаружено.
Согласно ст.25 ФЗ РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно п.1 ст.29 ФЗ РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, «В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан».
Учитывая характер установленных нарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, а так же тот факт, что здание фтизиатрического отделения было спроектировано и сдано в эксплуатацию в 1948 году еще до введения в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03, так же учитывая меры, предпринятые юридическим лицом к устранению выявленных нарушений, выразившееся в проведении текущего и капитального ремонта здания в 2009-2010 г.г., организации отдельных входов в отделение для поступающих и выписывающихся пациентов, а так же медицинского персонала, организации надлежащего хранения сменной одежды медицинских работников отделения в индивидуальных шкафчиках, а так же отсутствие возможности разместить пациентов, находящихся на стационарном лечении во фтизиатрическом отделении в настоящее время, суд считает, что менее строгий вид административного наказания может обеспечить предупреждение совершения юридическим лицом новых правонарушений и назначает наказание, предусмотренное санкцией закона в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Руководствуясь ст. 3.12, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать Муниципальное учреждение здравоохранения «Чернушинская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, подлежащий уплате в местный бюджет.
Постановление может быть обжаловано в 10-тидневный срок со дня вынесения в судебную группу по административным делам Пермского краевого суда, через Чернушинский районный суд.
Судья И.Ю. Толпышева