РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 сентября 2010 года пос.Чернь Тульской области
Чернский районный суд Тульской области в составе:председательствующего Митина О.Ю.
при секретаре Подчуфаровой В.А.,
с участием представителя истца Лейних Р.В. и представителя ответчика Ивановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-475/09 по иску Матвеева Александра Федоровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении указанной пенсии,
установил:
Матвеев А.Ф. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, мотивируя исковые требования тем, что он относится к категории лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как более 30 лет является медицинским работником. С 01.08.1989 года по 01.07.1990 года он работал в городской больнице скорой медицинской помощи адрес обезличен в должности врача-интерна по анестезиологии и реаниматологии в анестезиологическом отделении, после чего был переведен на должность врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическое отделение, где проработал до 31.03.2009 года. С 01.04.2009 года он назначен на должность заведующего отделением анестезиологии-реанимации указанной больницы.
14 мая 2010 года в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику. На заседании комиссии по назначению пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области 21 мая 2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано, так как не были включены в специальный стаж работы в льготном порядке периоды с 01.08.1989 года по 30.06.1990 года в должности врача-интерна по анестезиологии и реаниматологии в анестезиологическом отделении, и с 01.07.1990 года по 24.05.1998 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическом отделении МУЗ «Тульская городская больница скорой медицинской помощи адрес обезличен» (в настоящее время переименована в МУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи адрес обезличен»), так как перечень наименований структурных подразделений Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не содержит наименование – «анестезиологическое отделение».
Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, а спорные периоды должны быть ему засчитаны в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, поскольку изменение в названии отделения, не влияло на его должностные обязанности и трудовые функции, предусмотренные Положением об отделении анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения (к приказу Минздрава СССР № 841 от 11.06.1986 года).
Просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, с момента его обращения за назначением пенсии, т.е. с 14 мая 2010 года, включив в его специальный стаж периоды работы с 01.07.1990 года по 02.11.1992 года, с 28.11.1992 года по 10.03.1997 года, с 24.03.1997 года по 24.05.1998 года в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Истец Матвеев А.Ф. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен судебной повесткой.
В судебном заседании представитель истца по ордеру адвокат Лейних Р.В. поддержал исковые требования и просила суд признать за Матвеевым А.Ф. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области назначить Матвееву А.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, с момента его обращения за назначением пенсии, т.е. с 14 мая 2010 года, включив в его специальный стаж периоды работы с 01.07.1990 года по 02.11.1992 года, с 28.11.1992 года по 10.03.1997 года, с 24.03.1997 года по 24.05.1998 года в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области, по доверенности Иванова Н.Г. исковые требования Матвеева А.Ф. не признала и пояснила суду, что 14 мая 2010 года Матвеев А.Ф. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику. Решением комиссии по назначению пенсий от 21 мая 2010 года Матвееву А.Ф. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как не были включены в специальный стаж его работы в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, периоды работы врачом анестезиологом-реаниматологом в анестезиологическом отделении больницы, поскольку Перечнем наименований структурного подразделения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, «анестезиологическое отделение» не предусмотрено. На период обращения Матвеева А.Ф. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж его работы был менее 30 лет, которые необходимы для назначения досрочной пенсии. Просила суд отказать Матвееву А.Ф. в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица - МУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи адрес обезличен» в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство представителя по доверенности Кукановой Т.А. о рассмотрении дела без её участия, исковые требования поддерживает.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст.ст.2, 39 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции 30.06.2009 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из п.3 указанной статьи Федерального закона № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В силу ст.19 указанного Федерального закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на трудовую пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно Постановлению Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения, в том числе врачам, назначалась при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях, и не менее 30 лет - в городах. В Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, входили в том числе, больничные учреждения всех типов и наименований, а в «Наименование должности» - врачи.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет» врачам анестезиологам – реаниматорам исчисление сроков выслуги производится по правилам: один год работы считать за 1 год 6 месяцев. Списком профессий и должностей работников здравоохранения, дающих право на пенсию по выслуге лет, предусмотрены врачи.
Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г. были утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии, а также Перечень структурных подразделений, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год 6 месяцев. Из данного постановления усматривается, что работа в городских больницах скорой медицинской помощи в качестве врача – специалиста, засчитывается в специальный стаж работы.
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., а по желанию гражданина до данной даты могут применяться Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г..
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. были утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с которыми работа в больницах всех наименований, в качестве врача – специалиста всех наименований засчитывается в специальный стаж работы. Согласно Перечню структурных подразделений и должностей, стаж работы в должности врача - анестезиолога – реаниматолога засчитывается как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, в том числе, в отделениях стационаров (больницах), к которым относятся отделения анестезиологии – реанимации.
В судебном заседании установлено, что Матвеев А.Ф. с 01.07.1990г. по 24.05.1998г. работал в качестве врача анестезиолога – реаниматолога анестезиологического отделения городской больницы скорой медицинской помощи им.Н.А.Семашко гор. Тулы, а с 25.05.1998г. по настоящее время работает в отделении анестезиологии и реанимации. Решением № 248 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области от 21.05.2010г. Матвееву А.Ф. отказано в назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности, так как комиссия пришла к выводу о невозможности включения в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении, поскольку название отделения, в котором протекала трудовая деятельность Матвеева А.Ф., отсутствует в Перечне. Фактически трудовая деятельность Матвеева А.Ф. с 01.07.1990 г. по настоящее время проходила в одном и тот же учреждении, и в одном и том же отделении больницы. Изменение в названии отделения не влияло на его должностные обязанности и трудовые функции.
