Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Чернь 26 июля 2010 года
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Попова А.Н.,
при секретаре Восканян А.С.,
с участием истцов Могирева В.И., Могиревой Л.А., Пликиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-457/2010 по иску Могирева Виктора Ильича, Могиревой Людмилы Александровны, Пликиной Светланы Викторовны к администрации муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области о признании права собственности на часть жилого дома с надворными постройками,
у с т а н о в и л :
Могирев В.И., Могирева Л.А. и Пликина С.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области о признании права собственности на часть жилого дома с надворными постройками.
Мотивировали свои требования тем, что 5.11.1996 г. они заключили с гражданами Б нотариально удостоверенный договор обмена квартиры, принадлежащей им на праве собственности в порядке приватизации. Договор был зарегистрирован в БТИ Чернского района в реестре за номерами 921, 922, 923 от 16.12.1996 г. Тем самым они приобрели в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: Тульская область, Чернский район, <адрес>. Однако ими была приобретена в общую долевую собственность не часть жилого дома, как индивидуально-обособленное здание, а трехкомнатная квартира, как в многоквартирном доме.
В связи с тем, что приобретенное по договору обмена жилое помещение, не соответствует жилищному и гражданскому законодательству, и они не имеют возможности распоряжаться надворными постройками и приобрести в собственность придомовой земельный участок, на котором расположена часть жилого дома. Они обратились в Чернский отдел Управления Федеральной регистрационной службы РФ по Тульской области, для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о праве общей долевой собственности на часть жилого дома, но им было разъяснено, что необходимо обратиться в суд с заявлением о признании права общей долевой собственности на часть жилого дома с надворными постройками, и тогда их право будет зарегистрировано на основании судебного решения.
Надворные постройки были построены до 2000 года на отведенном, огороженном придомовом земельном участке, с согласия поселковой администрации.
Просят признать за собой право общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве каждому, на часть жилого дома № <адрес> Чернского района Тульской области, инвентарный номер №, общей площадью части дома 72,2 (семьдесят две целых и две десятых) кв.м., в том числе жилой площадью части дома 42,1 (сорок две целых и одна десятая) кв.м., под литером «А», пристройку под литером «а» площадью 26,6 (двадцать шесть целых и шесть десятых) кв.м., и надворные постройки: два сарая под литерами «Г4», «Г6», навес под литером «Г5».
В судебном заседании истец Могирева Л.А. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Истец Могирев В.И. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Истец Пликина С.В. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации МО рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области - в судебное заседание не явился, имеется письменное ходатайство главы администрации Малинникова А.В., в котором просит рассмотреть дело без их участия, по исковому заявлению возражений не имеет.
Выслушав объяснения истцов, изучив материалы дела, суд находит, что требования Могирева В.И., Могиревой Л.А., Пликиной С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Также согласно ст. 222 ГК РФ, в редакции действовавшей на момент приобретения истцам жилого помещения, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежавшем ему земельном участке, при условии, что данный земельный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведённую постройку.
Согласно ст. ст. 244 и 245 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
Из копии договора обмена квартир от 5 ноября 1996 года следует, что Могирев В.И., Могирева Л.А., Пликина С.В. приобрели в собственность квартиру <адрес> Тульской области.
Согласно копии технического паспорта на 2-х квартирный жилой дом от 14 апреля 2010 года, жилое помещение, расположенное по адресу: Тульская область, <адрес> является изолированным помещением, пригодным для проживания граждан, имеет изолированный вход в жилое помещение, занимаемое истцами, при отсутствии помещения общего пользования, находящееся на земельном участке, огороженном по периметру.
На территории земельного участка, на котором расположено жилое помещение занимаемое истцом, находятся надворные постройки: два сарая под литерами «Г4», «Г6», навес под литером «Г5».
Соответственно, в том числе исходя из буквального смысла ст. 16 ЖК РФ, жилое помещение, занимаемое истцами, расположенное по адресу: Тульская область, <адрес>, является не квартирой, а частью жилого дома.
Следуя изложенному, суд приходит к выводу, что приобретенная Могиревым В.И., Могиревой Л.А., Пликиной С.В. по договору обмена в собственность квартира № <адрес> Тульской области и часть жилого дома, расположенная по адресу: Тульская область, <адрес>, являются одним и тем же жилым помещением, а именно частью жилого дома.
Вместе с тем, в договоре обмена от 5.11.1996 года в качестве объекта указана трехкомнатная квартира, расположенная по адресу Тульская область, <адрес> а не часть жилого дома Данное обстоятельство препятствует регистрации жилого помещения занимаемого истцами как части жилого дома и лишает их возможности распоряжаться надворными постройками и приобрести в собственность придомовой земельный участок.
Надворные постройки, расположенные на земельном участке, на котором находится часть жилого дома, занимаемого истцами, созданы без существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозы жизни и здоровью граждан, доказательств обратного, суду не представлено.
Вместе с тем, данные нежилые строения нигде не зарегистрированы и постановление о выделении земельного участка под строительство данных нежилых помещений отсутствует, что препятствует приобретению истцами данных помещений в собственность.
Таким образом, основания для удовлетворения иска Могирева В.И., Могиревой Л.А., Пликиной С.В. о признании за ними права общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве каждому, на часть жилого дома № <адрес> Чернского района Тульской области, инвентарный номер №, общей площадью части дома 72,2 (семьдесят две целых и две десятых) кв.м., в том числе жилой площадью части дома 42,1 (сорок две целых и одна десятая) кв.м., под литером «А», пристройку под литером «а» площадью 26,6 (двадцать шесть целых и шесть десятых) кв.м., и надворные постройки: два сарая под литерами «Г4», «Г6», навес под литером «Г5», имеются.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Могирева Виктора Ильича, Могиревой Людмилы Александровны, Пликиной Светланы Викторовны к администрации муниципального образования рабочий поселок Чернь Чернского района Тульской области удовлетворить.
Признать за Могиревым Виктором Ильичом, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>,
Могиревой Людмилой Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Пликиной Светланой Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>,
право общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве каждому, на часть жилого <адрес> Чернского района Тульской области, инвентарный номер №, общей площадью части дома 72,2 (семьдесят две целых и две десятых) кв.м., в том числе жилой площадью части дома 42,1 (сорок две целых и одна десятая) кв.м., под литером «А», пристройку под литером «а» площадью 26,6 (двадцать шесть целых и шесть десятых) кв.м., и надворные постройки: два сарая под литерами «Г4», «Г6», навес под литером «Г5».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Чернский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Н.Попов
(подпись)
Копия верна: судья А.Н.Попов