Как следует из приказа № 330 от 06.12.1982 г. по городской больнице скорой медицинской помощи адрес обезличен, во исполнение приказа МЗ СССР № 605 от 19.08.1969 г., из состава реанимационно – анестезиологического отделения было выделено и организовано анестезиологическое отделение с 10.12.1982г..
В связи с допущенной неточностью в редакции приказов по больнице номер обезличен адрес обезличен № 286 от 29.09.1972 года, по больнице скорой медицинской помощи адрес обезличен № 330 от 06.12.1982 г., № 332 от 07.12.1982г. и № 92 от 29.12.1995г., изданных на основании приказов МЗ СССР № 605 от 19.08.1969г., № 1188 от 29.12.1975г., № 841 от 11.06.1986г., приказом № 51 (пункт 2) от 25.05.1998г. по Тульской городской больнице скорой помощи адрес обезличен вместо анестезиологического отделения было организовано отделение анестезиологии – реанимации. Отделу кадров и планово-экономическому отделу больнице было предписано принять приказ к исполнению и привести в соответствие с приказом записи в трудовых книжках работников этих отделений, в штатном расписании и тарификационных списках.
Из Положения об отделении анестезиологии – реанимации лечебно-профилактического учреждения (к приказу Минздрава СССР от 11.06.1986г.) и должностных инструкций следует, что к обязанностям персонала отделения анестезиологии – реанимации относится обеспечение надлежащего уровня специального предоперационного обследования больных, проведение общего обезболивания и оказание реанимационной помощи нуждающимся больным, осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы и др., повышение уровня теоретических знаний и обучение медицинского персонала учреждения практическим навыкам в области реанимации, контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима и техники безопасности на рабочем месте, осуществление медикаментозной предоперационной подготовки и проведение общей и регионарной анестезии при операциях, родах и др., наблюдение за состоянием больных в посленаркозном периоде до стабилизации функций жизненно важных органов, проведение по показаниям интенсивной терапии больным в послеоперационных палатах, консультирование врачей других отделений по вопросам практической анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, несение дежурства в соответствии с утвержденным графиком, контроль хранения, учета и выдачи ядовитых и сильнодействующих медикаментов, ведение необходимой учетно-отчетной медицинской документации.
Таким образом, в юридически значимые периоды Матвеев А.Ф. выполнял обязанности, предписанные должностной инструкцией для врача анестезиолога – реаниматолога отделения анестезиологии – реанимации, о чем свидетельствует характер его трудовых функций, а также тождественность выполняемой Матвеевым А.Ф. работы по охране здоровья населения в указанных отделениях и должностях, дающих право на льготную трудовую пенсию, что объективно подтверждается приказами и штатными расписаниями больницы. Этому не препятствует и положение п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст.55 Конституции РФ.
Закрепляя в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение досрочной трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае – с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода). При этом должны учитываться характер работы, различия в работе, функциональные обязанности лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и наименованиям учреждениях, организациях, структурных подразделениях.
Согласно письму Министерства здравоохранения РФ № 2510/4920-02-32 от 17.05.2002г. «О досрочных трудовых пенсиях» тождественность не устанавливается, если наименование было произведено в произвольном порядке, то есть на основании решения администрации органов (или учреждений) субъектов РФ, а также в случаях произвольного или ошибочного изменения наименований должностей или структурных подразделений.
Таким образом, несвоевременное приведение в соответствие с номенклатурой наименования учреждения здравоохранения, его структурного подразделения, в которых протекала трудовая деятельность Матвеева А.Ф., не может служить основанием к отказу ему в удовлетворении заявленных требований, поскольку конституционное право на пенсионное обеспечение взаимосвязано с трудовой функцией гражданина и не может быть поставлено в зависимость от профессиональной компетентности работников и должностных лиц, допустивших произвольное наименование структурного подразделения. Право на пенсионное обеспечение закреплено в Конституции РФ, и оно должно быть обеспечено за счет средств государства, а не работодателя, поэтому функция по назначению и выплате пенсий возложена на Пенсионный фонд, а не на работодателя.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Аналогичны положения содержатся и в Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004г., согласно которому важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что отказ Матвееву А.Ф. в назначении пенсии ввиду отсутствия у него специального стажа работы требуемой продолжительности необоснован и нарушает законные права Матвеева А.Ф. на пенсионное обеспечение, гарантированное государством, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения его иска и назначения ему пенсии с 14 мая 2010 года, то есть с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области о назначении ему пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
иск Матвеева А.Ф. удовлетворить.
Признать за Матвеевым Александром Федоровичем, дата обезличена года рождения, право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чернском районе Тульской области назначить Матвееву Александру Федоровичу досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с момента его обращения за назначением пенсии, т.е. с 14 мая 2010 года, включив в его специальный стаж периоды работы в анестезиологическом отделении Тульской городской больницы скорой медицинской помощи адрес обезличен с 01.07.1990 года по 02.11.1992 года, с 28.11.1992 года по 10.03.1997 года, с 24.03.1997 года по 24.05.1998 года, в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Чернский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: / подпись / О.Ю.Митин
= Копия верна =
Судья: О.Ю.Митин